{metadescription}
Квартирантов пересчитают

Квартирантов пересчитают

Казахстан стал активно претворять в жизнь меры по противодействию терроризму – так объясняют компетентные органы.

Одна из этих мер не на шутку взволновала общество (а некоторых соотечественников даже вывела из себя) – изменения по временной регистрации. В действительности же она существует уже много лет. Другой разговор, что теперь и арендаторов, и арендодателей обязали извещать власти о своих договоренностях. В противном случае их будут наказывать. И уже с 7 января наступившего года.

Наверняка такой шаг облегчит розыскную деятельность, поможет спецслужбам с поиском и выявлением определенных лиц, но попутно отнимет время и, пусть даже небольшие, но деньги казахстанцев. Только будет ли все настолько эффективным, как себе это представляют в правительстве… 

Что говорят наверху

Все СМИ и соцсети в Казахстане облетела новость о том, что казахстанцев начнут штрафовать за проживание без регистрации по месту временного пребывания сроком более 30 дней. Так, арендодатели, которые сдают жилье больше одного месяца и не регистрируют в нем своих квартирантов, будут платить штраф в размере 10 МРП, а сами арендаторы – 7 МРП. 1 МРП сейчас составляет 2269 тенге. Все просто: определяешь, к какой категории относишься и подсчитываешь риски. 

В МВД уверяют, что зарегистрироваться по месту временного пребывания и проживания можно в ЦОНах в течение 10-20 минут, либо через электронное правительство. За это взимается госпошлина – 227 тенге. Присутствие квартиранта обязательно, так как в чипе его документа производится новая запись, и собственника квартиры/дома, который и предоставляет крышу над головой. При регистрации через интернет-портал egov.kz необходима электронно-цифровая подпись (ЭЦП) и самого заявителя, и хозяина жилья.

Власти полагают, что нововведение поможет не только выслеживать террористов и прочих преступников, но и позволит гражданам получать доступ к социальным услугам по новому месту жительства. Кроме того, выиграют от этого и фискалы. Ведь в результате на чистую воду можно будет вывести нелегальных арендодателей. Добавим, что миграционная полиция к тому же получит более точную карту передвижения населения.

Кого испугает мизерный штраф?

Все эти цели, считает директор Центральноазиатского института стратегических исследований Анна Гусарова, вряд ли будут достигнуты. Она полагает, что озвученные штрафы не заставят хозяев жилья прописывать у себя посторонних.   

«У нас по старинке принято, что если человека регистрируют, значит, он может претендовать на жилье. Хоть мера и направлена на то, чтобы вывести на свет тех, кто без прописки неофициально живет, на самом деле она открывает большое коррупционное окно. И тот штраф в 16 тысяч тенге, который предполагается для арендодателей, на самом деле мизерный по сравнению с тем, какие суммы хозяева жилья получают», – считает Анна Гусарова.

Все это дело, по ее словам, не имеет ничего общего с эффективной борьбой с терроризмом.

«Лично я логики никакой абсолютно не вижу. Определять, является ли человек террористом, имеет ли он какие-то радикальные взгляды по прописке невозможно. С одной стороны, это, может, как-то и облегчит работу наших правоохранительных органов, которые будут отслеживать по регистрации, кто и где живет, как путешествовал, где ездил и так далее. Опять же это не даст каких-то кардинальных положительных сдвигов для того, чтобы противодействовать экстремизму», – отмечает она.

Запрет породит новые «лазейки»

Аврал в ЦОНах будет ощутимый, продолжила наша собеседница. Прибавится работы и у полицейских. А те граждане, которые попросту не захотят с этим возиться, начнут искать лазейки в законе.

«Люди сейчас будут изыскивать все возможные меры и способы, как разрешать эту ситуацию. В рамках правового поля этого сделать не получится. У нас первым делом в голову будут приходить мысли, как «разрулить» ситуацию, что вряд ли будет способствовать созданию правового государства в стране», – подчеркнула Анна Гусарова.

Вообще, особой сенсации в изменениях нет, отметила Гусарова. Что касается иногородних студентов, у них и раньше была временная регистрация в общежитии. Другое дело, если обучающийся проживает не в нем, а на съемной квартире.

«Что касается трудовой миграции – есть норма регистрации по месту работу, но я не знаю, насколько широко она у нас практикуется и реализуется. Опять же здесь нужно разговаривать с руководством компаний, насколько они готовы пойти на это. В общем, здесь очень много сложностей. Неужели люди бросят работу? Нет, конечно! Как все было, так и останется. Единственное, если народ повозмущается, то меру, конечно, не отменят, но, может быть, как-то смягчат или отложат на более поздний срок», – предположила Анна Гусарова.

Террористы-шатуны – это что-то новенькое     

Политолог Досым Сатпаев тоже указал на неэффективность меры в плане борьбы с радикалами. По его словам, представители подобных объединений начнут чаще «кочевать», что еще больше запутает следы.

«Теракты последних лет говорят о том, что представители радикальной группы довольно часто мигрируют из одного региона Казахстана в другой, снимают в аренду жилье – квартиры, дома, где пытаются собирать взрывные устройства. Но введение нового пункта в закон «О миграции» вряд ли как-то коснется представителей радикальных групп. В принципе они могут арендовать жилье на гораздо меньший срок, чем один месяц. И потом, никто еще не отменял посуточную аренду. Если у представителей радикальных групп будет возможность постоянно перемещаться из одной точки в другую, то в течение этого месяца они могут сменить не одну квартиру и успеть собрать то же взрывное устройство, имея определенные навыки», – заявил политолог.

Он также вполне резонно подметил, что участники радикальных группировок из одних регионов могут жить у своего сообщника – владельца жилья в другой области. Как таких выявлять? Вопрос без ответа.

«Это будет напоминать ту же самую ситуацию, что и с введением обязательной регистрации религиозных организаций. У нас ее прошли и так законопослушные религиозные структуры, которые действуют легально. Что касается псевдорелигиозных радикальных структур, они изначально эту регистрацию проходить не собирались. Они просто ушли в подполье», – привел пример Досым Сатпаев.

Вывод очевиден: этот пункт будет создавать больше сложностей для законопослушных граждан с проведением регистрации, чем создавать какие-то препятствия для опасных фанатиков. В заключение Сатпаев привел более действенный и результативный способ противодействия общемировому злу.

«Я думаю, что альтернативой может быть более эффективная агентурная работа силовых структур. Только внедряя своих людей в те или иные радикальные организации, силовики могут работать на опережение: следить за передвижениями, которые члены этой организации осуществляют, знать, где они будут базироваться и так далее. Мне кажется, силовики должны больше делать акцент на внедрение своих людей в те или иные структуры, а также на профилактическую работу среди этих радикальных организаций, чем рассчитывать на то, что введение этой регистрации чем-то поможет», – заключил Досым Сатпаев.

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

20 марта

Новости партнеров

Сейчас в эфире