{metadescription}
Требуйте туркод! Часть проблем он действительно решит

Требуйте туркод! Часть проблем он действительно решит

Нюансы, связанные с введением туркода, прокомментировали эксперты в области туристических услуг.

Зачем казахстанскому туристу загадочный туркод, который действует в стране уже два месяца? Кому конкретно он нужен и какие гарантии предоставляет? Многим до сих пор непонятно. А ведь именно сейчас (после праздников) те, кто умеет грамотно экономить, собираются отдохнуть на пляжах экзотических стран. Разберемся!

Туркоды действуют с 7 ноября 2016 года, но в обществе до сих пор немало кривотолков и недопониманий со стороны как отдыхающих, так и самих туроператоров и банков. Мы попросили экспертов в области туристических услуг четко разъяснить назначение туркода и пролить свет на различные нюансы, связанные с новыми правилами заграничных путешествий.

Что такое туркод

Туристический код состоит из 11 символов и выглядит следующим образом: ХХХХХХХ-ХХХ. Он присваивается автоматически при оформлении каждой путевки. Этот шифр уникален для каждого покупателя. Туркод отправляется на электронную почту агенту, забронировавшему тур, после оплаты туроператором установленной суммы в размере 0,5 МРП (1134,5 тенге) за каждую реализованную путевку. Хранятся туркоды в специальной базе, доступ к которой имеет корпоративный фонд «Туристік Қамқор», созданный специально для предотвращения разного рода неприятностей.

При возникновении экстренного случая (а их, как оказалось, только два – отказ в посадке на следующий на родину борт и отказ в размещении в гостинице) турист связывается с вышеназванным фондом, сообщает номер своего туркода и ждет ответа о возможности оказания помощи. Вот тут и проверяются на прочность так называемые банковские гарантии! Туроператоры, заключая договор с Фондом, на свое усмотрение выбирают банк и оставляют ему в залоге наличные деньги, недвижимость и т.д. Размер банковских гарантий для туроператоров составляет 5000 МРП, или свыше 10,6 миллиона тенге, для туроператоров-фрахтователей – 15 000 МРП, или свыше 31,8 миллиона тенге. Таким образом, когда Фонд расходует какую-то часть средств на вывоз туристов, банк, который гарантировал обанкротившегося на днях туроператора, в течение пяти дней возвращает затраченные деньги фонду. К слову, МРП сейчас составляет 2269 тенге, до нового года это была сумма в 2121 тенге.

Требовать выдачи спасительного туркода нужно с туроператоров, проверять его валидность – на сайте www.fondkamkor.kz. Сейчас туркод может выдаваться как на отдельном листе, так и быть вписанным в путевку.

Почему испугались туркомпании

Президент Ассоциации Туристских Агентств Казахстана (АТАК) Асель Нуркебаева обозначила проблемы, возникшие при введении туркодов. Она утверждает, что таким образом стали ущемляться права небольших туркомпаний и встала под угрозу конфиденциальность личных данных клиентов турфирм.

«Все знают, что это надо делать, но как это делать – точно не знает никто. По банковским гарантиям также много вопросов: те же банки не понимают, как это делается, у них до сих пор нет инструкций насчет того, как банк должен действовать в той или иной ситуации, а ведь нюансов – миллион. У нас уже были случаи получения туркода – там вся информация на виду: все стали возмущаться, что нет никакой конфиденциальности!

Кроме того, к турфирмам сегодня опять пришло уведомление от «Камкора», что списки тех, кто не вошел в их реестр, будут отправлены в уполномоченный орган. Все снова напугались, мне звонят и спрашивают, что им делать, лишат ли их за это операторской лицензии? Я считаю, что все это можно было гораздо грамотнее сделать. То есть сначала нужно было придумать технологию, рассказать, как это должно работать, а потом уже ее вводить, не пугая рынок, и не напрягая туристов», – отметила Асель Нуркебаева.

Директор одной из туркомпаний Елена Бекбоева в этом отношении согласна с главой АТАК.

«В целом, наверное, идея имеет право на существование, но не в том виде, в котором она реализована сейчас. Во-первых, на момент ее анонсирования в СМИ представители туристического рынка не были четко проинструктированы Фондом о механизме получения и действия туркода, а также о том, на какие именно турпродукты он распространяется. Причем этого не сделано и по настоящий момент. Нам посоветовали задавать вопросы в соответствующем разделе на сайте Фонда, однако мой вопрос висит без ответа уже две недели», – сообщила бизнесвумен.

Кроме того, как отмечает Елена Бекбоева, наши граждане за рубежом могу оказаться в неприятном положении из-за некоторых пробелов в том самом механизме.

«Например, в регламенте оказания помощи указано, что «Совет Администратора системы обязан вынести в письменной форме решение об оказании туристу экстренной помощи или об отказе в ее оказании не позднее 24 часов с момента получения Администратором системы обращения на оказание экстренной помощи». Каковы действия туриста в течение ожидания этой помощи? Ведь по самому определению, она должна быть экстренной, а о какой экстренности может идти речь, если само решение об оказании помощи принимается в течение 24 часов, не говоря уже об ее организации», – недоумевает Бекбоева.

По ее мнению, новшество может обеспечить только одно – возврат людей домой. А если хозяин туркомпании окажется мошенником и не оплатит отель по месту пребывания, плакали ваши денежки…

«Меня волнует только отдых моих клиентов и моя возможность их защитить. Но сейчас я вынуждена признать, что несмотря на свою активную позицию, у меня нет для этого достаточной информации из открытых источников и понимания того, как именно будет происходить процесс оказания помощи и в каких конкретно случаях она будет или не будет оказана», – сказала она.

Кому туркод не нужен

Мы попросили руководство Фонда «Туристік Қамқор» расставить все точки над «i». Его председатель Инна Рей сразу заявила, что коды не являются обязательными для всех, кто собирается выезжать из Казахстана – это важно знать каждому. Ведь люди могут вылететь в гости к родственникам, на бизнес-встречи, в командировки и др.

«На самом деле не выезд без туркода недействителен, а недействительна работа туроператора без этого туркода. То есть туроператоры, выдавая турпакет, обязаны выдавать и туркод. На всех остальных выезжающих, которые осуществляют деловые поездки, поездки в командировку с личной целью и прочих, это не распространяется. Мы ориентированы на тех туристов, которые оформились через турфимы, и следим за тем, чтобы они, выезжая за границу, были твердо уверены, что за ними стоит финансовая поддержка и реальные силы, которые будут возвращать их в страну», – прокомментировала она.

Какого-то универсального сценария для спасения туристов нет. Все будет зависеть от деталей по каждому случаю.

«Любой человек, выехав за границу, может обнаружить, что ему не предоставлено жилье или всплывут другие негативные обстоятельства, тогда он может обратиться в Фонд. Мы будем решать задачу в отношении любого количества человек – одного, десяти, двенадцати – не важно. Когда происходит массовый отказ от обязательств туроператором, тогда к решению проблемы будет привлекаться либо другая авиакомпания, либо будет приобретено большое количество билетов на те компании, которые продолжают осуществление своей деятельности. Мы будем исходить из реальной ситуации, то есть однозначного сценария нет», – пояснила Инна Рей.

По ее словам, Фонд намерен договориться с разными компаниями. И это же, пояснила глава организации, поможет узнать точные объемы рынка.  

«Договоры с нашим Фондом подписали уже более 50 туроператоров, еще порядка 70 компаний сейчас в процессе подписания. Блуждающая в СМИ цифра об имеющихся в РК 1200 туроператоров нигде у нас не находит подтверждения. На сегодняшний день мы надеемся, что Фонд выдаст реальную, живую цифру по нашим туроператорам», – сказала Рей.

Цена путевки! Ждать новых скачков? Вовсе нет, заверила Инна Рей, объясняя это тем, что сумма, выплачиваемая туроператором с каждой путевки, незначительна.

«На стоимость туристических услуг влияет все. Но курс доллара влияет гораздо серьезней, чем 0,5 МРП за каждую турпутевку. Поэтому к удорожанию туров это привести не может. Да, это будет определенная нагрузка на туроператоров, но не огромная и не тяжелая, как это некоторые стараются представить, поэтому на продаже самих туров это не должно отразиться. Здесь будут действовать те же законы конкуренции, которые мы уже имеем», – сказала она.

Как быть тем, кто выезжает за пределы республики без туркодов? Помощь, конечно, будет, но не финансовая, сообщила глава Фонда.

«Если мы будем иметь о таких людях хоть какое-то представление, то, конечно, будем помогать. В принципе все страховые риски, связанные, например, с поездкой к родственникам, страхуются тем покрытием, которые человек сам себе обеспечил при выезде. В случае, если нам будет известно о проблемах наших граждан за рубежом, выехавшим без туркода, мы будем оказывать юридическую, консультативную помощь, но на материальную им рассчитывать будет невозможно, так как фонд осуществляет защиту только тех туристов, которые имеют туркод», – заключила Инна Рей.

Вчера

Новости партнеров

Сейчас в эфире
Для просмотра требуется поддержка flash и javascript.