{metadescription}
Зачем Назарбаев ослабляет президентскую власть

Зачем Назарбаев ослабляет президентскую власть

Политолог Султанбек Султангалиев объяснил, чего хочет Нурсултан Назарбаев, и как это повлияет на жизнь в стране.

Чего хочет президент и что станет со страной? Казахстан, считает Нурсултан Назарбаев, вполне может позволить себе снизить роль президента в управлении государством и поделиться частью полномочий с Парламентом и Правительством. Максимальная концентрация власти в руках президента была необходимы после обретения Независимости, сейчас такой необходимости нет, дал понять Назарбаев. 

К тем компетенциям, которые он хотел бы передать депутатам и министрам (а их несколько десятков), относятся, к примеру, утверждение госпрограмм и создание новых органов управления. В полномочиях первого лица государства Назарбаев предложил оставить следующие сферы и функции:

- роль верховного арбитра в отношениях между ветвями власти;

- внешняя политика;

- национальная безопасность;

- обороноспособность страны.

Чтобы претворить в жизнь все, что инициирует Нурсултан Назарбаев, придется изменить Конституцию. Глава государства хочет узнать, что обо всем этом думает народ, для этого в республике объявили всеобщее обсуждение Закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан». Оно пройдет с 26 января по 26 февраля, текст размещен на сайте akorda.kz. Все идеи, соображения и отзывы казахстанцы могут направлять в Акорду по электронной почте ap2017@akorda.kz. Информацию, видимо, уже весной проанализирует рабочая группа, которая специально для этого и создавалась. Глава государства затем рассмотрит результаты этой работы. 

Из обращения Назарбаева к народу можно вывести одну основную мысль: Казахстан переходит от одной формы правления к другой – от президентской к парламентской республике (правда, сам он ничего подобного не произносил, но вывод напрашивается сам собой). Напомним просто, что в первом случае подразумевается страна, в которой избираемый, обычно всенародно, президент юридически и фактически является главой государства и исполнительной власти. Во втором случае президента республики избирают депутаты Парламента. И Правительство при таком режиме несет ответственность за свою работу не перед ним, а перед Парламентом.

Оценить предложения Назарбаева, объяснить, каких действий от власти стоит ожидать казахстанцам, помог политолог Султанбек Султангалиев.

- Сможет ли Парламент стать действительно более влиятельным, и как это именно в казахстанских реалиях повлияет на работу исполнительной власти?

- Решение вопроса о влиятельности Парламента будет зависеть от двух факторов: независимость формирования его состава от исполнительной власти; наличие конкретного перечня делегируемых законодательному органу полномочий.

Сильный парламент, безусловно, смог бы стать тем мотором, благодаря которому государственная машина заработала бы на качественно иных оборотах. Однако для повышения принципиального качества и эффективности работы исполнительных органов в регионах нет еще самого главного – введения института выборности акимов сельского, районного и городского уровней. И судя по всему, данная мера даже и не предусматривается участниками рабочей комиссии по перераспределению полномочий.

- Чего можно ожидать (каких изменений) в тех сферах, которые Глава государства предлагает оставить в своих компетенциях – обороноспособность страны, внешняя политика и др.?

- То, что в ведении президента останутся такие важные сферы как внешняя политика, оборонка и национальная безопасность пока красноречиво говорит о том, что уходить с политической арены Нурсултан Назарбаев не собирается в ближайшее время и намерен и впредь определять стратегические векторы внутренней и внешней политики.

- Возможен ли в Казахстане референдум на предмет того, что гражданам предлагают – обсуждение реформы по разделению ветвей власти?

- Конечно же, проведение такой масштабной реформы предполагает обсуждение всем социумом с участием представителей политических партий, неправительственных организаций, СМИ и экспертного сообщества. Хотя бы, как минимум, в формате общественных слушаний на региональном и республиканском уровнях.

Возможно, для предельной легитимизации конституционных изменений власть пойдет на проведение общенародного референдума. Хотя в принципе от такой меры можно и воздержаться.

- Если реализация этих реформ начнется уже в этом году, когда и в каком виде это дойдет на управления на местах?

- Региональные власти в лице акиматов и маслихатов получат больше полномочий и самостоятельности, которые в тоже время будут требовать большей ответственности самих чиновников и их подконтрольности обществу.

- Как Вы думаете, почему так решительно повышать ответственность чиновников Президент захотел именно сейчас, а не в прошлые годы за 25 лет Независимости?

- Попытки повысить ответственность чиновников декларировались Акордой на протяжении всех 1990-х и 2000-х годов. Это такой излюбленный оборот официального красноречия, который в реальности никогда не воплощался в жизнь. Более того, ситуация в этом вопросе только ухудшалась со временем. Предстоящую конституционную реформу можно оценить и как «последний и решительный бой» с чиновничьим разгильдяйством. 

Вчера

Новости партнеров

Сейчас в эфире