{metadescription}
Названия улиц Алматы: чьи имена ждут своей очереди?

Названия улиц Алматы: чьи имена ждут своей очереди?

На этот вопрос нам ответили как эксперты в области истории, так и простые горожане.

В Алматы на днях переименовали сразу семь улиц, и, наверняка, еще со многими сделают то же самое. Главная причина тому – город растет и некоторые названия попросту дублируются.  Выяснять, зачем это нужно, и что не так со старыми названиями – дело неблагодарное, да и сказано об этом было уже очень много. Вопрос в другом: если власти активно взялись на переименования, откуда им брать «новые» имена? А они ведь есть, о ком-то чиновники позабыли, кто-то не был увековечен по другим причинам, но как бы там ни было, варианты есть, да еще какие!

Первое предложение мы услышали от преподавателя истории Владимира Осколкова. Он считает, что в южной столице непременно должна быть улица Михаила Перемышльского.

«Я считаю, что должна быть улица Перемышльского. Если бы не его укрепление, которое он поставил в 1854 году, то никакого города Верный и затем Алматы не было бы. Кроме того, у нас достаточно было различных купцов. Все батыры, которые хоть какое-то отношение имеют, уже у нас есть. Вообще я бы осторожно относился к переименованию улиц по личностям. История у нас очень неоднозначная, взгляды на нее меняются очень динамично», – отметил Осколков.

Другие идеи мы узнали от жителей Алматы: мини-опрос позволил выявить еще несколько имен, которые, по мнению народа, должны носить алматинские улицы. Среди них – Кенесары хан, Герольд Бельгер, Талгат Бигельдинов и Батырхан Шукенов. Однако если именем последнего казахского хана назвать проспект можно было бы без труда, то появлению улицы Бельгера или Шукенова мешает действующее законодательство. Для этого должно пройти не менее 5 лет со дня их смерти.

Других предложений по именам достойных предков не было, видимо, этим и ограничиваются знания соотечественников. Многие алматинцы склонны полагать, что переименования улиц способствуют избавлению от тяжелого наследия, как в случае с Мирзояном, и в итоге появляются новые улицы, преимущественно названные в честь казахов, живших в стародавние времена. Но в мегаполисе немало улиц и проспектов, которые носят имена даже не известных деятелей СССР, а ученых, политиков и представителей творческих профессий из совершенно других стран. Это Николай Коперник, Тургут Озал, Самуил Маршака, Евгений Брусиловский, Иван Айвазовский, Махатма Ганди. Старший научный сотрудник Института археологии им. А. Х. Маргулана Арнабай Нуржанов считает, что такая практика вполне приемлема и с такими наименованиями не надо ничего делать.

«История Казахстана – это часть мировой культуры, часть мировой истории. Почему бы не давать улицам имена мировых выдающихся личностей? Можно. В Москве же есть, например, улица Абая. Сейчас у нас переименовали улицу Пастера в улицу Макатаева. Но Луи Пастер – это же биолог мирового уровня! Весь мир пользуется его открытием. А мы его убираем, ставим казахского поэта, хотя Макатаеву можно другую улицу дать. Вообще я бы оставил многие названия, которые были царское время. Так, улица Жибек Жолы в царское время называлась Торговая. Действительно, там было много торговых лавок, соответствует. Раньше у нас был район «Компот» – улицы Грушева, Вишневая. Сейчас их, к сожалению, тоже переименовали», – отметил Арнабай Нуржанов.

Есть улицы с не совсем понятными названиями, их, считает Осколков, можно было бы переименовать. Но это, уверен он, надо спрашивать у населения. К таким относятся улицы: Ударная, Янтарная, 24 июня, Карасу, 20-я линия и другие. Также в городе еще остаются дублирующиеся названия, изменение которых сделает навигацию более удобной.

Наши эксперты в один голос утверждают, что новое название улицы нужно обосновать перед народом, чтобы оно прижилось и у местных не возникало вопросов, почему их улица носит имя этого человека и кто он вообще такой? По словам Осколкова, обсуждением возможных вариантов названия с жителями должна заниматься ономастическая комиссия. При этом важно при появлении новой улицы поставить памятную доску с информацией о том, в честь кого или чего она названа.

«Подавляющее большинство фамилий населению ничего не говорит. У меня студенты писали исследование «Их именами названы улицы» и только тогда узнавали, что Розыбакиев – это мальчик, а не девочка. Народу все нужно объяснять, его нужно убеждать. Я предлагал такой проект: сделать альбом и плакаты на остановках об улицах. Уже написал работу «По Абая», где перечислены улицы, пересекающие этот проспект, и сделал маленькую справку об этих личностях с портретами. Обратился в акимат, но там никак не отреагировали… » – сказал Осколков.

По его словам, название улицы должно вызывать определенные ассоциации у людей, иначе новые слова будут очень долго приживаться. Также он прокомментировал тот факт, что некоторые алматинцы до сих пор называют ряд улиц по старым названиям: Ташкентская, Ленина, Комсомольская и другие.

«Одна алматинская улица сначала называлась Старокладбищенская, затем Паровозная, потом это стал проспект Сталина, потом – проспект Коммунистический и теперь Абылайхана. Вот посчитайте, сколько раз ее переименовывали. Поколение уходит, забывается и старое название. Зато я знаю улицу, которую никогда не переименуют – это улица Каблукова. Она в сознании жителей напрямую связана с конкретным учреждением для не совсем здоровых умом людей. Это уже крепкая ассоциация», – заключил Осколков. 

Вчера

Новости партнеров

Сейчас в эфире