Назван главный секрет создателей популярных телесериалов!
«Мы искренне переживаем за злоключения героев, мы сердечно радуемся их победам и люто ненавидим их врагов… ».
«А вот за что я люблю ковбоя, за то, что он такой один!», - пела шикарная блондинка Диана, которую блестяще сыграла в фильме «Человек с бульвара Капуцинов» Александра Яковлева.
Мы задались вопросом – за что наш дорогой телезритель любит турецкие сериалы? В том, что они очень и очень популярны, сомнений нет. Но что обеспечило им всемирную любовь и признание? Ответ есть у Натальи Фрейман, консультанта по приобретению ТВ-контента телеканала «КТК».
- В чем секрет успеха турецких сериалов в Казахстане, да и вообще в странах СНГ? Кого и как «цепляют» такие картины?
- Турецкий сериал, в действительности, уникальный телевизионный продукт, который, попав на казахстанские телеэкраны еще в начале 2000-х, медленно, но верно, охватил огромную зрительскую аудиторию. К 2006-2007 годам присутствие турецких сериалов в эфире отечественных телеканалов заметно увеличилось, и если годом ранее турецкий контент демонстрировался в эфире только 1-2 каналов, то к этому времени практически каждый казахстанский вещатель считал своим долгом ввести в свою программную сетку «турецкую» линейку.
Чтобы понять, в чем секрет турецких сериалов сегодня, надо обратиться к истокам этого явления – то есть к турецким телевещателям. Наш казахстанский зритель привык смотреть один сериал в ежедневном эфире (а именно с понедельника по пятницу в одно и то же время) – мы это называем «горизонтальной линейкой». Турецкие вещатели приучили свою аудиторию смотреть каждый день новый сериал (!!!) – так называемая «вертикальная линейка». Отсюда и столь причудливый и непривычных для нас хронометраж (длительность) одной серии – от 90 до 120 минут (международный стандарт – 45-50 минут). В эти 90-120 минут обязательно включают краткий повтор предыдущей серии (напомню, серия выходит один раз в неделю!). Вы только представьте себе, сколько сериалов снимается параллельно! Как минимум пять, чтобы заполнить эфирную неделю по будням только. А что это значит? Телевизионная индустрия набирает обороты с космической скоростью, развиваются технологии, формируются кадры специалистов, появляются свои кинозвезды. Нет сомнений, что качество сериалов улучшается с каждым новым фильмом. А еще добавим к этому сумасшедшую конкуренцию. Идеальные условия для развития индустрии!
- Что больше всего привлекает целевую аудиторию: особенности сюжетов, игра актеров, какая-то схожесть экранных переживаний с собственными, нехватка этих эмоций в своей жизни, психологическая привязанность к сериалам или что-то другое?
- Несомненно, сюжет является наиболее привлекательной (я бы даже сказала, завлекательной) частью любого сериала, и не только турецкого. И, как правило, за основу берутся совершенно устойчивые и даже шаблонные истории. Вы удивитесь, но в основе самых рейтинговых сериалов вы обязательно узнаете либо «Золушку», либо «Гадкого утенка», ну или еще парочку широко известных сказок. Эти истории продолжают работать, потому что психологически отражают глубинное внутреннее желание обычного человека к волшебному и невероятному (а часто невозможному) превращению «замарашки в принцессу» или «дурнушки в красавицу». Но немалую роль играет и то, насколько искусно старая добрая сказка интерпретирована в современном изложении талантливыми и креативными сценаристами, режиссерами и актерами. У турецких продюсеров это получается блестяще! И обратите внимание, казахстанская аудитория предпочитает исключительно глубоко драматичные турецкие сериалы. Да, мы искренне переживаем за злоключения героев, мы сердечно радуемся их победам и люто ненавидим их врагов. Зрителям необходимы эти эмоции не потому, что им их не хватает в реальной жизни (к сожалению, неположительные эмоции случаются чаще), а потому, что сопереживая чужим страданиям, свои собственные мы представляем уже меньшим злом.
На самом деле все очень просто – зрителя гораздо проще заставить плакать, чем смеяться. На то и расчет. И я бы еще отметила необыкновенное музыкальное оформление, уникальное и неповторимое для каждого сериала, как объективное преимущество турецких телесериалов.
- Можно ли сравнивать популярность картин «Санта-Барбара» или «Богатые тоже плачут» с популярностью известных турецких сериалов? Есть ли у них какой-то общий феномен, который заставляет миллионы людей в назначенное телевизионщиками время прилипать к телевизорам – что такого знают о телезрителях создатели этих сериалов, что обеспечивает им гарантированный аншлаг?
- Я бы не стала сравнивать столь полярные друг другу «планеты», как американские или латино-американские сериалы, с турецким многосерийным контентом. Популярность «Санта Барбары» и «Богатые тоже плачут» во многом была обусловлена тем, что тогда, еще совсем недавно переставший быть советским, неизбалованный телезритель получил доступ к альтернативному телевизионному продукту, что называется «дорвался» и, конечно, был просто ошеломлен. Сейчас угодить аудитории значительно сложней. Зритель стал разборчив и привередлив. Если смотреть с этой точки зрения, то достижения турецкой телевизионной индустрии гораздо более выдающиеся, ибо в современных условиях они продолжают собирать многомилионную аудиторию по всему миру. Казахстанских же зрителей с турецкими «коллегами» в значительной степени роднит схожесть визуализации ментальных и морально-этических нюансов человеческих взаимоотношений. Здесь, позволю себе заметить, ни один американский сериал турецкому в подметки не годится!
- Сейчас на КТК идет показ знаменитого многосерийного фильма «Пламя жизни» (Hayat Şarkısı), который в нашем прокате на казахском языке называется «Шырғалаң». Как Вы думаете, возможно ли каким-то образом привлечь к нему внимание зрителей из нецелевой аудитории? И у кого это получилось бы лучше – у авторов или у транслирующего телеканала (что для этого надо было бы сделать)?
- У каждого товара есть свой целевой потребитель. На мой взгляд, продукт для всех, это продукт ни для кого. И столь деликатная субстанция, как творческое произведение (ибо я все же отношу телесериал к творчеству), не может быть для всех. Правильнее, очевидно, спросить, можно ли привлечь еще большую часть целевой аудитории. Безусловно, можно и нужно! И вся нагрузка при выполнении этой задачи ложится на плечи телеканала, начиная с отбора телесериала для своего эфира, его качественного озвучивания на государственный язык, и самое важное – его уникальное продвижение в конкурентной среде – сегодня это модно называется «промоушен».
- Как по-Вашему, почему в большинстве турецких сериалов обычно показываются глубокие душевные переживания, мучения героев, личные трагедии и звучит печальная музыка? Если добавить в них больше ярких «красок» и позитивных эмоций, это сильно изменит фирменный формат именно турецких фильмов? И каков был бы предполагаемый эффект?
- Здесь мне придется повториться – зрителя скорее можно растрогать, чем заставить улыбнуться. От того драматические истории работают заметно лучше. Добавить «красок», конечно, можно, вопрос – каких? Не переборщить бы с красками-то… Ведь главное в сюжете – сюжет, а не обертка. На красивой мишуре долго не продержится ни один сериал. Непременно должен быть стержень, а еще лучше, глубоко драматический стержень. Ведь все наши зрительские переживания за мучения героев, их личные трагедии, неудачи и драмы, усиленные печальной и изумительно трогательной музыкой, будут сторицей вознаграждены необычайно счастливым финалом, где все злодеи наказаны, а герои добиваются справедливости и живут долго и счастливо.
Напоминаем, телеканал «КТК» завтра начинает показ нового сезона сериала «Шырғалаң». Первая серия продолжения выйдет в эфир 23 февраля в 19:00.