{metadescription}
Пятидневка, латиница и ЕНТ. Видеоинтервью с Е. Сагадиевым

Пятидневка, латиница и ЕНТ. Видеоинтервью с Е. Сагадиевым

Скандалы с учебниками русского языка, переподготовкой педагогических кадров, переход на латиницу – самые обсуждаемые в обществе темы затронули министр образования и науки РК Ерлан Сагадиев и Артур Платонов. В этом интервью вы узнаете, насколько нововведения в системе образования решили имевшиеся проблемы, и к каким новшествам готовиться теперь?

- Ерлан Кенжегалиевич, как продвигается переход на латинскую графику? На какой стадии все находится?

- Сейчас мы собираем рекомендации, после этого будет обсуждение научного сообщества в стенах правительства. Выскажутся все заинтересованные органы. Потом уже мы придем к одному мнению, какой алфавит должен быть у нас. В тот основной вариант, который был представлен в парламенте, я думаю, будут внесены какие-то изменения. Затем он должен быть официально принят. И только после этого мы составим график перехода на латиницу. Наверняка, это займет достаточно большое количество лет. Мы считаем, что школа не должна идти первой. Общество в целом должно быть психологически готово, и только тогда мы можем начать этот процесс.

- Перейдем к вопросу о трехъязычии: есть опасения, что дети, еще плохо освоившие английский язык, могут попросту потерять знания по дисциплинам, которые будут преподаваться на английском языке. Как Вы считаете?

- Да, такие опасения есть. Они высказываются в основном родителями. Начался очень большой эксперимент, согласно которому более 1,5 тысячи школ переходят на преподавание определенных предметов на английском языке. Мы будем очень внимательно мониторить – у нас на это есть целый учебный год. Нам важно понять, что произойдет с качеством освоения материала учениками? Как ко всему этому отнесутся сами дети? Как освоятся учителя, и что об этом думают родители? В принципе у нас есть опыт казахско-турецких лицеев и НИШ, где дети переходят с родного языка на английский. Как показывает опыт этих школ, качество освоения технического материала улучшается: эти дети очень хорошо знают и предмет, и язык, являются победителями олимпиад, поступают в лучшие университеты Казахстана и мира. Но одно дело избранные школы, и другое дело – массовое внедрение. Поэтому в этом году мы будем все внимательно отсматривать, анализировать, и, если потребуется, приступим к внесению корректив в график перехода преподавания некоторых предметов в 10 и 11 классах на английском языке. Сейчас это планируется внедрить в сентябре 2019 года.

- То есть, революционных изменений не будет?

- Да, нам революций не надо. Все должно быть предельно плавно. Согласно действующему графику нужно готовить учителей, детей, учебники и другой вспомогательный материал. Этот год у нас принципиальный в плане понимания, с каким трудностями мы можем столкнуться, что будет происходить с качеством? После этого мы приступим к серьезному обсуждению с педагогическим сообществом.

- К вопросу английского языка. Было несколько скандалов в Алматы, Талдыкоргане, Кокшетау в связи с организацией курсов для учителей. Почему это произошло? Почему учителя вынуждены заниматься не совсем профильной деятельностью? Искать квартиры и так далее?

- Просто количество преподавателей, которые проходят курсы повышения квалификации, во всяком случае по английскому языку, увеличилось приблизительно в сто раз одномоментно. Было сто человек, теперь же на этот и следующий учебные годы планируется около 10 тысяч. Финансирование было увеличено, но дело в том, что количество организаций, занимающихся переподготовкой кадров, тоже существенно увеличилось. Это и «Білім-Инновация» лицей, и Назарбаев интеллектуальные школы, и Назарбаев университет, то есть когда увеличивается количество участвующих, естественно, то там, то здесь возникают организационные проблемы, которые мы стараемся решать в оперативном режиме. Естественно, что не все города оказались на 100% готовы.  

- Этих курсов достаточно, чтобы потом учителя смогли профессионально, эффективно преподавать дисциплину на английском языке?

- Первый опыт, сентябрьский, показывает, что их не всегда достаточно. Все зависит от начального уровня преподавателя: чем ниже входящий уровень, тем, естественно, ему становится труднее. Поэтому мы приняли решение удлинить сроки подготовки. Мы идем от уровня А1-А2-В1, и в зависимости от того, как преподаватель проходит тот или иной уровень, определяется степень его подготовки. Все они должны дойти до определенного уровня, прежде чем получат разрешение на преподавание.

- Наверное, самая обсуждаемая сейчас тема – это учебники. Родители выражают недовольство: одних не устраивает содержательная сторона, других изъятие морально-нравственного аспекта, третьи считают, что использование каких-то современных методов обедняет и вообще лишено воспитательной функции. На Ваш взгляд, эти учебники соответствуют задаваемым критериям, в том числе и морально-нравственного аспекта?

- Сказка Петрушевской «Пуськи бятые», вызвавшая резонанс, у нас в учебниках с 2004 года, как минимум. То есть, грубо говоря, все, кому от 13 до 26 лет, ее читали, изучали. Ничего нового здесь нет. Изменения коснулись подачи материала: он скомпонован немного по-другому. Мы отошли от грамматических тем ближе к лексике. Грамматические темы перешли в один блок в конце учебника. Это соответствует новым типовым учебным правилам. Изменение формы подачи больше вызвало непонимание. А содержание не менялось, оно на 90-95% такое же, как было. Учителя с ним знакомы, ничего сложного нет, и методологически они считают это правильным. Родители к этому были не совсем готовы. Мы уже провели совещание с разработчиками и попросили их для учебников 3-6 классов русского языка сделать подачу материала чуть более сбалансированной между грамматическими и лексическими темами, при этом не отходя от типовых учебных правил и государственных стандартов. Концепция обновленного содержания должна быть неизменной: заставить ребенка думать.

- Что дает изменение формы подачи материала?

- Я приведу пример из математики. Допустим, надо узнать объем. Одно дело мы дадим ребенку формулу V=abh и скажем: вычисли, пожалуйста, объем куба. И другое дело, мы говорим: иди домой и измерь объем своего холодильника, как внешний, так и внутренний. Он должен взять линейку, изменить, посчитать. И тогда он начнет понимать, что такое объем. Замечено, что когда ребенок делает это сам, делает это разумно, думая, руками и головой одновременно, информация задерживается у него гораздо дольше. Он помнит материал, умеет его использовать. Нет разрыва между теорией и практикой. По своим детям скажу, они вместе со мной измеряют холодильник, после этого сами измеряют дома все шкафы, понимают, что пианино измерить по этой формуле невозможно – это более сложный материал. Очень важно заставить наших детей думать обо всем, что они учат. Запомнить формулу, вставить вместо буквы цифру в том или ином упражнении и размышлять достаточно долго, активно о том, что ты делаешь – две разные формы подачи. Критическое мышление как раз основано на том, что ребенок задумывается о том, что он делает, и почему эта формула правильная.

- Подход кажется формально правильным. Но тогда возникает вопрос: почему при сравнении получается, что многие современные дети нам скажут, что «Войну и мир» написал Достоевский?

- Это тоже давно отработанная тема и по исследованиям TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) наши дети действительно сильны, они знают и помнят очень много, они находятся на 7-8 месте в мире по сохранению в памяти достаточно большого объема узкотематического материала. Другое дело, когда их просят применить эти знания и решить какие-то практические задачи. В этом случае они скатываются на 58 место.

- Но в космос-то Советский Союз летал с той системой образования…

- Да, все этот пример очень часто приводят. При советской системе образования и ядерную бомбу сделали, и в космос летали. Но мир очень разнообразный – он состоит из магнитофонов, айпадов, 3D-мультфильмов. Он состоит не только из полетов в космос. Смысл узкотематических задач как раз в том, что они очень хороши, но в узком плане. Мир требует ребенка думающего по широкому спектру вопросов.

- Много говорят о подушевом финансировании. В чем смысл, преимущества, и что это нам даст?

- Подушевое финансирование будет вводиться только в крупных городах. Естественно, в малокомплектных школах это делать невозможно. Идея состоит в том, чтобы взять существующий бюджет и разделить его на каждого ребенка. У нас сегодня надо делить на среду и на процесс. У каждой школы по-своему: одна на газе, другая на угле. Это называется среда. Это сколько мы тратим на учителя, принадлежности – все, что связано с ученическим процессом. В среднем нам один ребенок в Астане обходится в районе 215 тысяч тенге в год – среда и процесс. При переходе ребенка из школы в школу эти средства идут за ним, как и в высших учебных заведениях, когда абитуриенту дается грант, и он приносит в вуз средства, на которые университет и существует. В длительной перспективе это хорошо, потому что начнется конкуренция между школами: работа хороших учителей будет лучше оплачиваться, дополнительное образование можно облегчить этой формой. Плюс то, чего мы добиваемся в таких городах, как Астана, – это приход частных инвестиций в среду образования, как по программе «Балапан» сегодня 80% детских садов у нас строится частниками.

- Насколько это позволило закрыть проблему с детскими садами?

- Она не может закрыться. За первое полугодие в Астану переехали 45 тысяч человек, из них 20 тысяч детей. Вы можете представить, сколько это детских садов? Ведь это 5-7 тысяч детей, которым требуется детский сад. И до тех пор, пока будет происходить процесс активной урбанизации населения Казахстана, проблема с нехваткой детских садов и трехсменных школ будет стоять. Решить это можно двумя способами: ускоренное строительство детских садов и школ государством – этот вопрос мы сегодня рассматриваем в рамках бюджетных реалий, и второе – массовое привлечение частных инвестиций, что подушевое финансирование и должно теоретически решать.

- На Ваш взгляд, сильно отличается уровень выпускника школы в крупном городе и в отдаленном населенном пункте? И что делается, чтобы этот дисбаланс как-то ликвидировать?

- Это большая проблема не только у нас, во всех странах мира. Нам нравится система финского образования. Но в Финляндии по итогам ЕНТ между сельскими и городскими школами разница достигает всего 5,4 процента. А у нас достигает до 65%.

- Таким детям крайне тяжело потом поступить в вуз, нет денег на учебу.

- Мы разработали специальную программу для поддержки сельских школ, попросили отдельное финансирование. Берем сейчас кредит во Всемирном банке и планируем технически оснастить школы, переподготовить там преподавателей. Эти два больших направления должны принести ощутимый успех. Работа эта очень длительная, сложная. Но в целом мы надеемся, что она нам поможет преодолеть различие между городом и селом, сравнять возможности. Мы подготовили 80 тысяч 3-5-минутных фильмов на трех языках для сельских школ. Эти видеоуроки учителя не заменят, но это огромное подспорье, это помогает ребенку войти в тему, и учителю более качественно донести до ребенка материал. Эта работа будет продолжаться.

- Школы у нас разные: есть те, что очень неплохо оснащены, хотя и расположены на расстоянии 400 километров от областного центра. Но что делать с кадрами? Очень тяжело увлечь человека, который хорошо окончил вуз, переехать в отдаленные населенные пункты…

- Проблему эту надо решать двумя способами: первое – поднимать заработную плату. Это очень трудно сейчас сделать в связи с бюджетными ограничениями, у нас итак сельские учителя получают априори на 25% больше, чем городские. Но проблема в том, что не хватает часов. В 2007 году был принят закон, согласно которому один преподаватель может вести только один предмет. Например, преподаватель химии ведет только химию. В прошлом году мы начали готовить преподавателей физиков-химиков для того, чтобы они могли вести сразу два предмета. Но для этого они должны получить два диплома. Ведя два предмета, учитель, естественно, увеличивает свою заработную плату.

- В отдаленных населенных пунктах реально ли будет осуществить трехъязычие? Чтобы на английском преподавали…

- Обычно такая школа очень маленькая, там учатся до 9 класса, потом ребята либо переходят в колледж, либо в интернат. На английском предмет преподается только в 10-11 классах, которые у нас есть в опорных школах, то есть далеко не везде. Мы сейчас будем смотреть, может быть, мы будем разворачивать эту программу только для опорных школ в 2019 году и потом постепенно наращивать. Эта тема обсуждения на начало следующего учебного года.

- Вы уже коснулись темы ЕНТ, правда в Финляндии. Очень часто задают такой вопрос, насколько справедливо, что ребенок был много лет отличником, а потом не собрался на ЕНТ, а кто-то, наоборот, не так успешно учился, но будучи психологически крепким, собрался, максимум своих знаний выдал и получил гораздо больший балл и, соответственно, большие возможности и перспективы? Как, на Ваш взгляд, подходить в этом вопросе, чтобы снять недовольство системой ЕНТ? Нужно ее сохранять или реформировать?

- В прошлом году мы решили большую проблему, заключавшуюся в том, что ребенок для подтверждения «Алтын белгі» должен был хорошо сдать ЕНТ. Иными словами, на этот экзамен была положена работа всех его одиннадцати лет. Это было нехорошо, все об этом говорили, и мы разрешили школам самим вручать этот знак. Так мы сняли большой стресс с детей и выправили систему обучения в сторону того, что ребенок действительно должен учиться.

Распределять гранты в этом году мы должны были только по результатам ЕНТ, и это справедливо. Но законодательные изменения по ряду обстоятельств не успели вступить в силу, отчего в этом году мы вынуждены были добавить количество грантов, около 4%, для того, чтобы выполнить обязательство перед обладателями «Алтын белгі». Но в следующем году распределение грантов будет строго по набранным баллам на ЕНТ. Еще обсуждалась инициатива о том, что для платников нужно отменить ЕНТ вовсе. В принципе идею оставить ЕНТ только как систему распределения государственных грантов в целом мы поддерживаем, самое главное, чтобы она была принята обществом.

- Очень много вопросов, связанных с изменениями из-за пятидневки, например уроки по 40 минут. Чем это обусловлено, насколько эффективно?

- Идея, что ребенок должен отдыхать  и в субботу, и в воскресенье и быть больше с родителями, витает со времен Советского Союза. Практически все развитые страны ее применяют. Ничего страшного в этом нет, 85% процентов школ полностью с 1 по 11 классы уже перешли на пятидневку, некоторые области стопроцентно перешли. У нас остается всего 15% школ, где старшим классам достаточно трудно это сделать: среди них очень много гимназий, которые выполняют государственный образовательный стандарт плюс дают дополнительные уроки. Детям же пятидневка очень нравится, и это очень важно для них. Мне кажется, переход на пятидневное обучение одно из серьезнейших изменений наряду с обновленным содержанием учебников.

- Спасибо за развернутые ответы.

Видеоверсия интервью:

 

Вчера

29 ноября

Новости партнеров

Сейчас в эфире