{metadescription}
Бомжевать или погибать: другого выбора у жильцов «Щебсклада» нет

Бомжевать или погибать: другого выбора у жильцов «Щебсклада» нет

Астанчане отказываются отдавать свои участки для строительства вокзала. Они требуют объяснить, куда подевались выделенные на переселение миллионы.

Жильцы столичного дачного массива «Щебсклад» в панике. Их пытаются выселить из своих домов, поскольку на этой земле планируется построить железнодорожный вокзал. Местные жители и рады были бы освободить территорию, однако их не устраивает размер компенсации. По их словам, им вместо уже обустроенных, родных участков предлагают голые земли без каких-либо построек, при этом не предоставляя ни дополнительных денежных средств на стройматериалы, ни времени на возведение нового жилища – не за горами крепкие морозы. Ситуация настолько критическая, что отчаявшиеся дачники даже угрожали массовым суицидом – держали наготове газовые баллоны и бутылки с бензином. К счастью, все обошлось. На этот раз…

По словам жительницы этого дачного поселка Галии Мухамбетовой, участки под ИЖС здесь выдавали с 2006 года. Но в 2014 году планы властей изменились – неожиданно стало известно, что территория нужна для строительства железнодорожного вокзала. Тут-то и началась черная полоса для дачников.

Между небом и землей зависли около двух десятков семей! Каждый визит полицейских, говорит Галия Мухамбетова, все больше раздражает и надежд на благополучное разрешение конфликта остается все меньше. Как на том месте, где обосновались живые люди, было решено строить какой-то вокзал? Сложившуюся ситуация попытались разъяснить в Управление земельных отношений и по контролю за использованием и охраной земель города Астаны. В ответ на запрос телеканала КТК касательно этой ситуации сообщило следующее:

«… с целью реализации Генерального плана столицы, согласно постановлению акимата города Астаны от 17 марта 2014 года № 197-409, АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» было разрешено проведение обследования, изыскательных работ, проектирование и строительство вокзального комплекса на земельном участке площадью 26,7399 га, расположенном в районе пересечения улиц А 62 (проектное наименование), Байтурсынова и Нажимеденова сроком на три года.

Для дальнейшего осуществления строительства было принято постановление акимата города Астаны от 25 мая 2014 года № 197-859 о принудительном отчуждении для государственных нужд земельных участков, входящих в границы вышеуказанного отвода, в том числе путем выкупа, для проектирования строительства вокзального комплекса».

То есть чиновники выбрали место для вокзала, зная, что на этой земле живут и строятся множество астанчан. В том, что столица заимеет новое, суперсовременное здание для обслуживания железнодорожных перевозок нет ничего плохого. Тем более, что запустить его планируется как раз к началу работы Международной выставки «ЭКСПО-2017». Мало того, между новым объектом и аэропортом будет протянута линия LRT. Хорошие планы. Опять же, все для удобства людей. Но это возможно в туманном и не совсем ясном будущем, а сейчас все выглядит так, что неграмотный менеджмент и корявость коммуникаций между властью и народом приводят к опасным эксцессам. Даже если все действия будущего застройщика и акимата соответствуют букве закона, почему заблаговременно не был решен вопрос с переселением? Дело доведено до того, что активизация исполнительных и силовых структур в преддверии зимы смотрится крайне антигуманно.

Вокзал изначально хотели возводить совсем в другом районе. Но потом ответственные лица все переиграли и посчитали нужным «привязать» его к главной оси городской застройки, которую образуют Хан Шатыр, Байтерек, Дом министерств, резиденция главы государства, Дворец мира и согласия и монумент Қазақ Елі. Из-за этой-то «привязки» под угрозой остаться без крыши над головой и оказались жители дачного сектора «Щебсклад».

«Нам предложили взамен земельные участки в другом поселке. У нас есть постановление о том, что на каждый участок выдали по пять миллионов тенге. Из этих пяти миллионов ГКП «Городская недвижимость» купила в Александровке участки по миллиону тенге, остальные деньги неизвестно куда делись! Спор из-за этого идет. Мы просим дать нам землю и разницу – эти четыре миллиона тенге, которые по закону выделили нам на каждый участок!», – заявила Галия Мухамбетова.

Внятного комментария от акимата Астаны по поводу компенсаций добиться не удалось. Местная власть ограничилась тем, что ответственным назвала КТЖ. Логичным это объяснение вряд ли может быть. Потому что автоматически возникает вопрос, а за что вообще отвечает администрация города на вверенной ей территории. Или таким же образом можно отдать кусок земли другой нацкомпании, либо министерству? Вырисовывается вполне очевидная «важность» человека и его прав. Чего только стоит предоставленная столичным акиматом информация о следующем:

«… ввиду освоения данных земельных участков Застройщиком самостоятельно, акимат города Астаны информацией о ходе изъятия объектов недвижимости и освобождения земельных участков, а также величине испрашиваемой и предлагаемой компенсации не располагает», – значит в официальном ответе на наш запрос.

Стоит отметить, что земельные участки «Щебсклада» находятся в районе силикатного завода, на месте бывшей свалки. Получив права на аренду земли десять лет назад, дачники своими силами обустроили район: провели электричество, построили дороги, очистили территорию. Однако при оформлении прав на земельные участки у них возникли сложности. Чиновники не продлевают им договора аренды, аппелируя к тому, что граждане самовольно заняли территорию и строились там без разрешительной документации. Но у жителей поселка ведь имеются акты об аренде, техпаспорта, домовые книги. Не у всех, конечно: многие значатся простыми дачниками.

«Они говорят, что мы самозахватчики. Говорят, что нам свет отключат, и мы сами убежим отсюда. Но фактически это электричество мы сами себе проводили: жители покупали столбы, провода, разрешение с энергосбыта брали. Акимат не помогал!

А сейчас зимой, с четырьмя детьми у меня нет возможности никуда переехать. У меня тот же КамАЗ нанять нету денег. У меня на мое имея только садовая книжка есть. А на землю у меня акт на старого хозяина. Но у меня есть эти документы, они на руках», – сказала Галия Мухамедбетова.

По закону, людям, чьи участки изымаются и жилье идет под снос, должна либо выплачиваться компенсация в размере рыночной стоимости изымаемого жилья, либо предоставляться взамен равнозначное жилье. При этом ни компенсация, ни предлагаемое жилье не должны ухудшать их жилищные условия. Однако с дачниками не все так просто: по казахстанскому законодательству, законная прописка (регистрация) для постоянного места жительства на дачных участках допускается, но сами эти дома жильем не признаются. Вот эта правовая коллизия и мешает властям и жителям дачного массива найти оптимальное и приемлемое дл всех решение.

Напомним, что аналогичные страсти не утихали с 2004 по 2006 годы в столичном районе Слободка. Городским властям также понадобилась эта земля под государственные нужды, и они предложили горожанам компенсацию из расчета 320-620 долларов за квадратный метр жилья, тогда как рыночная стоимость жилья в Слободке составляла на тот момент 800-1200 долларов за квадратный метр. Лишь после организованного жителями Слободки митинга власти города пошли на незначительные уступки.  

Скандалы с принудительным выселением потрясали не только Астану, но и Алматы. Печально известен  в этом отношении дачный поселок «Шанырак». В июле 2006 года здесь хотели сносить дома и даже подогнали бульдозеры. Свое жилье люди отстаивали под угрозой быть раздавленными, и так же, как и астанчане угрожали самосожжением. Шаныраковцы кричали, что их «выжигают каленым железом» с насиженных мест. Причем в этом случае при столкновениях с местными жителями погиб один полицейский. Видимо, уроки прошлого очень быстро забываются и освежить память бастыков может только народ… 

Новости партнеров

Сейчас в эфире