ДУМК: Самый важный джихад – борьба с собой
Первый наиб-муфтий Духовного управления мусульман Казахстана Наурызбай Отпенов в интервью с Артуром Платоновым поднял острые для страны вопросы взяточничества, расточительства, детских суицидов, опасности экстремистских группировок и рассказал, как не позволить радикалам превратить религию в политический рычаг.
- Наурызбай кажи, спасибо, что Вы нашли время. Очень часто спрашивают, почему в истории мы постоянно видели, как религию используют в качестве политического инструмента, начиная с крестовых походов, когда используют для целей, не имеющих ничего общего со святыми понятиями, почему религию часто превращают в политический инструмент торговли и достижения совсем не духовных целей, цинично обманывая для этого людей?
- Бисмилляхи Рахмани Рахим*. Ислам – это религия мира. Пророк, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был послан на землю с миром. На свете, наверное, мало религий, в которых мир заложен в самой основе. Ислам переводится как «мир» и происходит от арабского глагола «салима», что означает «быть в мире». Именно поэтому сегодня мы видим, как синагоги и церкви мирно соседствуют с мечетями. Вообще превращают религию в инструмент политики неправильно, а использующие это не имеют никакого отношения к религии. Мы никогда не использовали религию как политический инструмент. В священном Коране всевышний Аллах повелевает: «О, верующие! Будьте мирными, дружными! Будьте покорными, не делайте родовых различий, как делали при язычестве. Не ищите других причин для разногласия и не следуйте по стопам дьявола, а то он приведет вас к расколу».
Но, к сожалению, последние десятилетия политические конфликты и войны привели к возникновению современных экстремистских групп с террористическими организациями, которые оправдывают насилие, прикрываясь именем религии, превращают религию в инструмент политики. Все эти выдумки не имеют ничего общего со святыми понятиями. Мы должны помнить, что религия – это «нұр», то есть, «свет». Именно просвещенность является той особенной чертой, которая отличает ислам. Мы должны постараться построить модель просвещенного ислама, где нет места радикализму, экстремизму, крайностям, и которая защитит сознание наших граждан от манипуляции недругов.
- У нас чистая история. Мы не запятнали себя ни геноцидами, ни преследованиями за Веру, за национальность, за инакомыслие и прочими мерзостями. Мы своей историей без религиозных конфликтов и религиозных войн, в отличие от того, что творилось, положим, на Западе, показали и доказали, что ислам – это мир. То есть, мы заслужили моральное право, чтобы наши традиции мира и согласия были достоянием всех, потому что это традиции созидания, традиции добра. Как Вы считаете, почему через разные чуждые нам течения пытаются привнести что-то раскалывающее, разъединяющее? Для чего манипулируют нашими людьми? Какую цель преследуют? И почему мы должны защищать наши традиции, которые очень хорошо было бы, если бы чтили и почитали многие во многих странах, потому что это традиции созидания и спасения.
- Сегодня мы видим, что в мире идет борьба за умы. Попытка повлиять своей идеологией на целые народы, подменить какие-то нравственные ценности, изменить традицию, заставить отказаться от веры их отцов. На нашей благословенной земле никогда не было религиозных конфликтов. Более 12 веков существования ислама в нашей степи позволило нашему народу жить мирно и сосуществовать с различными народами и культурами. Это гарантия стабильности и процветающего будущего нашей страны. Но есть силы, которым не нравится подобное развитие событий, которые хотят дестабилизировать обстановку и получить выгоду ценой жизни людей, ценой слез сирот и сломанных судеб. Террористические организации и деструктивные течения делают эти шаги сознательно, для того, чтобы пошатнуть наше наследие, столкнуть лбами народы, которые до сегодняшних дней жили мирно и были друг другу поддержкой ради общего мира в нашей стране. Нам надо ценить то, что имеем сейчас, то, что даровал нам всевышний.
- Вы затронули сейчас эту тему. Как удается заставить человека вдруг отказаться от того, что еще вчера, еще недавно было свято? Отказаться от веры отца, от того, чему учила и воспитывала мама, отказаться от памяти и традиции предков, предать и иногда продать все свое, дорогое, великое и выстраданное столетиями многими поколениями? И чаще всего основной удар приходится по детям. Отрабатываются способы дистанционного управления детьми, когда через разные средства связи внушаются своя идеология, чуждые нам традиции, внушаются раскол, ненависть, ложь, обман для достижения своих совершенно недуховных целей. Где чаще всего происходят эти манипуляции и что такое понятие, допустим, священная война, которая чаще всего преподается как война реальная, хотя в священных книгах это категория духовная?
- К сожалению, некоторые политизированные группы, различные секты искажают основные постулаты ислама, священные тексты. Сегодня у молодежи очень слабые знания среди традиционных ценностей, которые формировались тысячелетиями, не говоря уже о религиозных знаниях. В таком шатком положении они подвержены влиянию извне. Действительно, радикалы склонны манипулировать определенными аятами* Корана, чтобы доказать, что Коран якобы одобряет насилие. Однако малейшего знакомства с этими аятами достаточно, чтобы понять, насколько это далеко от истины. Изменить содержание текста очень легко, достаточно выбрать подходящие предложения и процитировать в отрыве от контекста. Примечательно, что предполагаемое жесткое содержание некоторых аятов Корана, наиболее часто подвергающихся такому фальшивому цитированию, моментально пропадает даже при поверхностном взгляде на контекст, в том числе и исторический.
Все, что нужно сделать – это закончить предложение или прочесть предыдущий или последующий аят, и станет очевидно, что о пропаганде насилия нет никакой речи. Более того, исчезает даже ее вероятность, если взглянуть на другие суры Корана и высказывания пророка Мухаммеда, мир ему, которые безапелляционно осуждают насилие и призывают к миру. Например, есть текст священного Корана, в котором говорится: «Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не переступайте границы дозволенного». И непосредственно после него сказано: «Но если они прекратят, то враждовать следует только с беззаконниками». То есть, ислам призывает не переступать границ дозволенного и не убивать ни в чем не повинных женщин, детей и стариков. Но, вырвав из контекста слово «сражайтесь на пути Аллаха», террористы хотят подменить концепцию мира, исконно присущую исламу, концепцией агрессии и войны.
В Коране есть аяты, которые имеют силу. В данный момент вот, например, «поле боя». Когда была война, на поле боя человек что должен делать, защищая себя? Вот этот аят был ниспослан тогда, когда шла война. Они используют на мирное время эти аяты, чтобы создать свою войну. Есть и другие хадисы, которые они используют в таких смыслах. И люди незнающие слепо следуют и заблуждается.
Священная война – это защитить свою родину. Вот сейчас защита родины – человек должен сделать хорошее для своей родины. Например, строить дома, строить дороги. И как пророк нам говорит, самый великий джихад – это бороться с самим собой.
Как сподвижник Омар, да будет доволен им Аллах, объясняя этот хадис, говорил: «Почему самый великий джихад – это бороться с самим собой? Потому что на войне человек видит своего врага против себя и ненавидит его, и он намерен убить его или он его. А когда борьба с самим собой, мы должны уметь воспитать себя, как победить внутренне зло человека, внутренне намерение. Есть два вида намерения: хорошие и плохие.
- Это борьба со своим нафсом*.
- По термину да, нафс называется.
- Вы приводили пример, когда просто предложения не дочитывают до конца, либо вообще не читают, и возникает вопрос: истинно ли интересует?
- Первый аят из Корана, ниспосланный всевышним Аллахом, – читай. Есть многие аяты еще насчет образования, что перед всевышним Аллахом образованные с необразованными не равны. И даже всевышний Аллах в Коране говорит, что в судный день, когда мы придем к нему, они не смотрят на наши облики, положение в обществе: «Вы богаты, бедны, красивы, мы смотрим в искренние сердца людей». Поэтому мы должны постоянно заниматься, совершенствоваться, получать духовную пищу, делать добрые дела, помогать людям, быть терпеливыми.
- Очень часто манипулировать пытаются нашими детьми, воздействуют, зная психокомплексы детей, очень умело с помощью психотехник на сознание заставляют, управляя и направляя, совершать страшные поступки в том числе и суициды? Как можно защитить наших детей от того, что сейчас творится?
- Манипуляция нашим сознанием идет со всех сторон. Мы порой сами не замечаем, что сами становимся причиной того, что наши дети сидят целыми днями в интернете, в социальных сетях. Все их сознание привязано к виртуальному пространству и оторвано от реальности. В этих просторах информационного хаоса сидят специально обученные психологи, которые завлекают в свои сети молодых людей и устанавливают полный контроль над их сознанием. Пока мы не возьмем под контроль их свободное время, не будем беседовать и проявлять больше заботы и любви, наши дети будут продолжать искать способы компенсации и самовыражения в интернете. Поэтому мы должны знать, что перед Аллахом будет спрос для их детей, что как их они воспитали.
Аллах всевышний подарил детей таких умных, они такие сладкие, да, они такие красивые. Вот Аллах нам их дает такими. А мы во что превращаем их? Мы должны заботиться сначала, как они появились на свет. С этого момента мы должны воспитать до совершеннолетия своих детей. Тогда они будут использовать то воспитание в жизни.
- Сейчас бытует мнение, что материальное – самое важное. Очень часто это материальное поглощает духовное и мы видим, что отказываются от детей, что дети уже для некоторых не являются наивысшей ценностью, а напоминают, к сожалению, это ужасно говорить, но как не профильный актив, от которого нужно избавляться. Это чудовищная ситуация с учетом того, чем мы прославились своей историей, когда спасали сотни тысяч чужых людей, становившихся своими, делясь последним куском, поднимали всех, сохраняя не только жизнь, но и культуру, традиции, и этот нравственный подвиг обогатил мировую культуру, историю днем благодарности, а не днем памяти за те бесчинства, которые были в истории других. И вместе с тем вот это материальное так поглощает, что происходит такое явление, как коррупция. Когда человек считает, что богатство заменит все, хотя раньше слово богатство было несколько иного значения. Богатый – это человек, в ком много бога, а у кого в кармане много золотых монет.
- Сегодня люди нашей планеты становятся потребителями и на первое место выходят материальные ценности. В поисках земных благ они готовы пожертвовать буквально всем. Преступить буквально через все святое. И такие ценности, как доброта, честность, справедливость перестали быть трендами. Поэтому некоторые люди не хотят работать и честно трудится, а ищут легкие и быстрые способы разбогатеть. Для вымогательства денег они пользуются своими служебными положениями. Коррупция, взяточничество, вымогательство – это большие грехи. Священный Коран, осуждая эти проступки, говорит: «Не пожирайте незаконно между собой своего имущество и не подкупайте судей». Поэтому судьи, чиновники должны понимать, что от их решения зависят судьбы людей. Наш благословенный пророк, мир ему, говорил: «Да проклинает Аллах того, кто дает и берет взятку, а также того, кто посредник в этом». Незаконное поедание чужого имущества – это большой грех.
- Мы видим, как в разных храмах происходят непристойные, некрасивые вещи: в православных, в протестантских, в католических, в мечетях, когда оскорбляют чувства людей, которые пришли обратиться ко всевышнему. Когда это фактически напоминает провокации. Как можно защитить от этих бесчинств, от прямого оскорбления, неуважения? Почему-то даже иногда в некоторые ночные клубы не впускают, если не прошли фейсконтроль, если не так одеты. Но почему-то в священных храмах иногда делают такие вещи, которые трудно объяснить. Как защитить верующих?
- Спасибо, Артур. Очень хороший вопрос. Как раз мы нуждаемся в этом, чтобы защитить, скажем, порядок внутренний.
- Потребность людей. Духовную, высокую потребность.
- Конечно, это нужно. Потому что сейчас демократия. Эту демократию хотят люди где угодно использовать.
- Часто, как право сходить с ума понимают, к сожалению, и оскорблять других.
- Однажды пришел дипломат в шортах. Я ему объясняю…
- Простите, в ресторан он в шортиках не пойдет, наверное, или в театр.
- Наверное, да, да.
- Его просто могут не впустить. А вот здесь он не понимает, притом, что он дипломат.
- Когда говорим о таких ситуациях, думают, наверное, они необразованные, некультурные люди.
- Хотя по должности он культурный, по визитной карточке.
- Я ему объясняю, почему: «Извините меня, пожалуйста, здесь люди молятся, вас видят, они немножко будут огорчены. У нас есть специальный халат».
- Ведь это уважение.
- Он со мной начал ругаться. Потом извинился, сказал, что в следующий раз будет нормально одет.
- Брюки надену.
- Второй был такой случай. Говорили мои заместители. Один пришел в мечеть в обуви, говорит: «Я не буду снимать». Еще есть разные деструктивные, которые хотят намеренно нарушать правила внутри мечети. Когда читает имам проповедь, он начинает демонстративно делать что-то.
- То есть, он приходит с конкретной целью, совершенно недуховной – обратить на себя внимание.
- В основном приходят в мечеть, чтобы привлечь начинающих прихожан к себе, начинают говорить: «У нас есть хорошие места».
- Таким образом борются уже за тех, кого потом можно переформатировать и использовать в совершенно не духовных целях на самом деле. И вот как Вы видите, что можно защитить? В разных странах есть специальные правила поведения, когда людям объясняют, что нужно уважать всех верующих, не ставить себя выше других, не вести себя вызывающе. Каким образом можно у нас защитить от провокаций, особенно после того, как вот были некоторые время назад крупные скандалы в Западной Европе в храмах, в России?
- Сейчас обсуждается в Парламенте, вот в этом проекте есть защитить право религиозных культов, идет обсуждение. Посмотрим, как будет. Как имам говорю, если конфликт дойдет до суда из-за нарушения порядков в мечети, тогда они говорят, что это законно не защищено это право.
- Нет юридической основы для того, чтобы принять то или иное решение.
- Поэтому откладывается. Эти люди тоже знают, что…
- Что результата никого нет, реакции нет, и это их вдохновляет.
- Вдохновляет продолжать это дальше.
- Скажите, пожалуйста, часто просят, чтобы передали Вам этот вопрос и получили разъяснение: нужно ли в обычаях все-таки кичиться материальным достатком, либо когда его нет пытаться создать иллюзию этого материального достатка, на что иногда люди берут даже кредиты. Вот есть в этом духовное что-то? Или все-таки это попытка показать совсем не духовные вещи? Произвести впечатление совсем не в ту сторону. И не на ту сторону.
- Да, конечно, в исламе после ухода человека нет обязательного поведения поминок. Например, как у нас в обычаях справляют, например, асы или семь дней, или сорок дней, или когда община какая-то проводится. В исламе конкретно не записано, что надо проводить это, но в традиции это есть. Эту традицию не отрицает ислам, потому что когда человек уходит в иной мир, оставшиеся после него дети, потомки молятся за него, чтобы всевышний Аллах простил его грехи и он попал в рай. Просят милосердие Аллаха тому человеку. И приглашая народ, родственников, накрывая стол и читая Коран делает доға*. Это, конечно, у кого есть какая возможность. Здесь не надо допускать излишества. Это самое главное человек должен соблюдать. Если у него есть возможность, он может приглашать людей, читать Коран и делать доға, но соревноваться – это ислам не поддерживает. Человек должен это делать искренне. Это же обращение к богу. Человек, когда уходит на тот свет, надо делать за ним добрые дела, не надо соревноваться.
Когда люди уходят, за ними остаются дети, которые имеют определенный авторитет в обществе, они к нему приходят и говорят лишние слова, которые не приветствует религия. Поэтому человек должен знать, о чем надо говорить на этих мероприятиях. Он должен делать доға для усопшего человека, чтобы Аллах его простил, дал место в раю, и пожелать потомкам, призывать их к сабру*, к терпимости – вот это обязанность того человека, который приходит народ наш приглашает. Естественно, имамы, когда читают Коран, тоже объясняют. Как наш Абай говорил: «Человек не умирает, человек живет вечно. Просто человек уходит на тот свет, потому что завершилось время испытаний этого человека». Мы должны это понимать. Человек он будет вечно жить.
- Спасибо Вам большое за интересное подробное интервью, Наурызбай кажы, и удачи Вам в Вашей высокой ответственной миссии! Рахмет сізге.
- Рахмет. Алла риза болсын!
Бисмилляхи Рахмани Рахим – молитва мусульман, в переводе с арабского означает «во имя Аллаха Милостивого и Милосердного».
Аят – мельчайшая структурная единица Корана.
Нафс – страсти, все отрицательные черты души, которые присущи людям.
Дұға – молитва.
Сабыр – терпение при исполнении религиозных обязанностей, воздержании от запретного.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Быть ли культуре в Казахстане?
Как обратить радикалов в традиционный ислам?
Дети и соцсети: ограничат ли доступ?
1424: Не молчи о фактах коррупции!