Кто стоит за арестами актюбинских расхитителей нефти?
Политолог рассказал, как далеко в новом расследовании могут достать руки силовиков, и не только…
Давно в Казахстане не было серьезных захватов (да-да, несколько месяцев для современного Казахстана – это очень долго), и гром грянул в том же многострадальном Актобе. Но теперь тут не просто «вяжут» имеющих хоть какое-то отношение к радикальному исламу, а громят целые группировки. Однако и тут нашлось место пресловутому религиозному следу.
Хищение нефти в новом деле выглядит основным поводом для активных действий правоохранительных органов и спецслужб. И ее действительно воровали огромными партиями, под подозрением руководители заводов, криминальные авторитеты и, как обычно говорится в народе, «бородачи». Самым заметным стало задержание Еркина Избасара – 50-летнего руководителя ОПГ «Четыре брата» (уже канувшее в лету название, но настолько привычное для простого люда, что вряд ли когда-нибудь выйдет из употребления). Он, как полагает следствие, является одним из главных организаторов краж нефти. Прикованного к инвалидному креслу Еркина Избасара недавно доставили из Алматы в Актобе для допросов.
Группировка «Четыре брата» появилась не вчера. Почему и кому надо было нанести сокрушительный удар именно сейчас? Есть любопытное мнение. Политолог Султанбек Султангалиев сначала попросил не поддаваться паническому ажиотажу, и дождаться выводов следствия, а затем связывать деятельность ОПГ с салафитским движением (самое интересное он оставил для завершения нашего разговора). Но вот связь преступного мира и госслужбы – совсем другой разговор.
«Актюбинское дело, разворачивающееся на наших глазах, уже вызвало значительный общественный резонанс и я уверен, что реакция общества будет еще больше разрастаться по мере продвижения следствия и с появлением новых подробностей. Случаи, когда буквально все местное население знает о неприглядной, с точки зрения закона, деятельности того или иного лица, а правоохранительные органы как бы «не слухом, не духом» – довольно распространенное явление в нашей стране. Связано это, на наш взгляд, в отдельных случаях, с обстоятельством тесных связей между криминалитетом и чиновничеством! Что касается версии о связи группировки «Четыре брата» с салафитским движением, то я бы подождал выводов следствия, прежде чем рассматривал бы такой вариант. Сейчас возникло какое-то общественное поветрие все негативное связывать с салафитами и, хотя я лично отрицательно отношусь к данному течению, считая его представляющим потенциальную угрозу конституционному строю Казахстана, тем не менее, полагаю, что в любом деле мы должны в первую очередь взвешенно и объективно отделять семена от плевел, не поддаваясь паническому ажиотажу», – сказал Султанбек Султангалиев.
Пристального внимания силовиков, думает он, заслуживает не только сфера оборота «черного золота» и его продуктов. «Копать» надо чуть ли не везде, и чем глубже, тем лучше. Ведь деньги злоумышленники добывают самыми разными способами.
«В первую очередь – это сфера наркоторговли, где вращаются огромные денежные средства и которая тесно связана с международным терроризмом и деятельностью экстремистских групп, особенно учитывая имеющиеся транспортные коридоры наркотрафика, идущие из Афганистана в страны СНГ и Европу через Казахстан. Так же правоохранительным органам желательно было бы обратить внимание на сферу продаж сотовых телефонов и сектор строительства. При этом хотелось бы подчеркнуть, что в погоне за национальной и общественной безопасностью важно не «выплеснуть вместе с водой и ребенка», - разъяснил Султангалиев.
По салафизму. Слова эксперта можно понять так, что необдуманная борьба с нетрадиционным исламом может лишь навредить Казахстану. И самый худший из возможных «сценариев» развития событий – радикализация тех, кто недоволен официальной линией ислама в республике.
«Непосредственную прямую связь между салафитами и террористическими организациями радикального псевдоислама, типа ДАИШ, следует еще аргументировано доказать путем объективного следствия и открытых судебных процессов. Искусственное нагнетание страстей в отношении салафизма, создание изначально негативного общественного настроения и истерии, вместо вдумчивой контрпропаганды и комплекса мер социального характера, может привести к эффекту бумеранга. При этом есть риск радикализации тех людей, чье обращение к салафизму имеет первопричинами разочарование в «ДУМКоформатном» исламе и духовно-религиозных исканиях, а не поддержка экстремистских идей», – отметил Султанбек Султангалиев.
Коллектив с характерным видом деятельности, который чуть не каждый казахстанец знал под именем «Четыре брата», претерпел некоторые изменения, которые повлияли как на его состав, так и на фирменное название группы – новым стало «Айшуак-Жантугел». Нельзя сказать, что бойцов этой организации силовики раньше вообще не замечали и не трогали. Но то, что произошло пару дней назад, должно говорить об очень серьезных мотивах. И одной только задачи, именуемой «борьба с преступностью», для этого маловато. На первый взгляд может показаться, что дело ограничится стандартными арестами и приговорами членам банды, однако, в случае с «Четырьмя братьями» можно ожидать чего угодно – еще не факт, что «кукловоды» останутся в тени…
«Если под криминальными группировками понимать преступный симбиоз бюрократов-коррупционеров и бандитов, то, безусловно, с ними в последнее время особо не церемонятся. Даже то, что преследование преступных групп носит избирательный характер и во многом зависит от расположения позиций оппонентов в подковерной борьбе золотых «нанайских» мальчиков, не меняет положительного оздоровляющего влияния данного процесса», – заявил Султангалиев.
В заключение он дал прогноз – что произойдет на политической арене в 2017 году. Скучно точно не будет, заверил политолог, намекая на то, что некоторые дела, уже слишком долго собирают пыль в столах генералов…
«Любые преступления экономического характера совершаются под покровительством так называемой «крыши». Чем масштабнее объем хищений, тем круче и высокопоставленнее покровители. Спецоперация в Актобе и связанные с этим аресты в южной столице помимо антикоррупционной и, возможно, антитеррористической направленности имеют еще и политическую подоплеку. По мере углубления процесса транзита власти в Казахстане обостряется борьба клановых группировок, и градус ожесточения будет только нарастать! Исходя из знаменитого постулата, гласящего, что «каждого можно взять за руку и отвести в тюрьму» можно предположить, что в первой половине 2017 года нас ожидает череда громких арестов и судебных процессов, как по рассматриваемому вопросу, так и тем делам, которые ждут своего звездного часа. Когда в столкновении между собой приходят интересы представителей высшей управленческой бюрократии страны, фигуры мелкого и среднего масштаба обречены на роль жертвенных пешек», – резюмировал Султанбек Султангалиев.