«Трайбэка» от Байбека – зачем уплотнять южную столицу?
В каких районах Алматы недопустимы новостройки? Почему власти решились на уплотнение, и что из этого выйдет? На наши вопросы ответила эксперт сферы недвижимости Олеся Мельникова.
Молодой, энергичный и активный аким мегаполиса Бауыржан Байбек о планах по уплотнению рассказал еще в середине августа этого года. В бывшую столицу тогда приехал Карим Масимов, который на тот момент еще был премьер-министром. Градоначальник говорил главе Правительства о том, что запланированные работы пойдут на благо городу, а за примерами для пущей убедительности обратился к западному опыту. Первым в его речи был Нью-Йорк.
«С учетом принятия схемы агломерационного развития алматинская агломерация занимает второе место после нью-йоркской. Она в 1,5 раза больше лос-анджелесской. При этом плотность населения Алматы составляет 30 человек на 1 кв. м. Этот показатель в 15 раз ниже, чем, например, в токийской агломерации и в 10 раз ниже, чем в московской. То есть на большой территории очень низкая плотность, и сегодня, с учетом стандартов СНИП, нужно увеличивать плотность застройки. Это позволит более экономно развивать территорию в целом», - произнес 16 августа господин Байбек, который также уведомил премьера о том, что «плотность застройки в Алматы – это 515 кв. м на гектар, в Москве – более 900 кв. м на гектар». Здесь есть огромный потенциал, резюмировал аким.
Что из себя сейчас представляет самый большой город страны, и в каких районах больше всего пригодилась бы неуемная энергия городских властей, объяснила руководитель онлайн-сервиса по недвижимости Homsters.kz Олеся Мельникова. Она сообщила, где допустима, а где нежелательна новая застройка.
«Пока идет проработка генплана, рассчитанного на период до 2035 года, его утверждение ожидается в следующем году. На мой взгляд, в первую очередь речь должна была бы идти о развитии Наурызбайского и Алатауского районов, а также, других районов алматинской агломерации. Важность этого предложения будет понятна, если вспомнить, что на Алматинскую область пришлось 14% площади всего жилья, введенного в эксплуатацию за 10 месяцев этого года в Казахстане. Напомню, что на Алматы приходятся аналогичный объем в 14%. Больше – только в Астане.
Касательно районов, где дальнейшая застройка нежелательна, то это, конечно, те районы, где застройка уже достаточно плотная», - подчеркнула Олеся Мельникова.
Ранее простые горожане, общественники и даже бывшие алматинцы крайне нелестно отзывались о взятом курсе на максимальное уплотнение. Главный «козырь» противников этой идеи – сейсмическая опасность! Риски и связанные с ними опасения вполне понятны. Мы попросили Мельникову ответить на такой вопрос – насколько целесообразными можно назвать планы акимата, принимая во внимание то, что городу пришлось пройти через период хаотичной застройки в 90-х годах и то, что он географически находится в сейсмоопасной зоне?
«Местные власти просто не могут не развивать город, не могут ограничить или запретить строительство. Население Алматы стабильно увеличивается, как за счет естественного прироста, так и за счет притока рабочей силы. При этом город и вся алматинская агломерация сталкиваются с рядом проблем, среди которых не только сейсмоопасность и природные ограничения для равномерного развития города, но и ограниченность водных ресурсов, низкий уровень занятости и низкие показатели создания новых рабочий мест в ряде районов агломерации. Все это создает дополнительную нагрузку не только на рынок труда Алматы, но и на транспортную систему. Вот такого уровня проблемы сегодня стоят перед местным властями, что и подталкивает их к разработке долгосрочных планов развития.
Я бы пока не стала драматизировать летние заявления акимата относительно уплотнения застройки. Мы должны понимать, что это план и его утверждение ожидается в 2017 году. К плану действительно есть ряд вопросов, среди которых уплотнение застройки в центре города на базе существующих инженерных сетей.
Положительным моментом я бы назвала то, что запланировано развитие не только центральных районов города, но и недавно присоединенных к городу районов. Например, Наурызбайского района, на развитие которого в прошлом году обещали выделить около 70 миллиардов тенге, причем на инфраструктуру – транспортную и социальную. Это правильное решение, за которым последует интерес застройщиков к этому району», - рассказала Олеся Мельникова.
Она также назвала альтернативные пути решения больного квартирного вопроса – что можно предпринять вместо застройки открытых площадок.
«Увеличение площади города – это вынужденное решение. Естественный прирост, миграция населения, кстати, нередко незарегистрированная, приводит к стабильному росту численности жителей города и прилегающих районов. Остановить эти процессы очень сложно, но ими можно управлять.
Мне кажется, что стоит пересмотреть принципы уплотнения и рассматривать их не как дополнительную застройку там, где это формально позволяют строительные нормы и правила, а как развитие территории, умный рост. Так подходят к уплотнению в развитых странах, делая равные акценты и на увеличении плотности населения, и на развитии инфраструктуры. Здесь речь может идти и о модернизации старой застройки, и о смене назначения части зданий, и о демонтаже старых домов ради новой застройки.
Кроме того, ранее мы говорили о таких проблемах как неравномерность экономического развития районов Алматы и алматинской агломерации. Эти проблемы также нужно решать, стимулируя экономической развитие окраин и прилегающих к Алматы районов. Создание там рабочих мест, развитие малого и среднего бизнеса будут стимулировать население проживать в близлежащих районах, что снизит нагрузку не только на рынок труда города, но и на транспортную и социальную инфраструктуру», - пояснила наша собеседница.
Немного истории. Множество городов мира уже прошло через нечто похожее. Ярким примером Мельникова назвала мегастройку в СССР и в европейских странах после Второй мировой войны.
«В Европе большая часть таких зданий давно модернизирована или реконструирована. Причем спектр приемов был достаточно широким: перепланировка квартир и мест общего использования, увеличение площади квартир за счет пристройки эркеров и надстройки мансардных этажей, утепление зданий и улучшение их внешнего облика.
Интересным мне кажется также прием изменения целевого назначения зданий. Самым масштабным таким проектом можно считать обновление нью-йоркского района Трайбэка (TriBeCa). Этот некогда торговый район с магазинами и складами, застройка которого началась с середины XIX века, в 80-х годах XX века стал жилым и, к слову, одним из самых дорогих и престижных в мегаполисе», - резюмировала Олеся Мельникова.