{metadescription}
Названы три особенности переговоров по Сирии в Астане

Названы три особенности переговоров по Сирии в Астане

Председатель Комитета Мажилиса по международным делам, обороне и безопасности Маулен Ашимбаев в эксклюзивном интервью Артуру Платонову назвал три особенности сирийских переговоров в Астане.

- Маулен Сагатханович, спасибо, что Вы в очередной раз нашли время. Итак, снова в Казахстане крупнейшее международное событие, снова обсуждают во время заседаний Астанинского клуба вопросы войны и мира. Казахстан сейчас играет очень важную международную роль, которую мало кто может играть в современном мире, потому что мало кто имеет равно хорошие и уважительные отношения со всеми и ко всем. Из-за этого у нас встречаются за одним столом те, кто, к сожалению, часто кроме как через оптический прицел друг на друга не смотрел. Мы можем обсуждать разные вещи, главное, очень эффективно, результативно, в итоге сохраняя жизни очень многим людям.

- Не первый год участвую на заседаниях Астанинского клуба, с каждым годом именно увеличивается количество…

- Статус повышается.

- …таких очень известных экспертов, политиков, которые приезжают на заседание этого клуба, и увеличивается влияние и статус этой такой неформальной структуры. Участвовали и бывшие президенты, премьер-министры. В этом году в основном обсуждались вопросы будущего Евразии. Евразия здесь, конечно, подразумевается более широкое…

- Нежели географическое понятие.

- …охватывая и страны бывшего постсоветского пространства. Большая Евразия включает и западную часть Китая, Иран, Афганистан.

- Ключевые регионы, где будут разворачиваться драматические события.

- И в Западной литературе, когда говорят о большой Евразии, конечно, рассматривают гораздо более широкий регион, чем пространство СНГ.

- Да, это как у Маккиндера было: мировой остров.

- Совершенно правильно. Одна из главных тем дискуссии в этом году была вокруг тематики будущего большой Евразии. Что будет происходить на этой территории? Большинство участников Астанинского клуба сходилось на мнении, что в предстоящие годы развитие большой Евразии будет определять две мегаструктуры. Во-первых, это Евразийский Экономический Союз, его развитие. Во-вторых, проект «Один пояс – один путь», который сегодня реализуется по инициативе Китайской Народной Республики и заключается в развитии инфраструктуры транспортно-коммуникационных проектов, соединяющих Китай и близлежащие страны, и близлежащие регионы. В этом проекте сегодня участвуют многие страны мира.

- То есть новый уровень и этап взаимопонимания, понимание того, что все-таки только за столом переговоров можно решить серьезные вопросы и что война – это тупик.

- Да, в том числе и, собственно говоря, развитие Евразии, нахождение формата сопряжения этих двух проектов, объединение их потенциала, в то же время вовлечение в эти мега-проекты других стран, которые находятся в Азии, в других регионах. Казахстан в этом плане должен использовать преимущество нашего членства как в Евразийском Экономическом Союзе, с одной стороны, так и то, что мы сегодня активно сотрудничаем с Китаем, получать максимальные возможности. Все выступавшие говорили о том, что на международном уровне растет роль Казахстана с точки зрения влияния на какие-то процессы.

- И эффективности решения.

- Решения тех или иных проблемных ситуаций. С точки зрения формирования международной повестки, с точки зрения реализации какой-то такой позитивной, созидательной, миротворческой деятельности. Подчеркивалась роль Казахстана в урегулировании кровопролитного проекта, проще говоря, войны, которая сегодня идет в Сирии. Очень высокие оценки получил Астатинский процесс, то есть, та переговорная площадка, которая создана в Астане, в рамках которой, с одной стороны, представитель правительства Сирии, с другой стороны вооруженная оппозиция проводят переговоры, обсуждая те или иные вопросы прекращения кровопролития и поддержание режима прекращения огня.

С одной стороны, это международная ответственность Казахстана как такого ответственного участника международных процессов. С другой  стороны, это наша ответственность как непостоянного члена совета безопасности ООН и нужно сказать, что Астанинский процесс можно сегодня охарактеризовать тремя основными аспектами: Астанинский процесс начал свою деятельность именно в тот период, когда переговоры в Женеве, можно сказать, зашли в тупик.

- В критический момент, на самом деле.

- В критический момент для ситуации в Сирии, в критический момент для переговоров между оппозицией и властью.

- Когда казалось, что выхода уже нет.

- Да, вот в этой ситуации в конце 2016 года по инициативе президентов России, Турции было предложено провести переговоры в Астане.

- Потому что до этого мы улаживали отношения между Россией и Турцией как раз и доказали эффективность.

- Да, и Казахстан, наш президент внес огромный вклад в стабилизацию отношений между этими двумя странами, которые обе являются для нас близкими. Предложение было поддержано руководством Казахстана, и уже в январе состоялся первый раунд переговоров в Астане, где встретились представители и лидеры вооруженной оппозиции и сирийских властей.

- Хотя ранее нигде не встречались так – друг напротив друга.

- В Казахстан приехали лидеры вооруженных группировок, что, собственно говоря, было очень важно с точки зрения обсуждения процесса прекращения огня.

- Те, кто держал автоматы, взял блокноты и ручки.

- Переговоры в Астане начались очень своевременно, в критический момент помогли предотвратить дальнейшее ухудшение ситуации в этой стране.

- Сначала предотвратили, потом зоны деэскалации, потом уже фактически сохраняли, спасали.

- Впервые, наверное, имели место прямые переговоры, когда за одним столом сели конфликтующие, воюющие стороны. Вторая особенность Астанинского процесса в уникальности формата этих переговоров.

- Нам удалось достичь очень серьезных результатов, и следствием этих результатов стало вовлечение новых геополитических игроков, которые убедились в эффективности этих переговоров и стали также принимать активное участие.

- Я полностью согласен с вашими оценками. Три страны – Россия, Турция и Иран – являются гарантами этого переговорного процесса и гарантами тех договоренностей, которые принимаются в Астане. Кроме того, к переговорам подключились Иордания, само с собой с первого дня переговоров большую роль играла Организация объединенных наций, подключились в дальнейшем США в качестве наблюдателей. И третья особенность: переговоры в Астане показали свою эффективность и результативность.

- Да, создание зон деэскалации.

- Если в Женеве переговоры в основном идут о политических каких-то аспектах, то в Астане речь идет о конкретных вещах, которые сегодня нужны сирийцам. Это прекращение кровопролития, создание и сохранение режима прекращения огня.

- Это то, что сохранит жизни людям. Мы усадили за стол переговоров, убедили, что только тот формат, и дальнейший шаг – создание зон деэскалации.

- Это такой важный вопрос: создание четырех зон деэскалации является очень важным шагом с точки зрения нормализации в сегодняшней Сирии. И сегодня мы можем говорить о том, что эти четыре зоны деэскалации помогли существенно снизить уровень насилия, кровопролития, столкновений между воюющими группировками. Эти зоны показали сегодня свою эффективность. Таким образом, переговоры в Астане отличаются конкретными результатами, которые работают на стабилизацию ситуации в этой стране. Война в Сирии, наверное, является одной из самых страшных гуманитарных катастроф последнего десятилетия ХХ века и начала ХХI века. Примерно 500 тысяч человек погибло в результате боевых действий.

- И миллионы беженцев.

- 5 миллионов человек находятся за пределами Сирии.

- Эти люди потеряли все.

- Какие-то свои видимо накопления, свой образ жизни.

- Они спасали свою жизнь.

- Они вынуждены были оставить все и должны были спасать свою жизнь, свои семьи, и были вынуждены бежать в другие страны. 11 миллионов человек из непосредственно зон столкновения переместились в другие регионы Сирии, полностью разрушены многие города. Полностью разрушена инфраструктура этой страны. В свое время достаточно более или менее благополучной страны.

- Города, которые имели историческое значение.

- Очень много исторических памятников, которые имеют мировое значение, сегодня разрушены. И все это дает основание говорить, что война в Сирии является одной из самых страшных гуманитарных катастроф последнего десятилетия. Будем надеяться, что постепенно, шаг за шагом конфликтующие стороны будут двигаться к нахождению политических компромиссов, каких-то взаимоприемлемых решений, и рано или поздно ситуация в этой стране более или менее стабилизируется.

- Маулен Сагатханович, ведь на самом деле это касается и нас, ведь некоторые граждане наши, которым заморочили головы разными психотехниками, ложью, обманом во имя чьей-то прибыли, причем совершенно недуховными категориями, они ведь туда отправлялись. Пусть их и не очень много, но тем не менее, они были, они уезжали даже семьями. Сейчас возвращаются, прозрели, может быть осознали тупиковость и что на самом деле уготовано было под лукавым обоснованием высоких материй, которые прикрывали фактически торговлю святыми вещами. Что к этому приводит, на Ваш взгляд, и как себя вести, чтобы минимизировать подобные последствия?

- Очень важный вопрос. Несколько сот граждан нашей страны в силу тех или иных причин, но прежде всего в силу того, что они попали под влияние экстремистках религиозных группировок, присоединились к группировке ISIS, или ИГИЛ, как ее еще называют, и воевали на стороне этой террористической группировки в Сирии и Ираке. Часть из них там была уничтожена.

- Всех обрекали на смерть, на самом деле?

- Да. И часть из них, наверное, в силу того, что более или менее ситуация стабилизируется, бежала, наверное, в другие страны.

- Да, возвращаются везде.

- Часть боевиков возвращается, часть боевиков переходит на территорию других стран, в частности, в Афганистан.

- Что, кстати, тоже должно наводить на мысли, потому что это уже не теоретики, это боевики, это люди, привыкшие убивать. Профессиональные убийцы.

- Это уже боевики, привыкшие убивать, которые имеют опыт, которые прошли через эту войну, которые имеют связи. И то, что сегодня ситуация в этой стране стабилизируется в том, что благодаря усилиям Казахстана, это и есть очень важный вклад нашей страны в борьбу с международным терроризмом.

- Как удается заморочить головы, как Вы считаете?

- Те люди, которые с территории Казахстана в свое время тем или иным способом, конечно, ушли на территорию Сирии, присоединились к террористической группировке, среди них, наверное, были те, которые вот идейно по убеждению присоединились к этим террористическим группировкам.

- Идейные убийцы, по сути.

- Но, мне кажется, большая часть этих людей все-таки были те, кто попал под влияние.

- Лжи и обмана, да? Умирали за чью-то выгоду. 

- Лжи, обмана, террористической радикальной идеологии, экстремисткой идеологии. То есть, видимо, люди испытывали какие-то сложности. Здесь, наверное, в каждом случае, наверное, надо…

- Индивидуально подходить.

- По сути, они были вовлечены в деятельность этой террористической группы под влиянием тех или иных идеологов религиозного экстремизма. Они вовлекли своих близких.

- Фактически они превратили свои семьи в заложников, а иных случаях – в жертв этого конфликта.

- Очень большая работа сегодня проводится, и в дальнейшем ее нужно проводить для того, чтобы пресекать любые попытки распространения экстремисткой идеологии на территории нашей страны. Как превентивное решение: нужно решать социальные проблемы. Очень большая работа должна проводиться и с точки зрения культивирования, распространения правильной системы ценностей в нашем обществе.

- Духовных ценностей, исторических корней наших.

- Духовных ценностей, общечеловеческих ценностей, национальных ценностей, национальных традиций. Собственно говоря, казахи никогда не были приверженцами радикального ислама.

- Никогда не было геноцидов, преследований за веру, преследований за национальности, за иные убеждения. Мы своей историей доказывали, что ислам – это мир. Всегда были выше этих предрассудков. Это искусственные вещи для нас.

- Исторически казахский народ был очень толерантным. Наши номадические корни, наше номадическое прошлое формировали такое особое мировоззрение: мировоззрение толерантности, мировоззрение открытости, мировоззрение прагматизма.

- Своя цивилизационная модель абсолютно мирная в основе своей, на духовных ценностях.

- Наш национальный код основывается на таких ценностях, как открытость, прагматизм, толерантность, уважение к другим религиям, к другим народам.

- Сколько спасали мы, сотни тысяч…

- Поэтому это имело место, конечно, и 30-ые годы ХХ века, и другие периоды нашей истории. Если анализировать экстремистскую идеологию, это та идеология, которая насаждает одностороннее понимание мира.

- Неравенство и превосходство еще.

- А именно превосходство какой-то группы, какой-то религии.

- А следствие превосходства – это всегда уничтожение и истребление.

- При этом отрицая категорично, догматично любую альтернативную точку зрения, другие альтернативные подходы. То есть, полностью.

- Это и есть борьба с инакомыслием. То, что в Средние века.

- При этом война с инакомыслием не просто идеологическая, а война прямая, война на уничтожение. Именно это сегодня пропагандируют, проталкивают и демонстрируют идеологи религиозного радикализма, религиозного экстремизма. Поэтому в рамках превентивного пресечения экстремистской идеологии в нашей стране очень важно активно заниматься вопросами и воспитания, и разъяснения, вопросами модернизации общественного сознания. В этом свете нужно сказать, что программная статья Главы государства о модернизации общественного сознания направлена на то, чтобы дальше развивать наше общество, дальше культивировать, распространять правильную систему ценностей.

- Ренессанс духовных ценностей, который в современных условиях – это важнейший духовный иммунитет против того, что происходит в мире, чтобы не допустить этого.

- Именно распространение правильной системы ценностей, с одной стороны, милосердия, доброты, толерантности, с другой стороны, таких ценностей как догматизм, культ знаний, открытость сознания, конкурентоспособность. Казахстан ставит перед собой амбиционные задачи войти в число наиболее развитых стран мира. Но эта задача предполагает не только какие-то реформы в экономике, не только в политической системе.

- Да, технически модернизация сознания, мышления.

- Эта задача предполагает возможным достичь тех стратегических задач, о которых говорит Глава государства, то есть, вхождение в число наиболее развитых стран мира.

- Мы всегда были толерантно равно уважительны ко всем и всегда старались постичь что-то новое. И вот в этом контексте Ваше мнение по значимости перехода на латиницу? Ведь это открывает новые возможности. Это не означает отказ от чего-то, это обогащение и достижение нового культурного пласта. Что это дает сейчас нам?

- Переход на латиницу обусловлен прагматичными соображениями и направлен на интеграцию Казахстана в мировое научное образовательное и информационное пространство.  Мир же не стоит на месте, он развивается, идет процесс цифровизация. И переход на латиницу будет очень важен с точки зрения успешной реализации цифровизации в Казахстане.

- Интенсивного и динамичного процесса.

- Да, вот именно. И с точки зрения эффективного использования информационных технологий, возможностей интернета в Казахстане. И нужно сказать, что этот процесс же не произойдет в течение одного месяца или одного года. До 2025 года, поэтапно.

- Эволюционный.

- Процесс направлен на то, чтобы интегрировать Казахстан в мировое научное пространство, мировое образовательное пространство. Переход надо рассматривать как один из важных шагов по пути модернизации нашего государства.

- Исторический шаг.

- Исторически очень важный шаг.

- Маулен Сагатханович, что происходит сейчас в Кыргызстане. Почему мы наблюдаем очень странные, порой иногда кажется даже на грани медицинских причин такого непонятного поведения человека, который облечен высокой миссией? Почему и чем обусловлены какие-то по меньшей мере некорректные выводы, которые заставляют невольно задуматься о каких-то личных, внутренних проблемах, которые вот так прорываются иногда и на самом деле наносят серьезный ущерб многовековым традициям, дружбе, взаимопомощи? И все чаше мы слышим, что народ мудрее, чем отдельные, пусть и облеченные большими полномочиями государственные деятели. В чем причина вот этих провокационных выходок?   

- Казахстан всегда уважительно относился к независимости, территориальной целостности, национальным интересам Кыргызстана.

- И помогал немало.

- Казахстан все эти годы помогал, в тех или иных ситуациях. Всегда старались быть именно хорошим соседом, хорошей братской страной в тех ли иных кризисных ситуациях, народ, он, кончено, мудрее отдельных людей. И народ это все знает, народ это все видит, и народ даст этому свою оценку. Мы братские народы – казахи, кыргызы, у нас общие этнические корни, очень много общего в истории, в наших традициях.

- И столько – тысячами здесь у нас работают, зарабатывают, кормят свои семьи, поскольку у себя не могут заработать на достойную жизнь.

- У нас очень тесные человеческие отношения. Столетия, всегда существовали тесные контакты между нашими народами.

- Это все-таки личные проблемы, какие-то внутренние, которые вырвались.

- Да, в этих условиях нужно исходить из того, что те или иные заявления обусловлены какими-то внутриполитическими соображениями, желанием достичь тех или иных целей.

- Желанием кому-то понравиться в ущерб интересам народа.

- Кому-то понравиться и собственно говоря, он здесь преследует какие-то видимо личные интересы. Ситуация, которая сегодня сложилась, носит временный характер. И Казахстан, и Кыргызстан являются членами Евразийского Экономического Союза. В рамках Евразийского Экономического Союза есть договоренности и соглашения, которые должны соблюдаться всеми странами. Собственно говоря, зачем заключать соглашения, если им потом не следовать? Казахстан сегодня просит Кыргызстан соблюдать те договоренности, которые были подписаны в рамках ЕАЭС.

- Которые существует для всех участников.

- Это предполагает качественное таможенное администрирование. Это предполагает контроль на границе – ветеринарный, санитарный и фитосанитарный. Мы не хотим, чтобы заходила некачественная, зараженная, продукция, чтобы она попадала на территорию нашей страны или через нашу страну транзитом уходило в Россию.

- Мы требуем по закону, чтобы они по понятиям себя вели.

- Мы требуем, чтобы в Кыргызстане был соответствующий ветеринарно-санитарный и фитосанитарный контроль, чтобы наше население, не дай бог, употребило зараженную продукцию, последствия чего будут достаточно плачевными.

- На что мы им готовы были, кстати, оказывали помощь, в том числе и финансовую.

- Сто миллионов долларов, которые Казахстан принял решение выделять. Часть из них предполагалось выделять на создание вот этой системы: на оборудование и другие необходимые расходы. То есть, я думаю, что это законное требование. Кыргызстан тоже вправе от нас требовать, если какая-то продукция с нашей территории идет на территорию Кыргызстана, то чтобы Казахстан брал на себя ответственность, чтобы это была нормальная продукция, которую могли бы употреблять жители Кыргызстана.

- Чтобы не страдали свои люди.

- То же самое Россия вправе требовать от Казахстана. И мы просим у Кыргызстана вот такого рода выполнения своих обязательств. Соответствующие мероприятия в рамках таможенного администрирования по данным заходящей продукции, и та продукция, которая учитывается киргизской стороной, одна и та же продукция – совершенно разные цифры, и разница не просто в сотнях, речь идет о трех-четырех миллиардах долларах, которые фактически не учитывается Кыргызстаном.

- Да и не понятно на что идут эти деньги.

- Это реальные потери для нас, для России, для Белоруссии. Это недобросовестная конкуренция. Это проблема для отечественных товаропроизводителей. Здесь вытекают разные проблемы из этого нелегального экспорта.

- Вообще странен сам факт, что нужно призывать соблюдать закон.

- Постепенно все эти моменты будут отрегулированы. Избран новый президент Кыргызстана. Мы видим, что он показывает и демонстрирует свое намерение активно работать и наши страны будут дальше вместе активно развиваться и укреплять двустороннее сотрудничество между Казахстаном и Кыргызстаном.

- Маулен Сагатханович, мы несмотря на мировой кризис сумели в бюджете сохранить социальные обязательства: крупнейшие стратегические программы финансируются, строим жилье, выстроили его больше за год, чем в знаменитой программе «Жилье 91», еще советской, и вот закон, по которому военнослужащие, наконец, могут получать жилье.

- Это один из тех важных законопроектов, которые в последние месяцы был принят Мажилисом, готовился Министерством обороны совместно с депутатами мажилиса. Законопроект, который сегодня рассматривают в Сенате. Военнослужащие – это люди, которые служат стране, служат не только в Астане, в Алматы, служат и в регионах, служат в гарнизонах, служат в каких-то отдаленных точках. Помимо военнослужащих Министерства обороны входят и наши пограничники, входят военнослужащие Национальной гвардии, и очень важная задача этих людей обеспечить жильем.

- Чтобы они чувствовали заботу страны, которой они служат.

- Чтобы они чувствовали заботу страны, чтобы они получали достойную оплату труда, чтобы у них было свое личное жилье, не служебное, решением главы государства военнослужащим с 1 июля этого года на 25% повышена зарплата. Вторе решение, которое было принято также по поручению Главы государства, это вопрос обеспечением жильем. 60 тысяч военнослужащих. У них есть члены семьи, этот законопроект будет охватывать 180-200 тысяч человек.

- Более 40 миллиардов на это изыскали.

- Предложена схема, в соответствии с которой государство будет ежемесячно выделять военнослужащим так называемые жилищные выплаты, которые они могут накапливать на специальном счете или они могут за счет этих выплат выплачивать проценты и взносы по долгу по ипотечным займам. Активно работали с Жилстройсбербанком, который для наших военнослужащих будет предлагать специальный продукт – жилищный заем с минимальный первоначальным взносом и достаточно низким процентом по этим займам.

Не только в Астане, в Алматы, но и по регионам есть у нас военные пенсионеры, которые прослужили определенный срок, вышли на пенсию, но не имеют жилья или живут в военных городках, где жилье не может быть приватизировано. Этот законопроект позволяет получать компенсацию для покупки соответствующего жилья. Заложены нормы, которые позволяют безвозмездно приватизировать жилье для военнослужащих, которые на 1 января 2013 года имели стаж 10 лет и более. Если военнослужащие получают увечье, получают ранение в период военной службе, они будут тоже обеспечены жильем за счет государства. Если, не дай бог, семья теряет кормильца, военнослужащего, семье будет предоставляться за счет государства жилье или будет выплачиваться соответствующая компенсация, достаточная для покупки жилья. Те военнослужащие, которые сегодня живут, например, в военных городках, им будет выплачиваться где-то от 50% тех жилищных выплат, которые будут накапливаться на их специальном счете, и со временем они могут также участвовать вот именно программах Жилстройсбербанка или обращаться в другие коммерческие банки. Мы предполагаем, что с 1 января 2018 года военнослужащие получат возможность решать жилищные вопросы.

- Спасибо большое, Маулен Сагатханулы, за очень подробное интересное интервью. Удачи вам в вашей работе!                   

 

 

Вчера

Новости партнеров

Сейчас в эфире