{metadescription}
Алфавит, учебники и Сирия. Видеоинтервью с К. Султановым

Алфавит, учебники и Сирия. Видеоинтервью с К. Султановым

Что даст казахстанцам переход на латинский алфавит? Какими должны быть новые учебники? И какова роль Казахстана в процессе деэскалации сирийского конфликта? Обо всем этом в интервью Артуру Платонову подробно рассказал депутат мажилиса Куаныш Султанов.

- Куаныш Султанович, спасибо, что Вы нашли время ответить на вопросы наших телезрителей. Итак, один из самых всенародно обсуждаемых в отличие от аналогичных процессов, которые в других странах происходили, где это решалось едва ли не келейно – это вопрос алфавита. Вот утвержден вариант расширения возможностей, обогащения этих возможностей. Скажите, пожалуйста, на Ваш взгляд, какова историческая роль того решения?

- Я считаю, что вообще все решения, связанные с развитием нашей государственности, несут вот такую историчность, такую характеристику. Но что такое алфавит? Это один из базовых вопросов вообще всего общества, всенародные вопросы это. И потому, как глава государства Нурсултан Абишевич Назарбаев сам неоднократно подчеркивал, и он же не сразу, спонтанно, не в миг, не вдруг подошел к этому вопросу. Все эти 26 лет разговоры о введении латинского алфавита, латинской графики велись. И велись непрестанно.

Я не понаслышке знаю, первые годы нашей государственности этот вопрос очень активно поднимался многими специалистами, языковедами и общественностью. Но прозорливость главы государства – он сказал: придет это время, придет. И не надо торопить события, форсировать. Надо хорошо подготовить все стороны.

- Ход истории подведет к этому.

- Как-то довольно естественно, закономерно, довольно последовательно мы подошли к этому событию. И подписанный указ президентом вызвал очень позитивный всплеск в нашем обществе. Это знак, это показатель духовного возрождения народа. И люди – и стар, и млад – к этому относятся с пониманием, с глубокой ответственностью. Потому что, поддерживая в целом такое вот народное движение, каждый из нас думает: как он сам будет, во-первых. Я же учился на кириллице, и мне надо теперь перестраиваться, и это не так просто. Я это знаю, осознавал. Вот так же мои сверстники. И правильно, справедливо подмечают, что может быть старшее поколение, конечно, будет сталкиваться с определенными естественными сложностями. Сказать о том, что вот мы завтра взяли книги в руки и алфавит выучили и начали… – не надо горячиться. А для молодого поколения, самого молодого поколения вообще никакой проблемы нет.

- Сложностей никаких не будет.           

- Никаких сложностей.

- Куаныш Султанович, что это нам дает? И Ваше отношение к утвержденному варианту алфавита?

- Я считаю, что утвержденный вариант – это наиболее такой оптимальный вариант.

- Удобный, да?

- Наиболее удобный. И, наверно, вот те буквы, которые имеются в казахском языке со звучанием, которых нет, и проставили апострофы.

- Апострофы, да.

- Можно быстро привыкнуть, и это можно проработать.

- Клавиатуру не нужно менять.

- Ничего не надо менять. Я лично сам просматриваю эти вопросы. В общем для себя я особых таких трудностей не представляю.

- Практически, что сейчас вот это нам дает, Куаныш Султанович? Насколько это расширяет, обогащает возможности, которые открываются?

- Во-первых, это новые приобретения. Это выход на новый уровень, на новый интеллектуальный уровень. Ведь особенно люди, которые обучились, выросли на кириллице, ведь они же не собираются забывать кириллицу.

- Да.

- Понимаете? То есть мы приобретаем новые возможности.

- То есть, это обогащение.

- Обогащение: расширятся круг познания, осознания, осмысливания, и это дает возможности, в то же время это в какой-то степени действительно окажет позитивное воздействие на изучение английского языка. Потому что весь мир сейчас употребляет этот алфавит.

- То есть мы входим глубже уже в другую цивилизацию?

- Совершенно верно. Если обратиться к истории, мы в истории это имели. В историческом плане это уж не совсем новый, не совсем незнакомый вопрос для нас. Это как бы можно сослаться на генетический код. И вот этот механизм мы тоже можем включать. Поэтому самое главное здесь – не надо сейчас устраивать никакую кампанейщину, не надо никого ни в чем ограничивать, стараться ставить какие-то жесткие рамки. Надо организовать плавный такой переход.

Теперь учебники. Вот это очень большой вопрос. Люди должны получить нормальные, грамотные учебники. И чтобы эти учебники не просто были востребованы, они помогали, помогали открывать сердца, открывать глаза, открывать пространство. Поэтому и это является одним из выдающихся исторических решений главы нашего государства. Я вначале подчеркнул, что он шел последовательно, постепенно. Он готовил общество, давал направления ученым, языковедам: готовьте базу, и придет момент, наступит ваше время, и вы начнете объяснять людям.

- То есть, вся логика трансформация сознания – это логика обогащения?

- Да. Духовного обогащения.

- Это логика впитывания того лучшего, что в разных цивилизациях, в разных культурах. И это, кстати, дает нам огромное преимущество на международной арене. Как, например, то, что происходит по ситуации в Сирии. Когда к нам равно уважительное отношение всех, потому что и мы равно уважительно относимся ко всем. Скажите, пожалуйста, нам удалось добиться серьезных результатов здесь, в Астане, чтобы расширялись зоны деэскалации конфликта, чтобы в конце концов люди не гибли ежечасно.

- Да, да.

- Там же огромное количество погибших, огромное количество беженцев. А страна некогда была цветущая, с богатейшей историей. Завершился очередной этап. Еще будут добиваться того, чтобы конфликт этот сложнейший, конфликт геополитический прекратился. Каково значение переговоров в Астане?

- Прежде всего это доверие Казахстану, это доверие президенту, доверие международной политике и вообще политике Казахстана в международном сообществе. И когда президент России первым предложил не случайно, он же базировался, опирался на возможности и анализировал.

- На наши возможности.

- Он анализировал вот эти переговоры, кого могут они воспринять? И Казахстан был воспринимаем. Астана была воспринимаема. И никто не задал никакой вопрос: почему именно Астана? Они наоборот согласились, что вот посредническая роль, миротворческая роль президента Казахстана.

- Историческая наша миротворческая роль.

- Миротворческая роль Нурсултана Абишевича Назарбаева в международном сообществе. И его выступление в Организации Объединенных Наций, его предложение по решению многих вот таких острых вопросов.

- Именно эффективная роль.

- Эффективная роль. В недавнем прошлом, когда были моменты между Турцией и между Россией.

- Россией, да.

- И здесь его великолепная роль. А потом его ранние проекты. Например, Совещание по мерам доверия в Азии, Шанхайская Организация Сотрудничества – ведь они же все направлены на понимание людей между собой, межгосударственное общение, совместное сотрудничество на созидание.

- И понимание того, что созидание только в мире возможно.

- Да, да. Совершенно верно. Работать на мир, на достижение, на благополучие. Чтобы люди были живы-здоровы, чтобы они трудились, имели элементарно простое время жить в мирной ситуации и работать, трудиться на счастье.

- Вот как Вы считаете, вот что происходит? Почему даже там, где казалось все в порядке: в Западной Европе, в Соединенных Штатах люди уже не знают, когда выходят на работу или по делам, вернутся они или нет?

- Вот еще раз.

- Как дошли вот до такого состояния?

- Знаете, Артур Станиславович, как раз Вы, приводя эти примеры, это все все-таки опирается на правильную, конструктивную, государственную внешнюю и внутреннюю политику. И в нашей стране как раз эта политика созидания, политика мира. Вот, встречаясь с участниками сирийских переговоров, Нурсултан Абишевич говорил еще раз: там, где люди должны между собой говорить, общаться…

- Общаться, да.

- Переговаривать. Там, где нет переговоров, будут говорить пушки.

- Те, кто у нас за столом переговоров, это те люди, которые друг на друга только сквозь призму оптического прицела смотрели до этого.

- Конечно. И наконец должны люди доверять, должны говорить истину, должны говорить правду. И вот, конечно, с огромным, с большим сожалением каждый нормальный человек может говорить о сирийской катастрофе – там действительно гуманитарная катастрофа. Полмиллиона человек погибло ни за что, ни про что. Ведь никто же на них со стороны не нападал. Там внутри все началось.

- Хаос в головах происходит?

- Это тоже. Конечно, конечно.      

- Когда духовность разрушают, затем разрушают и государственность?

- Совершенно верно. Вот явный пример – это так называемый ИГИЛ. Что они проповедуют? Какие у них действия? Причем они же опираются на такие очень поверхностные знания, искаженные трактовки.

- На формулы зомбирования, грубо говоря.

- Да, да. И искаженные трактовки вообще об исламе. Ислам на самом деле ничего общего с террором не имеет.

- Великую религию они политизируют, в инструмент политики превращают?

- Совершенно верно. А поддались те люди, которые недостаточно владели знаниями, глубокими знаниями.

- Ведь ислам – это мир.

- Это мир. Ислам – это благоденствие. Нет у нас ни одной религии, в которой бы говорилось «убивай человека». Наоборот, везде говорят: не убивай, не обманывай.

- Фундаментальные базовые понятия, они сходны.

- Во всех наших священных книгах и во всей религии, ну а вот эти подстрекатели, они искажают религию. Они наносят этим самым ущерб религии.

- Ущерб религии. То есть они обналичивают святые вещи.

- Совершенно верно. Сирия такая была страна историческая, какие памятники там разрушены! Пять миллионов человек сейчас превращены в беженцев. Это все должно быть уроком вообще для всего человечества, для всех государств. Государственные политики подобного не должны допускать и вообще ущемления с какой-либо стороны. Обеспечивать надо равноправие всех. Вот как у нас в нашей конституции сказано, это мы реализуем все ценности, которые мы указали в своей конституции: что мы строим светское государство, мы обеспечиваем права каждого независимо от национальной принадлежности, независимо от религиозных убеждений. Никто никого не ущемляет.

- Куаныш Султанович, вот ведь очень понятные вещи. Но как случается, что иногда допускают провокационные высказывания даже очень высокопоставленные люди. И задаешься вопросом: это следствие каких-то личных проблем или следствие непонимания?

- Наверно личности все-таки.

- Все-таки личности.

- Да, конечно. Личностное, но каждый человек должен понимать, осознавать ответственность и перед обществом. Но если люди облачены еще какими-то миссиями и вообще официальными…

- Главное, чтобы осознавали, что это миссия все-таки.

- Конечно, конечно. Всегда народ мудрее, народ все это дело понимает, а все какие-то реплики, какие-то эмоциональные высказывания, они ну… пошумят-пошумят, пройдет.

- Ведь какой фундамент выстроен исторический – могучий, духовный фундамент.

- Вы про могучий фундамент сказали. Я помню народного акына Эстемес – кыргызского акына – который говорил: қазақ қырғыз бір тұған, то есть казахи и кыргызы – братья.  И пожалуйста, наша совместная культура: Чингиз Айтматов, Толем Ешекеев, Болат Шамшиев, которые создали шедевры в Казахфильме по произведениям Мухтара Ауэзова. «Қараш-қараш оқиғасы», тот же самый «Выстрел на перевале» или «Көксерек». Это создавали режиссеры из Киргизии, это вот, к сожалению, покойный Суйменкул Чокморов – народный артист, который исполнял главные роли. Или тот же солист оперы Минжилкиев.

- Болат Минжилкиев.

- Какие имена! И гордились ими. Гордились и у нас в Казахстане и в Киргизии.

- Все гордились.

- Так же в Киргизии гордились нашими достояниями, достижениями. Ведь вот такие традиции – они яркие, они фундаментальные, они капитальные.

- И всепреодолевающие.

- Они преодолевают все. А все эти такие, так сказать, конъектурные непонятные какие-то вещи, они, конечно, никого не красят.

- То есть, нужно пытаться по-человечески понять?

- Совершенно верно. 

- Скажите, пожалуйста, Куаныш Султанович, вот мы говорим об очень важных, высоких материях, духовных. Вместе с тем, как получается, что, к сожалению, очень часто молодые люди, на которых делают ставку, у которых прекрасное образование, перспективы, тем не менее оказываются потом на скамье подсудимых? Это проблема воспитательная, это проблема культурная?

- Проблема сознания.

- Сознания.

- Не случайно наверно, вот в очень популярной статье «Духовное обновление» президент как раз поднял эти вопросы. Во-первых, это качество человека. Что такое сознание? Сознание – это качество человека. От природы, от его генетического кода, генетического потенциала плюс приобретенные знания. Вечно надо учиться – век живи, век учись.

- Но ведь знания, простите, без морали часто опасны.

- Да, да. Это еще Фараби говорил когда-то. Потом человек как-то осмысленно, осознано должен все это дело анализировать и чувствовать ответственность. А если молодые люди, когда выдвигаются на какие-то ответственные должности, должны понимать ответственность этой ноши и чем-то жертвовать. Хотя бы своими желаниями.

- Умение общественное благо ставить выше личного?

- Да, да, да, конечно, общественное ставить выше личного и дорожить доверием. Доверие, ведь человеку оказывается доверие. Пусть это даже будет районное звено. Что вот этот человек может нести эту ношу – это великое счастье, великое доверие. Конечно, это все происходит от личности, но в тоже время воспитание, воспитание в семье – нравы, потом ценности. К чему человек стремится. И просто различать: как благо на себя зарабатывать? Надо работать, надо честным трудом заработать.

- То есть, серьезная должность это в первую очередь высокая ответственность, а не полная безнаказанность? Как кажется иногда.

- Да. И мне приходится на заседаниях парламента и на правительственных часах порой с критикой обрушиваться на госчиновников о том, что вот его поставили, пусть такой маленький ответственный работник в районом акимате. Он не должен такую внешнюю напыженность демонстрировать.

- Да, пыжатся многие.

- Он сразу должен понять: слушай, на него взвалили эту ответственность. Как он оправдает все это?

- То есть, это долг служения стране.

- Да, долг служения.

-  Служение народу.

- Это опять же связанно с внутренней культурой человека.

- То есть, государственность в душе должна быть?

- Да.

- В сердце.

- Да, да, внутренняя культура. Государственность – вот это о чем мы с вами говорим – патриотичность. Вот осознанно, осмысленно понимать ответственность к своей родине, за свою нацию, за свое происхождение, за свою семью, за своих родителей. Человек прежде всего сам великий судья для себя. Если у него есть (стучит по голове).

- И обвинитель.

- Он должен себя критически анализировать, тогда поменьше будет всяких неприятностей. Если у него есть возможности, это не значит, что он должен прежде всего себя обеспечить. Он должен наверно работать на людей.

- Куаныш Султанович, заключительный вопрос. Обсуждали бюджет.

- Да.

- На Ваш взгляд, каковы основные достоинства и недостатки?

- Несмотря на многие финансовые проблемы, происходящие в мире, они же на нас тоже влияют. Несмотря на это, мы достойно социально направленность…

- Социальную направленность сохранили.

- И вот эти государственные программы, объявленные президентом «Нурлы жер».

- «Нурлы жер», «Нурлы жол».

- «Нурлы жол» – это же стратегическая. Крылья раскрываются, распрямляется. Сколько людей обеспечивается рабочими местами, зарабатывают? Конечно, во время обсуждения в комитетах на рабочих группах, очень много было и…

- Критики.

- …критических замечаний, предложений. Но скажу, впервые мы же закон приняли об обеспечение жильем военных.

- Военных, да.

- За 25 лет это впервые.

- Несмотря на мировой кризис, мы смогли найти десятки миллиардов тенге, чтобы обеспечить военнослужащих.

- Это такой очень сильный заряд к проявлению патриотизма, уважения к своей стране.

- Государство ценит их нелегкий труд.

- Совершенно верно. Вот таким же образом постепенно шаг за шагом все-таки мы должны учителей, медицинских работников.

- Учителя, врачи постепенно.

- Мы будем двигаться по этому пути.

- Спасибо большое, Куаныш Султанович, за интересное, подробное интервью и удачи Вам в вашей работе!

- Я желаю удачи и вообще мира, созидания всему нашему обществу!

- Рахмет.

Куаныш Султанов - депутат Мажилиса Парламента, член Комитета по международным делам, обороне и безопасности, Председатель комиссии по правам человека при Президенте РК.

Вчера

22 ноября

Новости партнеров

Сейчас в эфире