{metadescription}
Незрячие веломарафонцы покорили Иссык-Куль

Незрячие веломарафонцы покорили Иссык-Куль

Алматинская команда незрячих и слабовидящих велосипедистов совершила беспрецедентный в Средней Азии веломарафон, проехав более пятисот километров от Алматы до северного побережья Иссык-Куля. Как им это удалось, сколько дней они были в пути и куда намерены отправиться дальше, мы узнали из первых уст.

Уникальный международный веломарафон «Энергия движения» по маршруту Алматы – Бишкек – Иссык-Куль прошел с 11 по 20 августа 2017 года. Команда из 15 слабовидящих и незрячих велосипедистов в сопровождении волонтеров, группы поддержки и службы дорожной полиции за шесть дней проехала на вело-тандемах более 500 километров. Капитан команды и идейный вдохновитель спортивного мероприятия Бахтияр Базарбеков рассказал корреспонденту КТК о том, как люди с плохим зрением отважились на такое непростое путешествие.

- Бахтияр, на днях завершился велопробег из Алматы на озеро Иссык-Куль в Кыргызстане. Расскажите, как все прошло?

- В пути мы были пять дней. Плюс один день мы находились в Бишкеке, где у нас прошла пресс-конференция. И три дня мы провели на северном побережье озера Иссык-Куль для восстановительного отдыха. Это был проект международного масштаба. Для его реализации нам приходилось контактировать с Кыргызстаном, в частности, мы сотрудничали с фондом «Саякбай Манасчы», его президент – общественный деятель Кыргызской Республики, руководитель Аппарата Жогорку Кенеша Саматбек Ибраев – организовал нам хороший прием. Своим примером мы хотели воодушевить не только наших соотечественников, но и граждан других стран на то, чтобы не сидеть на диване, а работать над собой, расти, двигаться вперед. Также хотелось бы отметить, что наш проект стал одним из лучших социальных проектов года и был удостоен награды Фонда Первого Президента Республики Казахстан – Лидера нации. Был выделен грант на организацию марафона и это, конечно, нам очень помогло и такие победы, вдохновляют и дают энергию для других свершений.

- 500 километров за пять дней – не слишком ли это большая нагрузка для людей со слабым зрением?

- Мы проехали 512 километров. Преодолели два горных перевала. Ночевали в палатках. Обед, ужин – также в полевых условиях проходили. У нас было четыре вело-тандема – это восемь человек вместе с пилотами, и еще семь человек ехали на одиночных велосипедах, это те, у кого есть остаток зрения. Получилась такая велоколонна. Маршрут мы выбрали не случайно, все-таки сезон отпусков, казахстанцы действительно любят Иссык-Куль, едут туда отдыхать. В сопровождении службы дорожной полиции мы выехали по Райымбека в сторону Узунагача, Чемолгана, поехали через Кордайский перевал, пересекли границу. Дальше мы попали в Бишкек, затем через Боомское ущелье на северное побережье Иссык-Куля, в нескольких километрах от Чолпон-Аты. Карта маршрута такая была.

Мы решили посвятить этот проект экотуризму и социальному туризму. Во-первых, по дороге мы сняли ролик о бережном отношении к природе: запечатлели на камеру разбросанный мусор, и хотим привлечь к этому внимание. Во-вторых, мы преодолели этот сложный путь и тем самым доказали, что люди с инвалидностью могут путешествовать. Это пример для всей нации, для молодежи, чтобы хотя бы вокруг нас что-то изменилось.

- Как вы передвигались и что кушали в дороге?

- Мы ехали утром, подъем у нас был в шесть часов, до семи завтрак, и мы выезжали. После 12-ти у нас был обед. Повара наши выезжали немного вперед и к этому времени разбивали лагерь: ставили шатры и готовили еду. Мы кушали и немного отдыхали – час, полтора. Затем выезжали в свободном темпе без сильных нагрузок и останавливались уже на ночевку в палатках. Так мы провели все пять дней дороги, только в Бишкеке ночевали в хостеле.

Погода была разная – и солнце, и дождь, и даже град был. В первый день, когда мы только выехали и были возле Узунагача, нас застал дождь в дороге. Нам пришлось ехать в дождевиках, мы специально не останавливались, потому что когда ты едешь не так сильно мерзнешь. А когда останавливаешься и идет дождь, земля мокрая, нужно ставить палатки – это добавляет трудностей.

- Кто вместе с Вами отважился на это путешествие?

- У нас были и новенькие, и те, кто уже ездил с нами в Астану. Как вы знаете, это у нас уже второй веломарафон. В прошлом году мы преодолели на велосипедах более 1000 километров от Алматы до Астаны. Но этот веломарафон и в психологическом, и в организационном плане был сложнее, несмотря, что расстояние было меньше. Это было связано с горными перевалами, плюс нас было больше – уже 15 человек, а не девять – поэтому нужна была психологическая совместимость.

Многие спрашивают: «Как они едут?» Человек с плохим зрением, или стокер, не может управлять велосипедом. Тормоза есть только у пилота – так называется сопровождающий, имеющий зрение. Стокер должен полностью довериться, он только крутит педали. На тренировках мы неоднократно меняли пилотов, некоторые не подходили и не были допущены к марафону. Ведь одно дело, когда ты сам садишься на велосипед, другое – когда сзади тебя незрячий человек. Поэтому нам было важно, чтобы команда формировалась дружной, сплоченной, единой.

У нас команда получилась разновозрастная и по интересам тоже разная. Есть профессиональные спортсмены, занимающиеся легкой атлетикой, голболом (это футбол среди незрячих), плаванием, интеллектуальными видами спорта – шахматами, шашками, тогызкумалаком. В этом году у нас уже было три девушки. Одна была пилотом, с хорошим зрением, она альпинистка, узнала о нас в Фейсбуке и сказала, что хочет быть в этом проекте, помочь. В целом команда разносторонне развита, кто-то учится, кто-то уже работает, у кого-то есть свой бизнес. Мы стараемся быть примером для других.

С нами ездила девушка-волонтер, она раньше занималась баскетболом, но забросила это дело. Теперь она пообещала, что возобновит тренировки. Мы человека встряхнули. Когда незрячий садится на велосипед и преодолевает расстояния без жалости к себе, другим становится стыдно, что они где-то ленятся и так далее. В такой концепции мы и двигаемся.

- Какие сложности у Вас были в пути и при подготовке к марафону?

- Для тех, кто был в первый раз, это большое преодоление себя, своих собственных страхов. По дороге были и претензии к себе, и слезы, и заявления «я не могу больше ехать». Но мы к этому были готовы. Это минутная слабость, и команда помогала дойти до конца, продолжить путь. Конечно, бывают падения, бывают травмы небольшие, это все-таки экстремальный вид спорта, без этого не обходится, но мы встаем и идем дальше. И когда все это позади, понимаешь, что усилия эти были оправданны. Это не сидение перед телевизором на диване, это, можно сказать, экстремальное мероприятие. Все были готовы к сложностям, трудностям, нестандартным ситуациям.

Так, наши пилоты сами собирают и разбирают велосипеды. Они в дороге могли отремонтировать свои тандемы. Кстати, мы их покупали б/у, потому что новые тандемы очень дорогие – до двух тысяч евро. Например, стоимость вело-тандема Format 2017 года составляет 374 000 тенге, плюс доставка и экипировка, что выйдет приблизительно в 500 000 тенге. Поэтому когда родилась идея проекта, мы покупали подержанные тандемы, им нужен был капитальный ремонт. Мы поменяли колеса, тормозную систему, то есть полностью подготовили их для нашей поездки. Но для более серьезных марафонов, конечно, нужны профессиональные вело-тандемы.

Еще одна сложность – места для тренировок. Для спортсменов общей категории создаются различные центры,  а для людей с инвалидностью таких специализированных комплексов практически нет. Нам приходилось выезжать за город, находить свободные трассы и тренироваться там. Мы ездили в Капшагай – тренировки делали, занимались в тренажерном зале. Ведь когда есть цель, препятствия нипочем. Мы не ждем от кого-то, мы сами создаем события, делаем все возможное, направляем силы на то, чтобы нас заметили, услышали.

- Какие у Вас планы на будущее?

- Если у нас был беспрецедентный веломарафон в азиатском регионе, то сейчас мы решили замахнуться на книгу рекордов Гиннеса – сделать беспрецедентный мировой велозабег незрячих спортсменов и преодолеть 5000 километров. Конечно, очень много обстоятельств, моментов, которые должны сложиться для того, чтобы этот веломарафон состоялся. Потому что для подготовки марафона «Алматы – Иссык-Куль» мне пришлось отложить свою основную работу в сторону и полностью погрузиться в этот проект. То есть, я хочу сказать, что это большая организационная работа. Другой вопрос – команда. Одно дело 500 километров, другое – пять тысяч. Не все морально готовы. Нужны тренировки. Вот мы только вернулись с марафона и с сентября начнем вновь тренироваться для следующего велозабега.

Также в наши планы входит создание с помощью акимата велотрека специально для подготовки спортсменов. У нас в городе есть велодорожки, они хорошо подходят только для того, чтобы поехать на работу или просто покататься, но для профессиональных тренировок нужны специальные условия. Поэтому одна из наших целей – обратить внимание государства на необходимость строительства велотреков. Кроме того, у нас должна быть своя база, чтобы проводить собрания, мастер-классы, тренинги, а также помещение для тандемов. Сейчас мы храним их в гараже у одного из участников, это неудобно, но что делать? Мы хотим провести круглый стол по вопросам создания равных возможностей для людей с инвалидностью: соединить усилия НПО, бизнеса и государства, чтобы решить эти вопросы.

По итогам марафона мы намерены разработать карту маршрута для людей со специальными потребностями, выработать рекомендации для парламентов обеих стран с целью обратить внимание на развитие социального туризма и бережного отношения к окружающей природе.

Еще хочется отметить, что наши двери открыты для всех. В будущем мы планируем, чтобы и люди на колясках, специализированных для дальних поездок и спортивных заездов, смогли с нами вместе преодолеть какое-то расстояние. Возможно, это будет Капшагай или Талдыкорган. В общем, через спорт мы даем энергию, мы даем посыл активного здорового образа жизни и мышления.

- Спасибо за интересную беседу!

Бахтияр Базарбеков – руководитель проекта «Спорт без границ», организатор веломарафонов «Две столицы» и «Алматы – Иссык-Куль». Марафонец, шахматист, отец троих детей. Инвалидность первой группы по зрению никак не отражается на привычном ритме Бахтияра. У него есть юридическое образование, и он уже 14 лет руководит продакшен-студией и является режиссером документальных, рекламных и социальных фильмов и роликов.

Вчера

17 января

Новости партнеров

Сейчас в эфире