{metadescription}
Реклама на стенах: как казахстанцев обводят вокруг пальца

Реклама на стенах: как казахстанцев обводят вокруг пальца

В Алматы борются с надписями, призывающими попробовать новые наркотики. Эксперты рассказали, как такая реклама влияет на молодежь и какими средствами можно противостоять ей.

«Войну» авторам надписей о синтетических наркотиках объявила директор ОФ «Свободные люди» Ольга Агапова. Вооружившись баллончиками с краской, она пошла в рейд по городу и закрасила опасные объявления. Однако вместо старых тут же стали появляться новые. Тогда активистка с этой проблемой обратилась к общественности. По ее словам, наибольшую угрозу такие надписи представляют для детей и подростков.

«Поскольку у наркоманов «со стажем» всегда есть «собственный диллер», то подобные «акции» направлены на привлечение именно новичков и, как правило, подростков, которые лезут по указанным онлайн-адресам из любопытства.  Взрослый человек ходит мимо этой надписи и не замечает ее, не придает ей абсолютно никакого значения. Она ему не понятна, а значит и не интересна. Подростки в курсе этой терминологии – либо в кругу друзей узнали о ней, либо в том же интернете. Для них фразы «лучшие вечеринки», «лучшая скорость» особенно привлекательны. Помимо этого, продавцы синтетических наркотиков убеждают, что это легально и безопасно. Отсюда и результат – попробовали с друзьями и любопытства – получили тяжелую форму зависимости от синтетических наркотиков с ужасными последствиями для психики», – сказала Ольга Агапова.

Она опасается, что в случае бездействия Казахстан получит огромную армию молодых наркоманов.

«В вопросах подростковой наркомании не всё и не всегда зависит от родителей.  Хотя роль семьи и первостепенна, стоит помнить, что именно в подростковом возрасте родители отходят на второй план. На первое место выходят друзья. И здесь очень многое будет зависеть от круга общения подростка. Есть такая статистика, что один употребляющий наркоман за год вовлекает в употребление до 14-ти человек. Девочек вовлекают чаще всего молодые люди, с которыми у них отношения. Так что бороться с этим надо по всем направлениям.  Закрашивая надписи – мы уничтожаем один из каналов «коммуникации» с потенциальной аудиторией. Кроме того, важно смотреть, с кем общается ребенок, кто его друзья. Следить за его поведением, отмечать все странные и не понятные для логики взрослого человека вещи и в случае чего – обращаться за помощью», – советует она.

Стоит отметить, что подобные объявления – не открытие года. Их стали писать еще несколько лет назад. Как объяснил юрист Аскар Каймаков, это может быть хитроумной схемой, придуманной, чтобы обманным путем получать деньги. А наркотиков фактически там может и не быть вовсе.

«Я уже обращался по этому поводу в полицию лет пять назад. Мы хотели поймать этих людей: закинули деньги на QIWI-кошелек, после чего они должны были указать нам адрес, где мы и рассчитывали их поймать. Но оказалось, что это мошенничество. Это делают люди, которые хотят заработать денег. Они дают объявление, в которых пишут не научные, а сленговые названия наркотиков – «скорость», «крокодил» и так далее, и рассчитывают на то, что те люди, которые уже знают эти наркотики, им позвонят», – сказал Аскар Каймаков.

По словам юриста, после получения денег такие продавцы прекращают контакт, не предоставляя никакого товара. Привлечь таких «дельцов» к ответственности проблематично, так как и мошенничеством это назвать сложно, и заявлений от потерпевшей стороны не будет.

«Человек, который позвонил по указанному номеру, закинул деньги на QIWI-кошелек и потом понял, что его просто напросто обвели вокруг пальца и никаких наркотиков ему никто не продаст, в полицию не пойдет. Что он скажет: «Я хотел купить наркотики, меня обманули, прошу привлечь их за мошенничество»? Естественно, никто этого делать не будет, потому что его самого могут отправить как наркозависимое лицо», – отметил Аскар Каймаков.

В таких случаях весьма запутано не только с составом преступления, но и с применением понятия «реклама», отмечает юрист.

«Здесь спорный момент, поскольку человек хочет приобрести изъятые из оборота средства. На мой взгляд, мошенничество может быть только если человек пытался приобрести какой-то законный препарат. А здесь, получается, обвели вокруг пальца наркомана.

Рекламой это тоже являться не может, потому что здесь рекламируются не товары, которые реально находятся в обращении, а наркотические средства, из обращения изъятые, их приобретение и распространение наоборот является уголовно наказуемым деянием», – сказал Каймаков.

Также юрист описал развитие ситуации на тот случай, если наркотики по таким объявлениям купить все-таки удастся.

«Если предположить, что это не попытка совершить мошенничество, а действительно попытка продать наркотические средства, это будет, скорее всего, квалифицироваться как попытка сбыта наркотических средств. Но чтобы кого-то поймать и привлечь за эту рекламу, нужно провести контрольный закуп – это единственный способ. А это, как я уже объяснил, невозможно, потому что, скорее всего, вас просто обманут», – предположил он.

Но несмотря на вероятность того, что объявления могут оказаться «пустышками», само их наличие плохо влияет на подрастающее поколение. Как рассказала психолог Жанат Смирнова, наличие открытой рекламы наркотиков на стенах зданий пробуждает любопытство у подростков, и они начинают узнавать об этом больше: читать в Сети, спрашивать препараты в аптеках.

«То, что написано на стенах, всегда вызывает интерес у подростков. Задействуется познавательный компонент, потому что они знают, что это нелегально. Дети не будут читать газеты или книги. Их привлекает оригинальное, нетипичное, нестандартное, включая то, что написано на заборах и на стенах», – сказала Жанат Смирнова.

Бороться с этим явлением непременно нужно, уверена Жанат. Однако делать это нужно комплексно.

«Если просто стирать, то со временем появятся другие записи. Помимо этого нужно задействовать подростков в каких-то проектах, дать им, например, возможность зарабатывать свои деньги, чтобы они понимали, что такое труд. То есть, нужно заняться воспитанием детей-подростков. а не просто убирать эти записи», – заключила она.

Чем бы ни были эти объявления – обманом или реальным каналом распространения наркотиков, противостоять им необходимо. Однако действия не должны быть разовые или точечные. Ощутимый удар по этому бизнесу можно нанести, если подойти к проблеме с юридической стороны и «перекрыть кислород» таким дельцам на законодательном уровне. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Я разрушу тебя изнутри

«Аптечная» наркомания: надо карать, а не предупреждать!

Вчера

17 января

Новости партнеров

Сейчас в эфире
Для просмотра требуется поддержка flash и javascript.