Казахстанские курильщики против самокруток!
Табакерка или кисет – мало кто из курящих захочет носить с собой эти штуки. Но дело даже не в том, что им пришлось бы скручивать сигаретки, а в том, что они боятся нанести здоровью еще больший вред, чем тот, который наносят сейчас.
Оснований бить тревогу, казалось бы, нет. Но борцы за права курильщиков всерьез полагают, что если антитабачники продолжат работать с нынешним напором, Казахстан повторит судьбу Туркменистана. Там сейчас процветает торговля махоркой: есть спрос, есть предложение. А всего из-за того, что туркменские власти взяли курс на бескомпромиссную борьбу с курением и не дают спуску буквально никому. Вопроса, что предпочтительнее – сигареты или махорка – нет. Кто богаче, сметает с полок магазинов весь товар, тем, кто беднее, приходится довольствоваться самокрутками. Цена одного маленького стакана махорки в Туркмении – 1 манат (1 туркменский манат стоит почти 100 тенге – Ред.).
Достаточно аргументированными выглядят доводы Дениса Ибрагимова, курильщика, который создал в Фейсбуке группу «Права курящих в Казахстане». В ней размещаются материалы по теме: что и как происходит в табачной индустрии. Ибрагимов не осуждает того, что в Казахстане борются с табакокурением – у него есть претензии к тому, как это реализуется. Так и до туркменского сценария недалеко, полагает он.
«Сама тенденция повальной запретительности наводит на мысль, что это у нас возможно. Не помню, чтобы какие-либо инициативы в области борьбы с курением реализовывались с учетом мнения курящих, в частности. Я не очень хорошо знаком с ситуацией в Туркменистане, чтобы судить однозначно о происходящих там процессах. Страна достаточно закрытая. Надеюсь, что конкретно такая ситуация, как там, у нас не повторится. Потому что это будет уже не столько удар по правам курящих, сколько по экономике. Мне кажется, такие вещи способны уничтожить целую отрасль, что в момент экономического кризиса совсем-совсем неблаготворно, - сказал Денис Ибрагимов, который, кстати, подчеркнул, что выступает не как эксперт, а обыватель, основывающийся на имеющейся в открытых источниках информации. - Такой сценарий не исключен, если процесс выйдет из-под контроля. Если какие-то общественники, или другие люди не будут сопротивляться этой запретительной машине, которая у нас запущена. То, что эта тема освещается, есть какое-то противостояние, мнения, придает оптимизма и заставляет думать, что такое невозможно. Но теоретически это возможно вполне».
У Казахстана и Туркмении совершенно разные задачи, сказал другой наш собеседник – экономический обозреватель и блогер Денис Кривошеев. Но опасаться надо не того, что наши курильщики могут перейти с готовых сигарет на самокрутки, а совсем других вещей, объяснил он.
«У нас с Туркменией задачи разные. У нас – обосновать повышение акцизов, и как можно быстрее, потому что треть взрослого населения курит и это большой доход в бюджет. Если бы у нас была задача сделать людей менее курящими, цифры были бы, в виду того, сколько лет это идет, они были бы несколько другими. Есть способы борьбы с курением более эффективные, чем повышение цен и запрет рекламы.
С 2008 года объективно реальная стоимость заработной платы упала более чем в три раза. Доступность сигарет под вопросом, и люди переходят на менее дорогую и менее качественную продукцию. Туркменский путь – это путь совсем закрытых стран! Кроме нее, это себе может позволить Северная Корея, отчасти, может быть, Иран, но не мы, у нас границы открытые. Будем запрещать, пойдет контрабанда, и она уже есть. Уже сейчас контрабанда – это примерно 10% от рынка. Основное курящее население, кстати, не в городах, оно на селе», - отметил Кривошеев.
Будет ли в Казахстане популярна махорка, если продолжить повышать акцизы? Будет, уверен Денис Кривошеев. Придерживающийся такого же мнения Ибрагимов привел главные минусы кустарного продукта, а именно это и продается небогатым туркменским курильщикам.
«Махорка, как и другой продукт, который выращивают самопально, не сертифицирован, нет никаких подтверждений качества, не обладает ничем, что могло бы меня и другого любого человека убедить в безопасности потребления», - сообщил мужчина.
Если уж говорить о вреде, было бы логично спросить об этом врача. Есть профессиональный комментарий. Врач и руководитель Общественного фонда «Аман-саулык» Бахыт Туменова кроме этого, сообщила, что будет с заядлыми курильщиками, если их в одночасье лишить сигарет.
«И там, и там есть никотин, но путь доставки в обоих случаях осуществляется путем горения. А опасность вызывает не столько сам никотин, сколько продукты горения. Если сравнить махорку и сигареты, то первое, наверное, все-таки вреднее, чем второе. В сигаретах есть фильтр, который более-менее все это сдерживает.
Борьба с курением должна идти с учетом того, что люди перейдут на более вредные вещества. Было время, когда запрещали спиртное, тогда люди перешли на самопальные изделия. В результате были отравления суррогатами. В табакокурении есть очень зависимые люди, которые не могут просто так отойти, а некоторые не хотят. Природа абсолютной пустоты не терпит, и она может заполняться чем-то еще более худшим. Это надо учитывать», - прокомментировала Бахыт Ниязбековна.
Естественно, здесь должно быть и слово главной казахстанской антитабачницы Джамили Садыковой. Она, скорее всего, и хочет, чтобы табак ушел из жизни наших сограждан. Возглавляемая ею Коалиция так и называется – «За Казахстан, свободный от табачного дыма!». Но то, чего боятся герои нашей статьи, по ее словам, невозможно в нынешнем Казахстане.
«У нас очень маленькая ставка акцизов. Даже после Нового года будет мизерное 10%-ое повышение, которое не сыграет никакой роли, с учетом платежеспособности населения.
Государство с каждой пачки сейчас получает 26 с лишним процентов, в зависимости от стоимости, а должно получать, минимум, 70 процентов. Туркменское государство, по-моему, 75 процентов получает. Нам до этого уровня – как плавь переплыть океан! Секрет туркменского опыта, что они сделали это одномоментно, и чуть ли не на 1000 процентов. Еще, их президент – сам пульмонолог. Его единственный минус в том, что он ограничил продажи, и люди стали закупать сразу по многу», - сказала Садыкова.
Казахстану до этого далеко, добавила она, и даже назвала сроки – через сколько лет можно будет ожидать действительно заметных изменений.
«К сожалению, в Казахстане табачное лобби очень сильное. Ни Минфин, ни Министерство экономики – вряд ли дадут нам сделать кардинальное повышение. Даже при таком прогрессивном министре, как Досаев, удалось поднять только на 200 процентов.
Большого роста акцизов не предвидится в ближайшие 10 лет. «Импотенция» наших чиновников, которые вообще-то должны поднимать акциз, но не делают этого, настолько очевидна, что нам до опыта и ситуации Туркмении, как до Луны… », - резюмировала Джамиля Садыкова.
Что мы имеем в результате? Есть страхи и опасения, есть действие и противодействие, есть понимание того, в каких направлениях может развиваться ситуация. Но переход на «козьи ножки» казахстанцам, похоже, пока не грозит. Очень интересны слова Бахыт Туменовой об абсолютной пустоте. Впрочем, борцы с табакокурением всегда говорили, что их деятельность в основном направлена на подрастающее поколение, чтобы оно даже не думало о сигаретах. И тут снова надо вспомнить о пустоте. А достаточно ли в Казахстане пропагандируется здоровый образ жизни, хорошо ли развит массовый спорт, какими вообще вещами необходимо наполнять досуг молодежи. Вот в чем вопрос…