Каких перемен ждет мир от Трампа-президента
«Рубикон» пройден, пути назад нет – янки выбрали нового президента. Но не ошиблись ли они?
Автор: Азамат Галеев
Шоумен, миллиардер, оратор или все-таки новый хозяин знаменитого Овального кабинета? Конечно, официально Дональд Трамп теперь станет президентом и главнокомандующим Соединенных штатов Америки, но кого в его лице получают в партнеры другие страны мира? И сможет ли он что-то изменить в поведении родной страны за ее пределами? Весь мир знает Трампа-бизнесмена, но кто такой Трамп-президент? Известный политолог Данияр Ашимбаев дал свое видение сложившейся ситуации и спрогнозировал некоторые изменения. Кстати, исход выборов – еще одно подтверждение верности предсказаний обезъяны-пророка из Шанхая...
– Данияр Рахманович, смена верховной власти в США повлияет каким-то образом на развитие событий на Украине и в Сирии?
– Предвыборная риторика и реальная политика – вещи немножко разные. Есть характерные примеры, когда президент США Вудро Вильсон, который победил с программой миротворческой деятельности, при нем США и вступили в Первую мировую войну. Есть реальные интересы: бизнес, военно-промышленный комплекс, нефть и газ, политическое лобби. Есть еще и Конгресс, и не факт, что президент может опереться на его поддержку в некоторых вопросах. То, что говорят на выборах и дальнейшая работа – это разные вещи. В Москве почему-то к Трампу относятся чрезмерно позитивно. Какая будет позиция США по поводу Украины, Сирии, внешнего долга, будет ясно только в январе, когда Трамп пойдет на инаугурацию и сформирует новое правительство.
Во-первых, он – шоумен, и делал заявления, рассчитанные на электорат. Во-вторых, он сам – представитель финансово-строительной олигархии, интересы которой американское правительство исправно защищало. И сейчас сложно говорить, какой курс он будет проводить. Он, конечно, не имел опыта в государственном управлении. Но при этом та же Клинтон, которая была сенатором и госсекретарем, при ней внешнеполитический курс был очень сомнительным. Поэтому, видите, в США наличие опыта ни о чем не говорит. У них бывало, оказывались удачными президенты, которые никогда не имели такого веса, а с другой стороны были опытные президенты, которые не всегда справлялись с делами. Поэтому, что Трампу придет в голову в январе, вот от этого возможно будет отпрыгивать. А сейчас все, что было сказано во время предвыборной кампании, по большому счету можно позабыть!
– Новоиспеченному президенту было бы сложно в корне изменить основные векторы политики США. А как Вы оцениваете такую возможность? И, кстати, многие прочили победу кандидату Клинтон, и тут все резко поменялось. Прокомментируйте этот момент.
– От президента зависит многое, но не все. Там очень большие интересы корпоративного сектора, политических лобби. Если президент задумает развернуть политический курс на 180 градусов, ему для этого придется потратить очень много сил. А у не имеющего в истеблишменте политического веса Трампа такие вещи будут проходить очень тяжело. Есть Конгресс, экономические и политические лоббисты, есть спонсоры их кампаний, перед которыми есть определенные обязательства. Какого-то сильного разворота мы не дождемся. Кроме того, учитывая, что Трампа многие выставляли чуть ли не ставленником Кремля, по многим вопросам, чтобы консолидировать электорат и истеблишмент, он будет занимать позицию более умеренную и взвешенную. И если пойдет на какие-то уступки, то будет очень хорошо за них торговаться.
Никто не задумывается, кто сейчас станет вице-президентом, министром обороны, госсекретарем, министром финансов, главой аппарата Белого дома? А именно эти фигуры будут многие вещи решать. После празднования он будет говорить о каких-то назначениях, а реальные контуры американской политики будут определяться ближе к Новому году. Понятно, что победа Трампа во многом оказалась неожиданной, и мне кажется, что он сам в какой-то момент ставку на победу перестал делать.
– А насколько теперь реально послабление в «санкционной войне» между Россией и Западом?
– Здесь вступают вопросы бизнеса, которые Трамп знает намного лучше. Санкции плохо влияют на сбыт американской продукции на постсоветском пространстве. С другой стороны России это выгодно, поскольку реализуется импортозамещение, к чему они долгие годы не могли прийти. Но по крупным проектам сотрудничество не было заморожено – американцы летают на МКС российскими кораблями, определенное сотрудничество идет в атомной промышленности. То есть санкции санкциями, риторика риторикой, но определенные сферы американско-российского сотрудничества не сворачивались, они просто отошли в тень. По санкциям вопрос, скорее всего, будет решаться комплексно. По большому счету они, конечно, никому не выгодны, но Америка, скорее всего, захочет что-то получить за их отмену! А учитывая то, что обеим странам выгоден образ «врага», который был раздут за последние годы пропагандой, то каких-то глобальных подвижек мы не увидим. Безусловно, будет предпринята попытка перезапуска отношений между Москвой и Вашингтоном. Но мы не знаем, на самом деле чего хочет Трамп, и есть ли у него какое-то внешнеполитическое представление.
– Насколько существенной можно назвать победу Дональда Трампа, принимая во внимание такой портрет поддержавшего его избирателя: семьянин со средним достатком, без высшего образования, которому нужно свободное ношение оружия и ужесточение миграционного законодательства?
– В любой стране большинство электората – это сельская местность, не имеющая высшего образования. У них (в США – Ред.) 40% голосует за республиканцев, 40% – за демократов, и 20% колеблющихся, которых интересует личность кандидата, цвет волос, его риторика и так далее. Электорат голосует так, как ему говорят по телевизору. Хиллари выглядела на этой предвыборной кампании очень слабо, и она представляла истеблишмент, который не решил глобальные проблемы ни в экономике, ни в мировой безопасности.
К тому же американского избирателя интересуют не международные дела, а дела внутренние: экономика, социальная сфера, здравоохранение, рабочие места и т.д. И колеблющийся электорат просто хотел перемен. Какие бы ни были президенты, сильных перемен они не олицетворяли. Сильных президентов в США со времен Рузвельта и Эйзенхауэра не было. Был Кеннеди, который был яркой личностью, но что творилось при нем? И коррупция, и мафия, и наркомания и так далее, причем все это в Белом доме. Перемены сейчас олицетворяет миллиардер Дональд Трамп. Но насколько он оправдает эти ожидания – он, скорее всего, сам задумается, когда будет решаться вопрос о втором сроке.
– Как насчет нашей страны? Вероятны ли перемены в казахстанско-американских отношениях?
– Американская политика в Казахстане определяется двумя факторами: интересы топливно-энергетического комплекса, которые мы тщательно пестуем и бережем – тот же «Шеврон», «Мобил» и другие; второе – интересы Госдепа и Пентагона, и здесь наши с ними вполне сотрудничают и каких-то принципиальных противоречий нет. Назарбаев, по крайней мере, на уровне риторики проводит курс, который Америку устраивает в данный момент. Каких-то изменений нам ожидать сложно. Когда у Вашингтона дойдут руки до Астаны? Не в этом, и не в следующем году.
– А проигравшая Хиллари Клинтон может ставить точку в своей политической карьере или у нее еще есть шансы когда-нибудь занять первый пост?
После того накала, который был, вряд ли Трамп предложит ей какой-то пост в правительстве. И поскольку администрация демократов уходит, Клинтон тоже уйдет. Последний свой шанс пробиться в президенты она упустила, хотя не исключено, что может снова попробовать через 4 года. Но понимаете, какая будет ситуация внешне- и внутриполитическая, предсказать очень сложно. А Хиллари не представляет собой типаж, который может консолидировать электорат. Посмотрим, как демократическая партия будет реагировать на поражение. Кроме того, все равно будут промежуточные выборы в Конгресс, и, возможно, она, как мадам достаточно амбициозная, попытается вернуться в политику, вступить в борьбу в Сенате
Смена власти в одной из самых сильных мировых держав, наверняка, станет важной темой для обсуждения в Клубе «Астана», второе заседание которого пройдет 14-16 ноября. Первое прошло в предыдущем году, эксперты авторитетных организаций и политики ряда государств озвучили свои мысли по решению острых проблем в геополитике и экономике. Особое место было уделено украинскому и сирийскому вопросам, и тому, какое влияние на них оказывает США. Появление нового лидера у этой страны может ознаменовать начало оздоровления ситуации в мире, но сейчас никто не станет гарантировать, что она поменяется в корне. Ведущие умы современности дадут профессиональную оценку происходящему и попытаются понять, какими будут ближайшие четыре года (Президентский срок в США – Ред.).