{metadescription}
Большие деньги против взяточничества – что победит?

Большие деньги против взяточничества – что победит?

Сенсационное предложение борцов с коррупцией подвергли жесткой критике.

Смех, негодование и раздражение – это реакция казахстанцев на новое заявление из Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции РК. Его руководство посчитало нормальным сократить на треть госаппарат и за счет освободившихся таким образом средств повысить оклады оставшимся чиновников. Причем сразу в два раза! В Агентстве надеются, что после этого больше никто не будет брать взятки.

Блогер и экономический обозреватель Денис Кривошеев поддерживает идею, которую озвучил второй по значимости антикоррупционер Казахстана, Алик Шпекбаев. Но реализовать подобное будет сложновато, да и оставлять без работы так много людей было бы не очень хорошо в наше время.

«Сократить чиновников и повысить оставшимся зарплаты – это самая правильная мера, которую можно было бы сделать. Но, несмотря на то, что идея прекрасная, она в принципе невыполнима в существующей экономической модели. Мы к этому не готовы, так как мы не готовы выгнать на улицу три миллиона человек», – сказал Кривошеев.

По его словам, сейчас, в период довольно затянувшегося кризиса, граждане пытаются экономить, считают каждую копейку и не желают где-то переплачивать и «башлять». Поэтому, утверждает наш собеседник, все и начали роптать.

«Государство платит мало, но дает возможность, закрывает глаза на какие-то погрешности. Когда денег было достаточно, никто не обращал внимания, и казахстанцы сами с удовольствием платили и порождали эту коррупцию. Сейчас настроение у населения поменялось: достаточно обедневшее общество начинает возмущаться, когда его пытаются «доить». А ведь ничего существенно нового не произошло, сама коррупция не стала больше, а где-то даже меньше, коррупционный круг сузился», – отметил эксперт.

А перестанут ли наши госслужащие брать взятки после двойного увеличения зарплаты – Кривошеев очень и очень сомневается. А все потому, что они имеют изначально мизерные оклады. Но подражать блогер предлагает той же самой Грузии, которую и приводит в пример Агентство по делам госслужбы.

«Зарплата у средних чиновников сейчас 80, 90, 100 тысяч тенге, повысим в два раза – будет 200 тысяч. И что? Нам нужно кардинально менять систему и очень высоко поднимать зарплаты, как это было в Грузии, где в один день зарплату младшего лейтенантского состава сделали 1200 долларов, всех выгнали и набрали новых, и они начали держаться за свои места», – подчеркнул Кривошеев.

Негативно о планах по увеличению заработной планы госслужащих и сокращению их численности высказался и политолог, директор НПО «Группа оценки рисков» Досым Сатпаев.

«Когда происходит сокращение государственных служащих, через какое-то время их количество снова восстанавливается. У нас это связано с тем, что в целом государственный аппарат Казахстана является организмом, работающим на себя. Если в одном месте его урезать, то в другом он попытается наверстать свой потенциал. Поэтому я думаю, что просто очередным сокращением чиновников проблему борьбы с коррупцией не решишь. Как в прочем не решишь эту проблему через повышение заработной платы. Тем более как показывает опыт других стран, эти два метода не являются стопроцентно эффективными!» – сказал Сатпаев.

Казахстан мог бы взять на вооружение кое-что другое, добавил он.

«Мне кажется, что одним из самых эффективных методов борьбы с коррупцией является прозрачность государственного аппарата, когда деятельность всех чиновников – от самого низкого до самого высокого – находится под бдительным надзором общественности и СМИ. Только тогда чиновник, поступая на госслужбу, будет понимать, что он становится публичной фигурой, а не закрытой, и что все его действия, связанные с расходованием государственных денег, автоматически будут находиться под прозрачным контролем. Тогда и соблазн взять взятку из-за риска попасться резко уменьшается.

Во-вторых, людей на должности нужно назначать не по связям, а по способностям! Продвижение по карьерной лестнице должно идти только по принципу эффективности работы госслужащего. У нас, к сожалению, этот принцип не работает. Уже не раз говорилось о необходимости ввести индикаторы работы чиновников на всех уровнях, но они до сих пор отсутствуют. И третий момент – довольно жесткое наказание, чтобы человек, находясь на госслужбе, имел четкий и конкретный выбор: либо получить взятку и рискнуть потерять все – доступ на госслужбу, доверие, авторитет, хороший социальный пакет, либо продолжать работать, имея все это, не соблазняясь на какие-то взятки. Я думаю, что только тогда будет порядок», – заявил политолог.  

Кроме перечисленного, добавил Сатпаев, проштрафившимся чиновникам нужно закрыть дорогу обратно! Есть много хороших мер и законов, но их реализация оставляет желать лучшего. Очень активным должно быть само общество – население. В руках власти, отметил эксперт, эта борьба зачастую превращает в орудие устранения неудобных людей…   

«Сам госаппарат не будет вести эту борьбу эффективно. Коррупция в Казахстане это не просто злоупотребление служебным положением. Для многих она является неким входным билетом в круг избранных, никто не хочет иметь рядом с собой белых и пушистых. Если ты хочешь получить некий доступ к распределению ресурсов, ты должен «замараться». Коррупция становится частью неформальной номенклатурной культуры, чтобы ее сломать, необходимо много времени и очень жесткая работа. Посадив двух-трех коррупционеров, проблему не решишь, их место займут другие. И тех, кого посадили, скорее всего, посадили не потому, что они коррупционеры, а потому что они были конкурентами других коррупционеров. У нас антикоррупционная борьба больше является отражением внутриэлитных столкновений. Она используется больше как инструмент в межведомственных конфликтах и дрязгах не чем желание очистить государственный организм от коррупционеров», – заключил Досым Сатпаев.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Пока народ дает, они берут

1424: Не молчи о фактах коррупции!

Какой ущерб стране нанесли коррупционеры

Вчера

Новости партнеров

Сейчас в эфире