{metadescription}
Платный въезд: за что должны расплачиваться водители

Платный въезд: за что должны расплачиваться водители

Сколько должен стоить въезд в Астану? О чем «позабыли» городские власти? Кому достанется «золотое дно»? Комментирует глава НАС Эдуард Эдоков.

Каждое утро в Астану въезжает 12 000 автомашин, сообщили столичные чиновники. С этим надо что-то делать, видимо, решили они. Долго ответа не искали – сделать въезд платным. День «X» не за горами, новые правила заработают уже в мае текущего года. С 07:00 до 10:00 въехать можно будет только за деньги.

Слишком торопятся – так сказал руководитель Независимого автомобильного союза Казахстана Эдуард Эдоков, когда мы спросили у него, насколько успешной или провальной будет идея платного въезда. Власти, по его словам, упустили из виду самое главное.  

- Эдуард, чем вызвана Ваша критика относительно планов столичных властей о введении  платного въезда в город?  

- Я не считаю, что Казахстан в данное время готов к платным въездам в города. Даже в мире их очень немного. В каком-то из городов Европы перед тем, как внедрить платный въезд, в инфраструктуру – общественный транспорт, дороги, пешеходные переходы, велосипедные дорожки и прочие вещи – было инвестировано порядка 500 миллионов евро. Наладили возможность использовать общественный транспорт, чтобы не садиться в автомобили. По-моему, это было в Швеции. 

Вообще, платный въезд – это не просто зарабатывание, это метод ограничения нагрузки на дорожную инфраструктуру. И чтобы снизить количество автотранспорта, который въезжает в город, создает пробки и прочее, развитые страны предоставляют возможность использовать общественный транспорт. Он должен быть комфортным, его должно быть достаточно, ходить он должен как часы.

У нас на фоне катастрофического снижения доходов людей облагают еще дополнительной платой за въезд в свой город. Это показывает, что все у нас делают, не продумав, не рассчитав последствий. И потом мы пожинаем плоды деятельности этих, извините за выражение, «бешбармачников», которые сидят, ничего толком не думают. Это беда нашей страны, дикий непрофессионализм «рулителей», которые принимают законы, положения и постановления. Это как сделать в Алматы проспект Аль-Фараби платным. Хорошо, давайте сделаем, кто-то будет платить, но основная масса транзитов тогда попрется бесплатно через город.

Сейчас идея внедрения платного въезда в города преждевременна. Если хотят ограничить число пригородного транспорта, ввели бы элементарно электрички или скоростные автобусы.   

- Идея платности уже много лет обсуждается, но в отношение Алматы. Ее вводят, но совсем в другом городе. Как Вы думаете, почему так резко меняются планы?

- Решения институтов власти не поддают никакой логике. Они скоропалительные или просто глупые. Откуда они берутся, какие цели преследуются – абсолютная неразбериха в умах и документах.

- Что будет, если взять и неожиданно ввести платный въезд в южной столице? Ведь накопившиеся годами проблемы за один день не решить.

- Нельзя сказать, что есть какой-то простой и быстрый способ решения всех дорожно-транспортных проблем. Это большой клубок, совокупность проблем различных отраслей. К примеру, по градостроительству. Посмотрите, 25 лет строили, как попало, не планируя на десятилетия вперед, либо не соблюдая планировку. Одномоментно ничего не решить. Нельзя же снести какой-нибудь жилой комплекс и на его месте построить парковку. Другой момент: сама дорожная сеть, ее строительство, разметки, качество дорог, система управления светофорами. Сюда же можно приплюсовать наш менталитет. Проблем меньше будет, если просто соблюдать Правила дорожного движения. Не мы первые, не мы последние, это проблема любого мегаполиса. Вопросов много. Для начала необходимо хотя бы как-то начать двигаться в сторону их решения. Думать нужно на годы вперед, надо привлекать профессионалов, менять строительную политику. Это все потребует огромных денег и огромного политического влияния. Да и элементарно надо не воровать! А сейчас, куда ни посмотри, везде «косяк» – на этапе планирования, на этапе привлечения специалистов, строительства и эксплуатации и т.д. и т.п. Радужных мыслей по перспективам у меня нет. Конечно, ситуация меняется, и сейчас лучше чем 10 лет назад, но в то время и количество машин было другим.

- Сколько будет стоить въезд в Астану, пока не сообщалось. На что сможет ориентироваться администрация главного города страны в этом вопросе?

- На постсоветском пространстве, по-моему, вообще нигде нет платного въезда в города. Парковки платные есть, а въездов вроде нет. Отталкиваться не от чего. А европейский опыт – в той же Британии это стоит 10 фунтов… У нас любят круглые цифры, и, думаю, если и будет что-то вводиться, то цена будет вертеться вокруг 100, 150 или 200 тенге.

У нас получается, что такие вещи потом почему-то уходят в частные карманы. Но если вводить платность, то все деньги, за исключением оплаты компании-оператору, должен получать город. Ведь фактически такую компанию город просто нанимает и платит зарплату, грубо говоря, 10% от общего сбора. Все остальное однозначно должно идти в бюджет. Возьмем платные парковки. Это же, если не «золотое дно», то достаточно выгодный, прибыльный бизнес. И большинство стран Европы использует такие доходы, чтобы инвестировать их в расширение сети, в улучшение транспортной инфраструктуры, велодорожек, покупку новых автобусов, строительство детских площадок, остановок и т.д. Это нормальный «договор»: да, я плачу, но я и получаю за это. И многомиллиардных инвестиций не нужно, ведь по большому счету требуется поставить паркоматы, нанять персонал и организовать программное обеспечение. Город может себе это позволить, а затраты потом с лихвой покрываются.

У нас получается совершенно противоположная ситуация – с ног на голову. Львиную долю будет собирать агашка-частник, а городу 10%, чтобы хотя бы сильно не возмущались…     

- Вы говорили, что таких общественников, как Вы, не приглашают для разработки и обсуждений таких норм. Чем вы не угодили властям?  

- Мы же не смотрим в рот власть имущим. Если я что-то думаю, я так и скажу – молчать не буду. А финансовые, например, вопросы, стараются обсуждать кулуарно. Деньги любят тишину. А я же спрошу, сколько вы хотите с этого получить, какие объемы, почему такую цену назначаете, и почему 80% должны уходить в ваши карманы, а не в город? Я это скажу и вынесу на всеобщее обсуждение. Но кто же этого захочет…   

    

Новости партнеров

Сейчас в эфире