Банковская система: сильные начнут «подъедать» слабых
Могут ли кредиты подешеветь, а депозиты подорожать? Как на это повлияет возможное объединение банков?
Казахстанцев, скорее всего, готовят к появлению банков-гигантов. Председатель Нацбанка РК Данияр Акишев в своем годовом отчете заявил о возможности слияния существующих банков. При этом он назвал конкретное время – 2017 год. Объявив об этом, главный банкир сразу же заверил, что самые трудные времена для тенге прошли. Эксперты объяснили корреспонденту КТК, что означают его слова, и чего реально следует ожидать.
Известный экономист Петр Своик согласен с Данияром Акишевым насчет того, что никаких внутренних причин для колебания тенге, равно как и для колебаний цен на нефть, сейчас нет.
«Мы входим в 2017 год примерно с тем же курсом тенге и с той же экономикой, что было у нас во второй половине 2016 года, когда тенге не шевелился. Действительно, предыдущее время было очень бурным с точки зрения падения цен на нефть: с диапазона 110-100 долларов за баррель нефть «улетела» на диапазон 50-40 долларов за баррель, то есть стала в два раза ниже. И это было не экономическое, а чисто политическое поведение, дополнение к другим санкциям против России. Реакцией на такое головокружительное падение нефтяных цен стало эквивалентное двукратное обесценивание российского рубля, а за ним и тенге. Эти американские и русские «горки» закончились, нефть в нынешнем диапазоне зафиксирована достаточно плотно, потому что если цены начать поднимать, то оживет сланцевая добыча в США и не даст им расти, а опускать их тоже особо некуда, потому что это предел для госбюджетов добывающих стран и для инвестиций. То есть тут резких и неожиданных прыжков больше не предвидится!», – сказал Петр Своик.
Но что с объединением банков? Если власти официально заявляют о такой возможности – жди продолжения. Все это, скорее всего, будет напоминать ситуацию в дикой природе, когда сильные подъедают слабых для улучшения популяции.
«Экономика фактически очень сильно притормозилась: она топчется почти на месте, а еще больше топчется на месте банковский процесс. Дело в том, что банковская система Казахстана была сформирована в конце 90-х и начале «нулевых» лет, будучи переориентированной с национальной кредитной эмиссии на внешнее фондирование. Эта система работала, расширялась и развивалась в том числе по ходу роста нефтяных цен. Сейчас эта схема элементарно закончилась, и с банками в их нынешнем виде произошло примерно то же самое, что происходит в животном мире, когда после тучных и благоприятных лет лесная фауна объективно начинает сокращаться, и сильные начинают подъедать слабых. В банках сейчас происходит именно этот процесс – им не на чем не только расти, но и держаться на месте. Им надо как-то съеживаться. В данном случае надо выживать за счет слияния крупнейших и поглощения банков второго уровня», – сказал он.
При этом Петр Своик отметил, что слияние банков – это не катастрофическая и не срочная задача, но, тем не менее, она есть.
Другой экономист Айдархан Кусаинов видит в объединении банков меру по укреплению банковской системы. Что это даст простым вкладчикам? Снижения процентных ставок по кредитам и повышения по депозитам казахстанцам ожидать не стоит, полагает эксперт.
«Важно понимать, что банки объединяются не для того, чтобы вкладчикам было хорошо или плохо. Это бизнес-решения действующих акционеров банков, которые будут оценивать, насколько им интересно слияние. Ведь, например, если два молокозавода объединятся, это не значит, что в стране молоко подешевеет. Объединение банков производится для того, чтобы банковская система укреплялась, и каждый отдельный банк был сильнее. Да, если они станут эффективней, то они, может быть, снизят цены на свои услуги, но это совершенно необязательно. Поэтому здесь трудно прогнозировать. Мне пока не понятно, какие именно банки могут объединиться. В среднем по банковской системе Казахстана каких-то глобальных изменений, я считаю, особо не будет», – сказал Айдархан Кусаинов.
Качество обслуживания в банках может пострадать – так думает финансовый аналитик Дамир Сейсебаев. По его мнению, с сокращением числа банков может снизиться уровень конкуренции. И коснуться это может не только сервиса, но и его стоимости.
«Консолидация в банковском секторе, несомненно, имеет свои плюсы, например, повышение финансовой устойчивости банков. Но минусы тоже есть, и они довольно существенные. Во-первых, от того, что банков становится меньше, теряется конкуренция, вследствие чего, как показывает практика, может несколько ухудшиться качество обслуживания, могут вырасти тарифы и стоимость банковских услуг в целом. Ставки по кредитам в принципе тоже могут оставаться высокими. Но это всего лишь предположение. Конечно, тут многое зависит еще от уровня процентных ставок в экономике», – подчеркнул он.
Дамир Сейсебаев также дал прогноз, какие из ныне действующих банков в первую очередь могут перейти из рук в руки.
«Представим себе картину, что акционер банка больше не видит целесообразным продолжать бизнес и ему хочется его продать, скажем, у него нет возможности пополнить свой уставной капитал либо он не желает этого делать. В этом случае он может рассмотреть такую возможность как присоединение к какому-нибудь банку или продажу банка как выход из бизнеса. Теоретически, это могут быть иностранные банки, которых не устраивают курсовые колебания», – предположил Дамир Сейсебаев.
С банками более или менее ясно, но что будет вообще с мировой экономикой, от состояния которой зависит и благополучие Казахстана? Как себя поведет новый глава США, и какие неприятности «зеленый» может подложить другим валютам? У Петра Своика есть видение этой ситуации.
«США и Россия не могут обмениваться дальнейшими ударами в виде падения цен на нефть и введения санкций и контрсанкций. Но приход к власти Дональда Трампа, безусловно, открывает новый этап, причем ни столько в российско-американских отношениях, сколько внутри самой Америки. В США накоплен гигантский, фантастический и теоретически непогашаемый долг. Все это поддерживается накачкой деньгами почти нулевой стоимости. Эту пирамиду еще как-то можно поддерживать, но она уже не дает должной прибыли тем же банкам, она блокирует экономическое развитие в реальном секторе, и с этим что-то надо делать. По всей видимости, Трамп все-таки запустит процесс повышения стоимости доллара, т.е. повышения ставки ФРС. Это неизбежно начнет вызывать долговые банкротства очень крупного формата: в череду долговых дефолтов рискует попасть как ряд корпораций, так и суверенных государств. Национальный банк, готовясь к этому, собирается проводить стресс-тесты, содействовать слиянию, укреплению банков. Такая подготовка будет не лишней», – резюмировал эксперт.