{metadescription}
Говорите громче – вас прослушивают!

Говорите громче – вас прослушивают!

Существуют три вида прослушки сотовых телефонов. Определить возможно только один из них.

Агент 007 мог в любой точке мира прослушать любые телефонные переговоры недругов Ее Величества, вообще Великобритании и даже врагов человечества. Все нужные «примочки» и «игрушки» из спецлаборатории ему поставляли исправно. Но то были отъявленные злодеи и гении киношного преступного мира. В реальном мире, в наше время «под колпак» может попасть кто угодно: юрист, полицейский, аким, журналист, правозащитник, судья, бизнесмен.

В Сети полно советов и рекомендаций по определению того, что вас прослушивают. Львиная доля из них пустышки! Кто и зачем пудрит мозги народу, не понятно. Одно ясно точно: тема интересует чуть ли не каждого второго. Давайте разбираться, а помогут нам в этом самые что ни на есть настоящие профессионалы.

Зачем вообще вы можете понадобиться нашим спецслужбам (именно о них задумываешься, когда говоришь о прослушке)? Да для того же, для чего это нужно было Комитету государственной безопасности СССР 30-40 лет назад. Но случается, что к такому приему прибегают даже чересчур ревнивые супруги, правда, это не совсем законно. В секреты битв на невидимом фронте нас посвятил бывший сотрудник правоохранительных органов, ныне директор ТОО «Informsecurity» и эксперт в области информационной, корпоративной безопасности, Игорь Чернов. Говорили мы исключительно о сотовой связи.

Существует мнение, что эпизодные акты не имеют значения, т.е. проще сразу следить за всеми поголовно (и, быть может, есть какой-то смысл в этих словах). Игорь Нафанович это отрицает.

«Прослушивают всегда точечно. Есть только одна страна в мире, которая может себе позволить прослушивать всю сеть сразу – это США, потому что они деньги для этого сами печатают. На самом деле прослушивание всей сети – слишком дорогое удовольствие, для нашей страны сопоставимое по цене с ВВП страны, слишком много сил и средств на это тратится, при этом результат не гарантирован», - сказал наш эксперт.

Как обычному человеку, который не слишком много знает о коммуникационных технологиях, определить, «ведет» ли его разведка или какой-то злоумышленник? Это практически не под силу обычным пользователям мобильной связи.

«Дело в том, что в природе существуют три способа прослушки сотовых телефонов. Способ первый – снятие информации непосредственно на станциях телефонной сотовой связи. Способ второй – использование мобильных станций перехвата сотовой связи. Способ третий – программный, установка на смартфонах (только на смартфонах) вредоносных вирусных программ, способных скрытно производить запись разговора на встроенный диктофон и передавать файл с записью разговора, например на облачный сервер. Обычный пользователь может определить, что его прослушивают только в третьем случае, когда он сам или приглашенный специалист найдут на смартфоне эту установленную вредоносную программу. При использовании первых двух способов определить прослушку невозможно!», - объяснил Игорь Чернов.

Из уст в уста, из аккаунта в аккаунт часто передается информация, что есть несколько «железных» признаков, по которым человек якобы может понять, что его слушают. Это быстрая разрядка телефонного аккумулятора; самопроизвольная перезагрузка мобильника; слишком долгое установление соединения с другим абонентом; посторонние звуки при разговоре, частый перегрев, отключение с задержкой и другое. Все это – чушь. Чернов дал прямой ответ – данные признаки имеют множество различных объяснений, никак не связанных с прослушкой.

Справедливости ради отметим, не только лишь за правоохранительными органами и спецслужбами может виться след прослушки. Не стоит забывать, например, о промышленном шпионаже. Удар может нанести даже близкий человек…

«В мире на силовые органы и спецслужбы приходится примерно 1-2% от общего количества подобных дел. В нашей стране больше, конечно, но все равно намного меньше половины. То есть, большая половина случаев установления «звукового» контроля над объектом приходится не на силовиков. Дело в том, что это – очень хороший и очень удачный способ получения информации, которую потом можно использовать для самых разных дел. И для получения конкурентного преимущества, и для выигрыша дела в суде и для изобличения неверного мужа (жены), и для рейдерского захвата компании и для организации заказного убийства (вспомним дело Политковской и других) и для шантажа и много для чего еще.

А вот способов получения информации намного больше. На сегодня известно примерно полтора десятка технических каналов утечки информации. Для этого использоваться может любой. И самостоятельно объект выявить их в подавляющем большинстве случаев не сможет», - прокомментировал эксперт.

Все понятно, но кто дает силовикам законное право отслеживать звонки? И в каких случаях это позволяется? По словам юриста Аскара Каймакова, есть лишь пять оснований, которыми могут воспользоваться люди в погонах.

«Перехват производится строго при наличии уголовного дела с санкции прокурора и только в отношении:

1) лица, на которое в заявлении, сообщении об уголовном правонарушении указано как на лицо его подготавливающее, совершающее или совершившее, либо в отношении которого имеются иные основания полагать, что оно имеет отношение к расследуемому правонарушению либо обладает сведениями о подготавливаемом, совершаемом или совершенном уголовном правонарушении;

2) подозреваемого;

3) потерпевшего, с его письменного согласия;

4) третьего лица, если есть сведения, что третье лицо получает или передает информацию, имеющую значение для дела;

5) места в случае, если имеются обстоятельства или предполагается их возникновение, которые могут иметь значение для дела.

Прослушивать всех подряд не получится только по закону. Кроме того, технический арсенал уполномоченного органа не позволяет одновременно держать под контролем миллионы абонентов. И слава Богу!», - сообщил Каймаков. Он также подчеркнул, что если идет санкционированная прослушка, то сигнал ловится на уровне оператора.

Эта деятельность в Казахстане регулируется Законом РК «Об оперативно-розыскной деятельности» и Уголовно-процессуальным кодексом РК, и никаких согласий сотовых операторов для этого не требуется. Они к тому же обязаны предусмотреть в оборудование специальные выходы для снятия информации. В интересах следствия, конечно. Существует еще масса подзаконных актов. Игорь Чернов рассказал, что были случаи, когда «нужную» аппаратуру устанавливали даже против воли руководства оператора, а что делать – dura lex, sed lex.

 

 

Вчера

Новости партнеров

Сейчас в эфире