«Было дело»: о нелегкой работе «воскрешать» прошлое
Телеканал КТК оживляет прошлое! Атмосферу советского Казахстана периода 60-90-х годов воссоздает документальная программа «Было дело» – ретро-детектив, основанный на громких уголовных делах минувшей эпохи.
Создать детективную историю на основе криминальных, часто жестоких и кровавых преступлений, реконструировать сюжет реальных уголовных дел – задача непростая, за которой стоит кропотливый труд большой команды профессионалов. Как отмечают создатели проекта, по крупицам собирать приходится практически все – от детальной информации о преступлениях до реквизита, передающего приметы времени Советского Союза. Проект «Было дело» замечателен тем, что помимо захватывающей детективной истории программа иллюстрирует жизнь КазССР, приводит исторические справки и факты. В работе над программой задействовано множество экспертов: из МВД, Архива кино-фото документов, Казахфильма, которые консультируют и инструктируют сценаристов и участников съемок, чтобы реалии тех годов были переданы как можно точнее и правдоподобнее.
«Нашу программу смотрят люди от 18 лет. Для старшего поколения – это воспоминания о своем детстве, молодости. Для молодых людей – это интересная детективная линия, исторические справки, которые даются в каждой программе. Мы действуем строго по уголовным делам, по комментариям. Это очень долгий процесс. Чтобы найти одно дело, нужно поднять всех, весь город. Мы обращаемся к ветеранам уголовного розыска, спрашиваем, какие самые громкие дела они помнят, набираем большую базу. Нам очень помогают Верховный суд, Центральный государственный архив города Алматы, Департамент внутренних дел Алматы, Центральный архив кино-фото документов и оперативники, следователи, сыщики из регионов. Пока что самое старое уголовное дело, которое мы сделали, было 1963 года. Эта серия называется «Поймай меня, если сможешь» о виртуозном медвежатнике: он сбегал из тюрем, гастролировал по всему Союзу, и поймали его именно в Алма-Ате», – рассказала шеф-редактор программы «Было дело» Адиля Норузова.
За полгода работы команда программы «Было дело» сняла уже более 20 историй. В их числе: «охота» за насильником в КазГУграде, убийство звезды казахстанского телевидения, первый случай киднепинга в Казахстане, зверства людоеда Жумагалиева, кровавый путь алматинской банды «Шакалы», история карагандинской банды «Волчья стая» и др. Все эти выпуски – результат очень слаженной командной работы.
«Наш проект распределен на несколько департаментов. Сотрудники сценарного департамента целый день сидят в архивах, выписывают данные, пишут сценарий, редактируют. Затем расписывается режиссерский сценарий и к делу приступают художник-постановщик, художник по костюмам, ведется подбор актеров – все как в кино», - сообщила кастинг-директор проекта Меруерт Добрынина.
Найти несколько томов дела с деталями преступления – крайне редкая удача. Тогда группа редакторов и сценаристов с головой погружается в изучение этих «талмудов». Но чаще всего случается так, что нужных папок в архиве попросту нет. Тогда приходится проводить собственное расследование: идти в библиотеки, шерстить газеты, выискивать нужные иллюстрации через друзей и знакомых. Яркий пример такой работы в ретро-детективе об убийстве телеведущей Бахытгуль Ходжановой. Во время реконструкции событий на руках у кткшников не было ни материалов уголовного дела, ни даже фотографии диктора. Ситуация с поиском фото казалась настолько безнадежной, что создатели проекта уже решили составить фоторобот погибшей. Однако кто ищет, тот найдет – единственный снимок Бахытгуль Ходжановой хоть и с большим трудом, но удалось отыскать.
Трудности возникают с поиском не только документов, но и c подбором реквизита. Этим занимается руководитель художественного департамента Сергей Доттер. Далеко не все удается найти у старьевщиков, что-то приходится изготавливать самостоятельно. Причем иногда художникам приходится делать и очень страшные вещи. Серия про людоеда – как раз тот случай, когда нужно было снять на камеру «расчлененку». Руки, головы и ноги делали сами – закупали на базаре мясо, изготовляли искусственную кровь, «фактурили» манекенов – подробности от которых кровь стынет в жилах, но без выверенной проработки деталей теряется документальность. На что только не приходится идти съемочной команде, но бывают и безобидные ухищрения, продолжает Меруерт: «Еще у нас была сцена, где группа людей, работающих на стройке, занимались распитием спиртных напитков. Нам срочно нужны были бутылки того времени. Мы взяли из-под боржоми, отодрали этикетки и всей группой дружно начали жевать жвачки, чтобы сделать каучуковую крышку. Сергей Доттер приклеил этикетку «Советская водка» и у нас получилась идентичная тара того времени», – поделилась кастинг-директор.
Соответствовать требуемой эпохе должно все: и прически, и мейк-ап, и одежда актеров. За этим следят стилисты и художники по костюмам. Непростая задача стоит и перед менеджером по локациям Галиной Василковой. Для каждой серии она находит нетронутый годами советский уголок, уникальные места, сохранившие черты ушедшего времени в современном мегаполисе. Кроме того, для съемок зачастую нужны разные марки советских автомобилей – «Победа», «ГАЗ-21», «ГАЗ-24», автобусы необходимых марок, мотоцикл «Урал». Несмотря на всю сложность, команде «Было дело» удается договариваться с водителями раритетных авто. Многие из них с радостью соглашаются принять участие в этом проекте.
Максимум усилий и честного труда – и успех программы «Было дело» не заставил себя ждать. Популярность проекта доказывают нескончаемые письма и звонки телезрителей.
«Когда вышла серия «Волчья стая», посыпалось огромное количество откликов. В частности нам написала женщина, свекор которой погиб от рук этих бандитов, и мать ее мужа, оказывается, все это время скрывала это. Посмотрев нашу программу, мужчина успокоился. Узнав, что «Волчья стая» наказана, что преступники получили по заслугам, супруги написали письмо в редакцию с благодарностью всему коллективу. Такой отклик говорит о том, что мы делаем действительно качественный и нужный продукт», – продолжила Меруерт Добрынина.
К эфиру готова 23-я серия ретро-детектива под названием «Беглец». Действие происходит в 1979 году, когда было совершено дерзкое нападение на инкассаторов в Усть-Каменогорске. В тот ноябрьский вечер вооруженный автоматом Александр Данилов поджидал своих жертв у ювелирного магазина «Янтарь». Заметив, что инкассаторы уже изъяли деньги и возвращаются к своей машине, он открыл огонь. Преступник расстрелял водителя и одного из инкассаторов, и ранил другого. Украсть деньги Данилов так и не смог. Прохожие подняли шум, раненный инкассатор пытался отстреливаться, поэтому Данилову ничего оставалось, как бежать…
«В данном случае скорая поимка преступника произошла благодаря вниманию двух свидетелей и тому, что руководитель следственной группы настоял на том, чтобы фоторобот грабителя показали по телевидению. Буквально в тот же день раздался телефонный звонок, и преступника нашли по горячим следам. Сложно определить мотивы его поведения. Посмотрев замечательнейший фильм Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя», буквально через неделю он пошел и расстрелял инкассаторов у ювелирного магазина. Почему-то он решил, что может поступить так же, как знаменитая банда «Черная кошка», – рассказал ведущий программы «Было дело» Виктор Ашанин.
Как отметила Адиля Норузова, в деле Александра Данилова ее поразило то, как он сбежал из тюрьмы.
«Поймали его быстро, в течение суток, затем отправили в Московский институт судебной психиатрии имени В.П. Сербского. Экспертиза показала, что он совершенно здоров, и его привезли в актюбинский СИЗО, откуда дальше должны были этапировть в Усть-Каменогорск на суд. Но получилось так, человек, которому светила «вышка», бах, и испарился! Каким образом он сбежал из тюрьмы – узнаете в программе», – заинтриговала Адиля Норузова.
Несмотря на побег, мужчине не удалось избежать наказания. По словам Адили, проект «Было дело» как раз о том, что ни одно преступление не останется безнаказанным.