Брошенные дети ждут своих наставников!
Эти женщины видят главную проблему. Они знают, что нужно детям. И они умеют помогать тем, от кого отказались самые родные люди…
Кто виноват в том, что бывших детдомовцев жизнь порой приводит к суицидам, проституции и криминалу? Да никто! У нас сама система устроена так, что воспитывающийся в детском доме ребенок привыкает к иждивенчеству. Казахстанские детдома, как рассказали нам активисты Общественного движения «Ребенок должен жить в семье», при всех своих стараниях не справляются с одной, очень важной задачей – социализацией своих воспитанников. А они зачастую оказываются неприспособленными к взрослой жизни – к ее вызовам и опасностям.
Чтобы жизнь не стала мраком после детдома…
Стать достаточно самостоятельной личностью, способной принимать верные решения, подрастающему гражданину поможет проект «Наставники», уверены его организаторы – участники вышеназванного движения. Суть проекта в двух словах: это помощь взрослого друга, который научит ребенка рассчитывать на свои силы и развивать собственные навыки.
«У детского дома вообще не стоит задача социализировать детей. Их задача – держать воспитанников до совершеннолетия. И поскольку у них достаточно высокая ответственность за этих детей, то держат они их в тепличных условиях. Дети там не работают, живут на всем готовом, и через некоторое время начинают считать, что это нормально, когда тебе все должны. Они не знают жизни в принципе. На наш взгляд, это неправильно», – заявила руководитель проекта Шолпан Байболова.
Другое дело, когда ребенок живет в семье, добавила она. В этих условиях видно, откуда берутся деньги, на что они расходуются, некоторых родители учат готовить еду – в детдомах совсем другая жизнь.
«В детских домах детей учат танцевать, петь, они постоянно участвуют в конкурсах. Может быть, это хорошо, но их не готовят именно к жизни в социуме. А ведь когда они выйдут из детского дома, там уже не будет песен, плясок, не будет этих бесконечных праздников, которые устраивают в детском доме спонсоры, привозя кучу подарков и тем самым оказывая медвежью услугу», – пояснила Шолпан Байболова.
Жалеть и задаривать нельзя ни в коем случае! Таким детям необходим надежный, старший друг, продолжила наша собеседница.
«Им нужно дать возможность, чтобы они, выйдя из детского дома, состоялись как самостоятельные, социально и экономически активные граждане, чтобы они могли построить свою жизнь и ни от кого не зависеть. А у нас идет негласная статистика, что большая часть девочек становится на путь проституции, молодые люди идут в криминальные структуры, очень много суицидов среди них, потому что дети теряются, не знают, как жить», – сказала Шолпан Байболова.
Как попасть в число наставников?
Сейчас проект «Наставники» реализуется в трех городах Казахстана: в Алматы, Астане и Караганде. Работают Шолпан и ее единомышленники с детьми в возрасте от 12 лет – у них по сравнению теми, кто помладше, немного шансов на усыновление. Далеко не каждого потенциального волонтера берут в проект, одного желания тут мало.
«Мы каждого человека должны протестировать, понять его мотивацию, провести индивидуальное собеседование. К сожалению, больше половины людей либо сами отсеиваются на этом этапе, либо мы вынуждены им отказать, потому что они не подходят. Если человек проходит в проект, то он становится близким другом ребенку. Это ответственный шаг, здесь очень важно не нанести вред ребенку!» – предупредила Байболова.
Оставить заявку на участие в проекте (www.nastavniki.kz) может любой желающий, достигший 25 лет. Кандидатам предстоит пройти восемь шагов, среди которых тестирование и индивидуальное собеседование, на котором выявляется мотивация человека. Далее следует 4-дневный курс обучения, где психологи рассказывают, как себя вести с подростками. Прослушав курс, наставники получают сертификат и только после этого допускаются к детям.
Знакомство детей с наставниками проходит в формате спид-дейтинга. После первой встречи и совместных игр дети в специальных анкетах отмечают трех понравившихся взрослых, а взрослые – трех детей. Координатор обрабатывает анкеты и составляет пары, учитывая в первую очередь пожелания ребенка! И если ребенку из гостей никто не понравится, насильно общаться с кем-либо его заставлять не будут.
Пара ребенок-наставник, которую рекомендует проект, утверждается директором детского дома. После этого наставник собирает все документы, необходимые при оформлении «гостевой семьи», подписывает договор о «гостевой семье» и договор о наставничестве. Благородному делу, конечно, сопутствуют сложности – не без этого, поэтому добровольцы должны сразу осознавать всю ответственность, которая от них потребуется.
Куда ходят наставники с детьми и что они делают?
На сегодня в трех городах сложились 72 пары ребенок-наставник, 148 человек прошли обучение в Школе наставников, 32 из них оформили «гостевые семьи» и семеро детей благодаря проекту обрели семьи. Что происходит между старшим другом и ребенком, и чем они занимаются, подробно рассказали координатор проекта по Астане Мадина Бакиева и координатор проекта по Караганде Анастасия Ясная.
«Качества, которые мы ищем в людях, готовых стать наставниками – это прежде всего желание помочь ребенку найти свой путь, безкорыстно, с отдачей. На этом нелегком пути понадобятся эмпатия, умение работать с собственными чувствами, умение принимать людей такими, какие они есть, терпение, гибкость, готовность к развитию и обучению. Образование, профессия и социальный опыт могут быть различными, но без перечисленных выше качеств не обойтись. В процессе наставничества большую работу наставники проделывают прежде всего с собой, как говорится, «дети приходят, чтобы взрослые могли стать лучше». Но это не столько трудный, сколько очень увлекательный процесс, мир ребенка открывает много интересного», – сказала Мадина Бакиева.
Наставник, по ее словам, становится опорой своему подопечному подростку, помогает в обучении, расширении кругозора, навыков, личных компетенций. Но дети не только учатся взаимодействию и коммуникациям, они также строят планы на будущее, ставят перед собой небольшие цели и учатся их достигать.
«Это, по идее, волонтеры, которые хотят поделиться своим опытом с подопечным. Они должны прививать детям из детских домов социальные навыки: показывать жизнь в семье, в социуме и делиться с ними опытом – как сходить в медучреждение, как закупиться товарами, как приготовить еду, как сориентироваться в этом мире, какую выбрать профессию.
Наставник должен быть готов общаться с ребенком по 3 часа в неделю на выходных, когда дети не учатся, на протяжении как минимум года. У нас допускается оформить документы и забирать ребенка, чтобы общаться с ним за пределами детского дома. Например, они могут сходить домой, приготовить что-то, сходить в какую-нибудь творческую студию или на спортивный кружок», – сказала Анастасия Ясная.
Чем больше город, тем больше людей желает влиться в ряды волонтеров необычного проекта. По словам Ясной, в Алматы заявка поступает стабильно раз в два дня, а в Караганде может приходить всего раз в месяц. Кстати, хорошие наставники даже помогают ребятам подтянуться по учебе.
«Одна девочка по английскому языку была троечницей. Наставница с ней очень плотно занималась по этому предмету, благодаря чему девочка смогла улучшить свои оценки, и сейчас получает «4» и «5». Другую девочку отдали в студию – в другой среде у нее появилась друзья, уверенность, она там расцвела, стала актерское мастерство проявлять. Воспитатели отмечают, что дети благодаря такой поддержке становятся более спокойными, более уверенными в себе, они понимают, что нужны кому-то!» – подчеркнула Ясная.
Нужна помощь! И не только финансовая
Об охвате всего Казахстана говорить рано. В проекте «Наставники» пока что участвуют только два алматинских детских дома и по одному – в Астане и Караганде. Для того чтобы запустить такой проект в других городах, нужна команда единомышленников, заявила Шолпан Байболова.
«Нужны не просто волонтеры, которые готовы стать наставниками. Нужны координаторы, согласные на ненормированный рабочий день и постоянное взаимодействие с детьми, наставниками и администрацией детского дома. Это сложная работа и за нее надо платить. Так как мы некоммерческая организация, для нас это сложный финансовый вопрос: мы все время ищем спонсоров. Плюс нужна психологическая служба, то есть специалисты, которые будут как заниматься с наставниками, так и проводить работу по психологической коррекции с детьми. Их услуги тоже надо оплачивать. Также должны быть специально разработаны методики, учебные пособия, разработанные программы, должна быть «Школа наставников». К этому надо подходить фундаментально», – объяснила Байболова.
Несмотря на сложности, географический охват проекта планируется расширять. Главное, чтобы руководители детдомов и чиновники от образования шли навстречу!
«В Алматы, например, мы подписали трехсторонний меморандум между Комитетом по охране прав детей МОН РК, Управлением образования города и нашей организацией, чтобы реализовать проект. Спустя время к нему не без труда присоединились Астана и Караганда. На следующий год мы планируем провести тренинг для тех организаций, которые хотят сделать проект наставничества у себя в регионе. К сотрудничеству мы приглашаем все города, но какие точно начнут работать, мы пока сказать не можем, так как это не от нас зависит. К нам из Атырау несколько раз обращались, но мы не смогли найти организацию, которая была бы готова взять на себя реализацию такого проекта. Также в Павлодаре есть одна некоммерческая организация, они хотят в следующем году запускаться. Здесь важно иметь определенные ресурсы и четкую мотивацию. Ведь каждому ребенку нужен свой взрослый человек, который будет заботиться только о нем. Пусть это будет не полная семья, но тем не мене у ребенка должен быть свой родной близкий человек, который будет заботиться, любить, понимать, выслушивать и знакомить с миром. В детском доме этого сделать просто невозможно технически», – резюмировала Шолпан Байболова.