{metadescription}
«Экстренный вызов» в авто: кто и за что будет платить

«Экстренный вызов» в авто: кто и за что будет платить

Ожидается, что полностью весь автотранспорт Казахстана будет оборудован "кнопкой" только через 5-10 лет.

Лучшие казахстанские умы 4 года работали над созданием системы «ЭВАК». Она нужна для спасения жизней водителей и пассажиров, попавших в ДТП. Так вкратце можно описать то, к чему готовит казахстанцев Институт космической техники и технологий.  

Ранее казахстанских водителей оповестили о том, что скоро все новые автомобили, произведенные на автозаводах РК, а также импортируемые из-за рубежа, должны будут оснащаться в обязательном порядке устройствами вызова экстренных оперативных служб (УВЭОС) – та самая «кнопка вызова». Она в случае аварии будет передавать на номер «112» информацию о происшествии. Кроме того, аппарат сразу же устанавливает голосовую связь между водителем и оператором «112».   

Многие поначалу ошибочно полагали, что единственно пригодной для решения этих задач будет российская система «ЭРА-ГЛОНАСС». Но выяснилось, что наши специалисты (информационные технологии – Ред.) смогли разработать более дешевый продукт с тем же набором функций.

- Нурлан Махсотович, расскажите, как специалист, что такое система «ЭВАК»? Зачем она нужна водителям?   

- Система «ЭВАК» – аналог российской системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Разработана в строгом соответствии требованиям ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств». Первую часть системы мы будем сдавать заказчику – Аэрокосмическому комитету Министерства оборонной и аэрокосмической промышленности РК в конце декабря. Это программное обеспечение Центра обработки данных ядра системы, которое устанавливается на серверах и обрабатывает информацию, поступившую от автомобиля в момент ДТП. УВЭОС включается автоматически, после срабатывания датчика удара (акселерометра), датчика на опрокидывание (гироскопа), либо при срабатывании подушек безопасности. Оборудование фиксирует только сильные удары, то есть на легкие аварии, когда бампер слегка ударился о другой бампер, реакции не будет. После включения УВЭОС формирует пакеты с минимальным набором данных – в них навигационная информация, информация о типе авто, о грузоподъемности, все его данные. Сам момент аварии отображается на электронной карте оператора «112» в виде символа  и одновременно включается голосовая связь с водителем посредством акустического блока, установленного в автомобиле. Кроме того, в пределах досягаемости руки водителя находится подсвечиваемая кнопка «SOS», нажав которую водитель также свяжется с оператором ДЧС, который увидит его местоположение на электронной карте, и сообщит о криминале, пожаре и других происшествиях, требующих вмешательства оперативных служб.  

Основываясь на информации о степени тяжести аварии, полученной от водителя, оператор «112» принимает решение, какое количество спасательных средств отправлять на место ДТП.  Если после ДТП ответа не последует – службы экстренной помощи отправляются по умолчанию. Автоматизированная информационная система «ЭВАК» – это инструмент для ДЧС, позволяющий максимально сократить время прибытия служб спасения при ДТП и других ЧС.    

- Известно, что «ЭВАК» будет работать на платформе GSM. Временами наша «родная» связь жутко барахлит. Сигнал «ЭВАКа» тоже будет тормозить?  

- По закону о связи, все сотовые компании должны эту связь обеспечивать бесплатно, то есть потребитель не несет никаких затрат, государство операторам ничего не возмещает. Следует отметить, что работа «ЭВАКа» никоим образом не перегружает сотовую сеть, так как связь возникает только в момент аварии и длится минуту-другую не более. Конечно, будет иметь место какой-то процент ложных вызовов, но на общей картине это не скажется. По статистике, по всей территории РК в сутки официально регистрируется от 8 до 15 тяжелых ДТП с пострадавшими. Цифра может быть, конечно, гораздо больше, но для связи это некритично. Надо учитывать, что здесь нет никакого большого трафика. Необходимо также отметить, что сотовые операторы обязаны обеспечить прохождение звонка по голосовому каналу на номер «112» в приоритете под флагом «e-call». Этот сигнал должен проходить без сжатия, напрямую. Вы пробовали дозвониться в Новый Год? Не всегда получается, канал загружен. А все, что проходит под флагом «e-call» – в приоритете! Здесь мы гарантировано информацию передадим. В Казахстане максимальную зону покрытия обеспечивают лишь два из четырех работающих сотовых операторов. В 2017 году будет создаваться виртуальный сотовый оператор «ЭВАК», который объединит все зоны покрытия сотовых операторов РК.   

Почему система создается поэтапно? Первый этап – создание ядра програмного обеспечения, центра обработки данных. Второй этап – создание центров обработки данных, закупка серверного оборудования, заключение роуминговых соглашений с сотовыми операторами России и Белоруссии для обеспечения приема информации с автомобилей этих государств.    

- Кому и во сколько обойдется установка терминала – того самого устройства экстренного вызова?

- Российский УВЭОС сегодня стоит около 130 000 тенге в пересчете с рублей. Нами ведется разработка отечественного УВЭОС, который будет на 25% дешевле российского аналога. Отечественные автозаводы в скором времени начнут устанавливать эти устройства уже на конвейере, что естественно приподнимет стоимость автомобиля тысяч на сто тенге, однако есть надежда, что если государство частично компенсирует затраты автозаводов по оснащению нашими устройствами по программе поддержки казахстанского автопрома, то на кошельке покупателей это не скажется.  В этом случае, устанавливать, к примеру, российские устройства будет невыгодно.

Многие импортируемые новые типы автомобилей (Toyota, BMW) идут с УВЭОС японского и немецкого производства. Функционал тот же, а стоимость гораздо выше – более 500 долларов США.   

На Западе система спасения очень развита. Но она разрабатывалась локально для каждой автокомпании отдельно. Автоконцерны сами свои машины оснащали, информация приходит не централизовано в Службы спасения, а фильтруется операторами сервисов. В Европе, многократно покрытой различными системами радиосвязи, существует множество вариантов подать сигнал бедствия, чего не скажешь о нас, с нашими территориями, расстояниями и тяжелыми климатическими условиями.  

- Если казахстанская разработка почти готова, зачем сюда приходить «ГЛОНАССу»?  

- Стремление экспортировать свою продукцию и технологии соседям – вполне нормальное явление, и такие попытки были. Мы, кстати, тоже должны к этому  стремиться. Другой вопрос, насколько мы к этому готовы. В данном случае разработать систему, аналогичную системе «ЭРА-ГЛОНАСС», удалось силами отечественных специалистов, что говорит о высокой технической подготовке наших кадров. Сейчас мы работаем с АО «ГЛОНАСС» как партнеры, решая  вопросы функционирования систем в едином интеграционном поле.     

Казахстанская система «ЭВАК» – стопроцентно казахстанский продукт. Если сравнить в деньгах, то на разработку «ЭРА-ГЛОНАСС» уже затрачено 5 миллиардов российских рублей, это больше 25 миллиардов тенге. На разработку нашей систему будет затрачено всего 2,3 миллиарда тенге (на три года 2016, 2017 и 2018). Почти что в 10 раз меньше.

 - Назовите точно, кто будет обязан устанавливать новое оборудование, и кто будет от этого освобожден?

- Требования Технического регламента никак не затрагивают владельцев старых авто, которые будут эксплуатироваться до полного износа. Обновление парка автомобилей с встроенными УВЭОС будет происходить эволюционным путем в течение 5-10 лет. Предполагается, что все старое уйдет в утиль, а все покупаемое новое уже будет идти со встроенной системой. Есть требования Закона «О дорожном движении»: с 1 января 2017 года эти системы в первую очередь устанавливаются на автомобили, которые возят опасные грузы – солярку, бензин, газ, радиоактивные материалы и др. Вторая категория – это пассажирские перевозки. Третья категория – это машины, которые возят детей, школьные автобусы. Новые типы автомобилей будут оснащаться согласно требованиям Техрегламента ТС, а вышеперечисленные – согласно закону «О дорожном движении» и закону «О транспорте».

Есть категории транспорта, которых мы не касаемся, это, к примеру, транспорт силовых структур.

Центры по установке УВЭОС ввезенных транспортных средств планируется организовать на территориях АвтоЦОНов. Система «ЭВАК» с 1 января 2017 года некоторое время будет работать в режиме опытной эксплуатации – в этот период будет набираться статистика ошибок и отказов, после чего начнется переход к промышленной эксплуатации и вот тогда уже действие закона будет безоговорочным. Контроль работоспособности УВЭОС будет осуществляться в момент прохождения планового техосмотра автомобиля.     

- Ваша организация, если станет Единым оператором, будет на этом что-то зарабатывать?

- В России кроме Закона об «ЭРА-ГЛОНАСС» вступил в силу Указ Президента РФ «О коммерциализации «ЭРА-ГЛОНАСС». То есть на базе системы, созданной на деньги государства, необходимо развивать коммерческие сервисы в помощь водителям, которые реализуются посредством второй кнопки «Service». Абонентская плата за пользование сервисами значительно снизит бюджетную нагрузку на государство, сделав систему самоокупаемой. Думаю, что нам необходимо идти таким же путем. Кнопка «Service» – дело добровольное! Но мы предполагаем, что она будет востребована. Опрос показал, что большинство из потенциальных владельцев автомобилей с встроенной системой «ЭВАК» не прочь иметь под рукой такой функционал за небольшую ежегодную абонентскую плату. С ее помощью можно вызвать эвакуатор, отремонтировать пробитое колесо, долить топливо, завести двигатель в мороз, также можно будет узнать в незнакомом городе расположение гостиниц, банков и автозаправок. В случае угона можно будет представить полиции траекторию движения автомобиля и т.д.

- Ранее нам в Союзе «КазАвтоПром» рассказывали, что при сертификации новых типов легковых автомобилей необходимо пройти дорогостоящий краш-тест в Москве. Других в СНГ просто нет. Ваш Институт, если не ошибаюсь, намерен открыть такой центр здесь – в Казахстане?

- Да, в Москву надо везти два автомобиля, провести краш-тест – боковой и лобовой удары, заплатить, а это где-то 800 тысяч евро, и получить ОТТС (одобрение типа транспортного средства). Хотя на сегодня те, кто получил ОТТС до конца 16-го года, имеют права в течение следующих трех лет не ставить это устройство. Некоторые автопроизводители, не желая проводить краш-тесты выдают новые автомобили за модификацию старых, уже имеющих ОТТС. Но это только пока. 20-й год конкретно все точки над «i» расставит. Конечно, хотелось бы иметь свою испытательную лабораторию по проведению краш-тестов, но это не наша задача и не наши функции. У нас есть компетентный орган – Комитет технического регулирования и метрологии Министерства по инвестициям и развития, им и решать эти вопросы! В свое время было предложение скинуться нашим автопроизводителям и автодилерам на создание такой лаборатории, тем более, что мероприятие не столь дорогостоящее, но поддержки не получили. В этом случае оплату за проведение краш-тестов можно было бы снизить на порядок. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих.

- Нурлан Махсотович, Вы еще говорили о том, что у терминала есть и другое предназначение – это связано с криминалом… 

- Кнопка «SOS» находится в пределе досягаемости водителя, она защищена от случайного нажатия. Если на дороге совершается преступление, напали на автобус, терроризм, пожар, какой-то катаклизм, водитель нажимает кнопку «SOS», и, опять же, оператор ДЧС видит на карте местоположение автомобиля и по голосовой связи спрашивает, что случилось. Водитель сообщает о нештатной ситуации (разбойное нападение, проявление терроризма, угроза жизни людям и т.д) и ждет помощи.

- Благодарю за интересную информацию.

Новости партнеров

Сейчас в эфире
Для просмотра требуется поддержка flash и javascript.