Как 5 социальных инициатив изменят Казахстан?
Кому уменьшат налоги и увеличат зарплаты? Каковы новые условия ипотеки «7-20-25»? Кому достанутся дополнительные образовательные гранты? Кто получит миллионы на свой бизнес? Когда осуществят газификацию? Подробно о значении 5 социальных инициатив – в нашем эксклюзивном интервью.
На вопросы Артура Платонова ответил первый заместитель председателя партии «Нур Отан» Маулен Ашимбаев.
- Маулен Сагатханович, спасибо, что вы нашли время ответить на вопросы наших телезрителей. Итак, исторические пять социальных инициатив Главы государства. Наверное, сейчас на современном этапе в мировой финансовый кризис оказываемся едва ли не единственной страной, которая делает качественно новый рывок. Мы выстроили огромное количество жилья: мы в год в строим больше, чем по советской программе «Жилье 91». И вот эти пять инициатив на фоне того, что сейчас творится с мировым финансовым кризисом, тем более удивительны, поскольку экономика позволяет это делать. А это ведь огромные деньги – триллионы нужны.
- Конечно.
- Это естественная логика правильного пути и экономического, и политического, которая должна привезти к качественно новому росту уровню благосостояния каждого казахстанца. Остановимся подробно на каждой из пяти инициатив, поскольку каждая из них имеет прямое отношение к росту благосостояния людей, к улучшению их материального положения, к увеличению достатка. Итак, жилье. Вот эта формула «7-20-25». Это ведь реальная возможность фактически для каждого казахстанца получить жилье, чего, наверное, сейчас не ставили как задачу ни в одной стране в нынешних условиях.
- Очень, очень важный вопрос. Я бы хотел начать с таких несколько концептуальных вещей. Сегодня во всем мире мы видим одну очень серьезную тенденцию, на которую указывают ведущие экономисты, обозначают ее как одна из проблем XXI века – проблема неравенства. Это неравенство внутри страны, это социальное неравенство, цифровое неравенство.
- Причем расширяемое неравенство.
- Технологическое неравенство. И сегодня тенденция мирового развития складывается таким образом, что, к сожалению, неравенство сегодня усиливается. И в этой связи социальное неравенство это, наверное, один из ключевых факторов, который приводит к напряжению, противоречиям. Поэтому сегодня во всем мире очень активно обсуждается, как преодолевать…
- Неравенство и несправедливость.
- Да, это связанные вещи. Много исследований в последние годы появляются, как это неравенство нивелировать, как решать такого рода тенденций, которые сегодня имеют место в мире. Пять социальных инициатив Главы нашего государства направлены на то, чтобы решать многие социальные вопросы. Это, конечно, продолжение той большой политики, которая осуществлялась все последние годы.
- Логическое продолжение.
- Мы с вами знаем, что в сегодняшнем государственном республиканском бюджете более 50% расходов направляется на социальную сферу. Это огромные средства – на финансирование системы образование, на здравоохранение, на социальную поддержку.
- Такого соотношения нет практически ни у кого.
- Это можно очень редко встретить, чтобы более 50% республиканского государственного бюджета направлялись на социальные нужны. Мы видим, что многие страны сокращают социальные расходы, это и европейские страны, можем говорить и об азиатских странах. И вот в этой ситуации вот пять президентских социальных инициатив являются очень важными шагами в рамках формирования казахстанской модели социального государства. Стержень социальной модернизации в Казахстане. Очень важные слова прозвучали в обращении Главы государства, что в современном мире национальное единство – это социальное единство, а состоявшееся государство – это социальное государство.
- Это фактически единственно возможная модель сохранения единства целостного и укрепления.
- Да, единственно возможная модель и это мы видим и на примере других стран. Глава государства предпринимает серьезнейшие шаги в сторону формирования казахстанской модели социального государства. И очень важна идея Главы государства, что в современном мире состоявшееся государство – это социальное государство.
- Чтобы люди видели на что идут деньги.
- Да, обеспечение жильем, здравоохранение, образование и иные базовые потребности людей должны быть решены, и это ответственность государства. На протяжении последних лет в Казахстане реализуется комплексная модернизация, которая включает экономическую модернизацию, политическую модернизацию.
- Идеологическую.
- Модернизацию общественного сознания и социальную модернизацию. Большая работа проводится в экономике с точки зрения диверсификации, развития новых отраслей, технологий, которые составляют суть четвертой промышленной революции. Очень большая работа проводится в политической сфере. В частности, те конституционные изменения, которые были проведены в прошлом году, усиливают и представительную ветвь власти, усиливают парламент. В то же время часть полномочий Глава государства, как мы помним, передал Парламенту.
- На фоне, когда на Западе и во многих странах усиливают контроль государства над обществом, мы показали неизменное следование по демократическому пути и расширяем контроль общества над государством, над властью.
- Да и тем самым усиливается законодательная ветвь власти, усиливается исполнительная ветвь власти, усиливается правительство, и в то же время усиливается их ответственность перед народом. И таким образом, мы видим, что в Казахстане реализуется комплексный процесс модернизации. Шаги, которые предприняты Главой государства, нужно воспринимать в контексте общей модернизации и как составные элементы социальной трансформации, социальной модернизации в Казахстане. Очень важно сделать все необходимое, чтобы те предложения, которые были озвучены Главой государства, были полностью и эффективно реализованы. Теперь по конкретному направлению.
- Да, что такое «7-20-25»? Что это дает каждому гражданину фактически?
- Сегодня одним из самых актуальных вопросов является обеспечение жильем, приобретение жилья. Очень много, конечно, было в последние годы сделано, даже в прошлом году рекордное количество жилья. Более 11 миллионов квадратных метров было построено, но и этого пока недостаточно. Сотни тысяч казахстанцев хотели бы приобрести жилье или улучшить свои жилищные условия.
- С учетом нового уровня благосостояния.
- Нового уровня благосостояния, с учетом того, что все развивается. Одним из самых больших препятствий была высокая ставка по ипотечным займам – 14-16% годовых.
- Иногда и больше.
- Это очень много, тем более, если деньги получаются на 10 лет, например, на этот период.
- Взносы по 200 тысяч в месяц получались и выше.
- Многие казахстанцы не могли себе позволить такого рода дорогую ипотеку. Конечно, есть программы по субсидированию процентной ставки.
- По арендному жилью.
- Программа по субсидированию процентной ставки, конечно, хорошая программа, но недостаточная – не все желающие могли ее воспользоваться. Поэтому нужно решать вопрос по обеспечению доступной ипотеки, и программа «7-20-25» направлена на решение именно этой проблемы и обеспечения механизмов по приобретению казахстанцами жилья на приемлемых условиях. 7% годовых, если учитывать нашу инфляцию.
- И то, что закреплено в тенге, на 25 лет.
- Да, что это закрепляется в тенге, учитывая, что это на длительный срок, учитывая, что ежегодно идет изменение стоимости денег, то можно предположить, что сумма, которая получена вот сейчас, как ипотечный заем, с учетом инфляции будет уменьшаться. Мы, наверное, можем рекомендовать всем казахстанцам, кто хотел бы улучшить свои жилищные условия, кто хотел бы приобрести свое жилье, воспользоваться этой программой. Важное условие этой программы в том, что первоначальный взнос составляет до 20%.
- Да, очень важно.
- Учитывая, что некоторые банки просили гораздо больше в качестве первоначального взнос – это тоже очень важный аспект, который поможет сделать ипотеку доступной для населения. Учитывая, что на 25 лет ипотечный заем делится, то ежемесячная сумма взноса и выплаты основного долга и выплата процентов сокращается, и соответственно люди могут себе позволить обсуживать такого рода ипотечный заем. Хорошая программа. Она позволит решить жилищный вопрос для многих казахстанцев. Для финансирования этой программы привлекается 1 триллион – огромная сумма.
- Реальные возможности у нас есть и экономические возможности.
- Реальные возможности есть. Эта инициатива Главы государства открывает возможности для казахстанцев решить один из фундаментальных вопросов для каждого человека.
- Базовый вопрос.
- Для социального благополучия любого человека это.
- Жилье.
- Приобретение жилья. Эта программа поддержана всеми казахстанцами, эта программа внесет свой значимый вклад в улучшение благосостояния.
- Даст импульс строительный сфере, бизнесу.
- Я хотел бы в контексте нашего разговора выделить пять особенностей президентских социальных инициатив, которые делают уникальной эту социальную программу. Но прежде всего эта программа реализуется именно в тот период, когда нужно придать импульс социальной модернизации в стране.
- И была подготовлена годами, фактически.
- Да, она готовилась, знаете, что наша экономика испытывала определенные сложности в предыдущие годы, это было связано с влиянием цен на нефть.
- И несмотря на это, все равно мы смогли двигаться вперед.
- Да сейчас мы более или менее стабилизировались на уровне 60-65 долларов за баррель и наша экономика адаптировалась к этим ценам.
- Перестроилась во многом.
- Перестроилась, начался процесс диверсификации благодаря усилиям, которые предпринимались в последние годы нашим правительством. Развиваются те иные отрасли, неплохие сейчас показатели. Есть возможность направить ресурсы на решение многих социальных проблем. Вторая особенность – это, конечно, актуальность. Все инициативы направлены на решение самых, можно даже сказать, злободневных вопросов, обеспечение жильем, вопросы увеличения пособий, особенно тех категорий, которые получали не очень высокую заработную плату. Это способствование решению вопроса самозанятых. Механизмы для того, чтобы помогать. Инициативы нашего главы государства в том числе направлены на то, чтобы решать вопросы самозанятых. Миллион двести человек работающих получают зарплаты на руки.
- Нет отчислений, нет налогов.
- Соответственно они не платят налоги, не платят пенсионные отчисления. Сегодня одна из важных задач – это формализовать деятельность этих людей, стимулировать, чтобы они платили налоги и в то же время в дальнейшем оказывать социальную поддержку, защиту этих категорий граждан.
- Да, чтобы у них были все возможности, как у большинства.
- Также и другие вопросы, в частности, по газификации, которая поможет решать экологические вопросы. Третья особенность президентских социальных инициатив - стратегический характер. В частности по образованию.
- Безусловно.
- Что глава государства предлагает – это дополнительные гранты; чтобы эти гранты направлялись на технические специальности, на подготовку инженеров, на подготовку специалистов, робототехники.
- Чтобы было кому реализовывать как раз поставленных в Послании задач.
- Это те профессии, которые будут востребованы в рамках четвертой промышленной революции, то есть это направление – подготовка специалистов для умной экономики, мы можем обозначить, как инвестиции в будущее, инвестиции в этих молодых людей.
- Так и есть.
- Да и поэтому мы можем говорить о том, что эти социальные инициативы являются инвестициями в будущее. Одновременно с этим мы можем говорить о том, что эти социальные предложения Главы государства имеют мультипликативный эффект, они многоуровневые. Если решается проблема с ипотечными займами, конечно, многие наши граждане получают возможность приобрести жилье. Но в то же время именно ипотечное кредитование будет стимулировать развитие строительной отрасли в Казахстане. Соответственно, это будет влиять на рост общей нашей экономики.
- Создание рабочих мест.
- Да, создание рабочих мест или взять, например, вопрос с уменьшением налогов. Эти меры уникальны тем, что имеют мультипликативный эффект и не только в какой-то конкретной сфере решают вопросы, но объединяясь, консолидируясь, в целом влияют на экономическое развитие Казахстана.
- Стратегия целая.
- Да, и еще одна особенность президентских инициатив – они конкретны, они имеют четкие сроки, они направлены на решение проблем сегодня.
- Они реальны, они просчитаны все.
- Они реальны, они просчитаны и то, что там указаны достаточно сжатые сроки, например, по строительству тех же общежитий, по переходу на систему, когда будут уменьшаться налоги для тех граждан, которые имеют недостаточно высокую заработную плату, это система должна работать с 1 января следующего года.
- С первого января 2019 года.
- И тем самым мы видим, что эти инициативы конкретны, эффективны, имеют под собой четкое экономическое обоснование, имеют ресурсы. Таким образом, эти пять особенностей делают эти пять социальных инициатив уникальной программой.
- И они касаются каждого.
- И они касаются каждого, и реализация этой программы позволит улучшить благосостояние наших граждан. Теперь вот по второму направлению.
- По увеличению фактически зарплат де факто получается у определенной категории.
- Было предложено уменьшить налоги для граждан, которые получают менее 25-ти месячного расчетного показателя, чтобы они платили 1% налогов, то есть в 10 раз меньше. Например, если человек получает 60 тысяч, сегодня он должен платить 6 тысяч индивидуального подоходного налога. По налогам вот эти 6 тысяч он выплачивал, хотя зарплата у него номинально была 60 тысяч, на руки он получал гораздо меньше. Теперь, налоги будут, ИПН будет не шесть тысяч.
- То есть 600 тенге, и от 6000 отнимая 600, получается, что на 5400, да?
- На 5400. Эти средства не должны, конечно, уходить работодателю. Они должны получаться нашими гражданами как часть их зарплаты и, соответственно, речь идет об увеличении заработной платы наших граждан.
- Плюс обозначены еще движения в перспективе в сторону дифференцированной налоговой шкалы.
- В сторону дифференцированной налоговой шкалы, то есть прогрессивное налогообложение, то есть, если человек получает больше, он платит больше налогов.
- К вопросу о равенстве, справедливости, о которых вы говорите.
- В рамках развития социального государства именно в эту сторону надо будет двигаться. Таким образом, речь идет о том, что увеличивается заработная плата людей. Эта мера коснется где-то около 2 миллиона наших граждан и я думаю, что имен то, что налоги здесь уменьшаются в 10 раз, позволит во многом формализовать, где-то может легитимизировать деятельность тех людей, которые сегодня не платят налоги, получая заработную плату на руки. Думаю, что снижение налогообложения какой-то определенный эффект на общую экономическую ситуацию тоже окажет. И следующее образование.
- Увеличение грантов, улучшение условий, как важнейший вклад в будущее, в реализацию идей и задач Послания на стыке двух промышленных революций – третьей и четвертой.
- Мы об этом говорили в одной из предыдущих ваших передач, о том, что сейчас начинается процесс четвертой промышленной революции.
- И мы не имеем права отставать.
- Да и мы не имеем права отставать, и четвертая промышленная революция характеризуется таким стремительным революционным развитием ряда технологий. Это искусственный интеллект, это big data, умение анализировать эту информацию, это робототехника, это появление новых роботов, это стремительное освоение космоса, это биотехнологии, нанотехнологии, это информационные технологии. То есть, по всем этим специальностям нам нужно готовить высококвалифицированных специалистов, которые бы в дальнейшем развивали те или иные предприятия, создавали бы свои какие-то стартапы, превращали бы их в перспективные программы. То есть, очень важно нам готовить специалистов. Для этого в соответствии с инициативами Главы государства выделяется 20 тысяч дополнительных грантов для наших молодых людей и большая часть этих грантов будет направляться на подготовку специалистов по технических профессиям, это специалисты в сфере IT.
- Самое в будущем востребованное.
- Робототехники, нанотехнологии, биотехнологии, то есть, это те специальности, которые будут востребованы в рамках четвертой промышленной революции. Одновременно с этим Глава государства инициировал строительство новых общежитий для студентов.
- Условия – это важнейшие вещи.
- Студенты должны иметь возможность спокойно учиться, концентрироваться на учебе.
- Не снимая комнатку на окраине и не разгружая ящики условно в свободное время.
- У студентов должна быть возможность концентрироваться на учебе. Чтобы быть конкурентным специалистом.
- Погруженным в науку.
- Погруженным в процесс. Будут строиться новые общежития, 75 тысяч мест будет в ближайшее время обеспечено, и наши студенты могут проживать там за счет государства на период обучения, обучаться новым специальностям, новым профессиям и в дальнейшем, закончив высшие учебные заведения, работать.
- На благо нашей страны.
- Поэтому, это инвестиции в будущее, это инвестиции в молодежь, это инвестиции в будущих профессионалов, и вот именно эти социальные предложения, связанные с образованием, нужно воспринимать именно как вклад в будущее страны.
- Скажите, пожалуйста, уже тоже затронули мы с вами косвенно эту тему. Если человек хочет начать свое дело, должен быть финансовый какой-то капитал, что здесь государство делает постоянно?
- Вообще, если анализировать структуру экономик развитых стран, анализировать те или иные тенденции в экономиках, эти тенденции связаны с уровнем развития малого и среднего бизнеса. Чем больше развивается, чем активнее развивается малый и средний бизнес, тем более социально стабильным является то или иное государство.
- Стиль мышления уже другой у человека, который создает что-то сам, приносит пользу, создает рабочие места.
- Создает что-то свое, приносит пользу, придумывает, предпринимает что-то. Параллельно создает рабочие места, является собственником, соответственно, заинтересован в стабильности, платит налоги, через налоги обеспечивается уровень социальной политики, социального благосостояния в этом государстве, поэтому вот уровень развития среднего малого бизнеса во многом определяет стабильное развитие государства на современном этапе. Глава государства поставил задачу довести уровень малого и среднего бизнеса, ВВП нашей страны до 50% к 2050 году. Сегодня у нас этот уровень 27%.
- Да, 30 не достигает.
- Поэтому очень много нужно предпринимать, нужно развивать малый и средний бизнес, создавать условия, снимать какие-то ограничения, снимать какие-то лишние препоны. Малый средний бизнес – это основа социальной стабильности в государстве. Какие проблемы у малого среднего бизнеса сегодня? Одна из проблем…
- Финансы.
- Это финансы, это фондирование. С точки зрения для тех людей, кто хочет начать бизнес, нужно обеспечить финансирование на льготных условиях. Это вот и есть микрокредитование.
- Обучить, создать условия и финансы предоставить.
- Предоставить средства по льготным условиям, то есть вот на это направлена программа микрокредитования. Предполагается, что в рамках выделяемых средств дополнительно на микрокредитование выделяется 20 миллиардов тенге, думаю, что тысячи казахстанцев смогут воспользоваться этой программой и предполагается, что в совокупности с теми средствами, которые уже выделяются, 14 тысяч человек получат микрокредиты, начнут свое дело, начнут свой бизнес, будут развиваться, создавать рабочие места и вносить свой вклад.
- И будут образцом и примером для других во многом.
- Конечно, не у всех может получиться, это жизнь, это мы понимаем, что есть определенные сложности.
- Но чтобы получилось, государство еще и обучает ведь бесплатно.
- Государство обучает, есть соответствующие программы. Таким образом, микрокредитование нужно рассматривать как один из таких конкретных механизмов для того, чтобы развивать предпринимательство в нашей стране. Сегодня они получают микрокредиты, в дальнейшем, развивая свое предприятие, будут получать большую сумму по тем или иным программам, тем самым, развиваясь, эти предприниматели будут поддерживать или способствовать в целом нашей экономике. Одновременно здесь и многие другие социальные вопросы решаются – те же самозанятые, о которых мы говорили. Это же один из механизмов чтобы их вовлечь в продуктивную занятость, чтобы они начали свое дело.
- В том числе и вопросы медицинского страхования приближаем, одна из проблем невозможности введения которого была связана с огромным количеством неплательщиков.
- Самозанятых, да, которые не платили за медицинское страхование.
- И получилась несправедливо, тот, кто платит, и тот, кто не платит, получали бы равный доступ к услугам.
- Поэтому система микрокредитования, вовлечение самозанятых в этот процесс будет способствовать решению и этой проблемы, связанной с социальным медицинским страхованием. Таким образом, микрокредитование тоже очень важная политика, реализованная нашим государством. Системные меры с точки зрения развития предпринимательства в нашей стране. Поэтому я думаю, что этой программой тоже казахстанцы должны попытаться воспользоваться. В современном мире надо быть очень активным, предприимчивым.
- Конкурентоспособность страны – это фактически конкурентоспособность каждого гражданина.
- Абсолютно так, конкурентоспособность каждого гражданина начинается с активной позиции, с желания что-то.
- Мышления передового современного.
- Желания что-то изменить, желания улучить свою жизнь, улучшить жизнь и благосостояние своей семьи, поэтому вот именно программа микрокредитования направлена на то, чтобы формировать вот такую страту активных казахстанских граждан, и параллельно решая социальные проблемы, которые имеются в нашем обществе.
- И, наконец, переходим к одному из самых глобальных проектов, о нем много говорили. Это огромные деньги, там за триллион, насколько я помню, заходит сумма, это проект газификации. Очень много выстроено было в последнее время: огромное количество железных дорог, автомобильных дорог. Мы фактически соединили всю страну, создали все условия. И вот вопрос газификации был, наверное, одним из самых важных. В условиях финансового кризиса многие вообще не верили, что это осуществимо и возможно, когда наоборот, мы видим во многих странах сокращение проектов гораздо меньшего масштаба.
- У нас газифицирован ряд областей Казахстана, но проблема с газификацией оставалась в Центральном Казахстане, в Северном Казахстане. И по сути газ – это один из более или менее экологичных, более или менее дешевых источников энергии.
- Да, и вопрос еще в стратегической независимости от соседей.
- Конечно, в перспективе надо развивать возобновляемые источники энергии. Мы к этому идем, в этом направлении активная работа реализуется. Я надеюсь, что правительство выполнит все планы, которые приняты в этом направлении, будет развивать возобновляемые источники энергии, использовать энергию солнца, ветра, биоэнергию.
- То, что обсуждалось на ЭКСПО.
- Вот, собственно говоря, ЭКСПО и проводилось для того, чтобы идея Главы государства придать импульс развитию этих секторов нашей экономики осуществилась.
- «Энергия будущего» так и называлась.
- Но одновременно, конечно, из традиционных источников энергии газ сегодня из наиболее экологичных и относительно дешевых источников энергии. И газ нужно тянуть в наши северные, центральные регионы. Серьезные проблемы с экологией мы знаем в Карагандинской области, в Жезказгане, в Темиртау, в Караганде, в Астане тоже, когда наши теплоэлектростанции работают на угле или частный сектор жжет уголь, смог имеет место.
- Уже смог и здесь стал заурядным явлением, к сожалению.
- Смог – это вредный выброс, влияние на здоровье. Это влияние на экологию. Сейчас говорим о строительстве smart-городов. Но «умные города» должны начинаться с более или менее чистой энергии. Это основа и в дальнейшем какие-то технологические вещи можно наращивать. Поэтому газификация – это вопрос, наверное, стратегический, мы должны нашу природу в чистом виде передать дальше, будущим поколениям должны обеспечивать нормальную экологическую среду, сохранять нашу природу и в этом отношении. Газ – это не идеальное средство, но это гораздо лучше, чем другие традиционные источники энергии. С этим же вопросов связано здоровья населения. Что может быть более стратегическим, чем здоровье населения? Нужно обеспечить газом северные центральные регионы нашей страны, тем более газ у нас есть в нашей стране. И вопрос в строительстве там магистрального газопровода с территории Кызылординской области в Жезказаган, в Караганду, Темиртау и дальше в Астану Глава государства внес, и правительство сейчас будет активно работать, чтобы, не затягивая, построить соответствующий газопровод из Кызылординской области до Астаны и в дальнейшем газифицировать другие регионы Казахстана.
- Маулен Сагатханович, вот все то, о чем мы с вами сейчас говорим, поручено контролировать партии. Кроме того, Глава государства коснулся, наверное, одной из важнейших тем, важнейших проблем в реализации всех этих глобальных стратегических идей, которое связано с единством. Ничего невозможно обеспечить без единства. И вот здесь, наверное, наши казахстанские традиции и с светском направлении и в религиозном направлении во многом и для многих, пожалуй, могли бы быть образцом, и за пределами Казахстана. У нас чистая историческая карма, мы не запятнали свою историю не геноцидами, не истреблениями каких-то народов, мы обогатили историю Днем благодарности, а не днем памяти по ком-то. Наша модель религиозная никогда не знала религиозных конфликтов. Мы историей своей доказали, что ислам – это мир и наши традиции, наши ценности во многом были бы полезны далеко за пределами Казахстана с учетом того, что сейчас, к сожалению, творится в мире. Почему глава нашего государства, наверное, единственный системно, последовательно призывает одуматься и осознать, что не в наращивании оружия массового истребления людей будущее, что все эти средства могли бы быть направлены для людей, на благо людей.
Скажите, пожалуйста, как вы планируете обеспечивать все эти меры с учетом и того, что сейчас модно называть современными вызовами, когда оппоненты стараются навязать свою точку зрения, свои ценности, свои взгляды, несмотря на то, что наши великие традиции, выстраданные в истории могли бы быть образцом?
- Я бы хотел начать с того, что на совместном заседании палат парламента, где Глава государства озвучил пять социальных инициатив, президентом страны было дано поручение партией «Нур Отан» взять на общественный контроль реализацию этих важных социальных проектов. И мы как лидирующая политическая сила несем ответственность. У нас очень важная миссия – это быть опорой Главе государства, быть одной из движущих сил модернизации в Казахстане. И в этой связи мы уже начали проработку вопроса, как мы будем осуществлять эффективным общественный контроль над реализацией этих важнейших пяти социальных инициатив. И здесь уже есть определенные у нас наработки, видение: будут использованы как традиционные методы – наши общественные приемные, анализ информации.
- Прямая связь с людьми.
- Прямая связь с населением и наша общественная приемная, люди туда обращаются: могут приходить, могут направлять письма, могут звонить, могут по электронке направлять ту или иную информацию. Есть у нас соответствующие комиссии, которые мы в последние годы развивали. Они осуществляют контроль по тем или иным направлениям деятельности экономики. Наряду с этими традиционными методами, механизмами, мы постараемся выработать современные технологичные способы осуществления общественного контроля. Это и создание каких-то мобильных приложений, куда люди могли бы скидывать ту или иную информацию.
- Предложения.
- Предложения, как этот контроль осуществлять, или они видят, что например, ну, например, вопрос по ипотеке не таким образом решается в тех или иных регионах.
- Тормозится кем-то – что возможно.
- Тормозится или не все люди могут воспользоваться этой программой. Такого рода информацию можно будет нам прислать или в центральный аппарат, или в наши филиалы и мы, конечно, будет реагировать. Это возможности нашего нового портала, который мы сейчас создаем. Мы хотим создать эффективную систему контроля с тем, чтобы все президентские инициативы были полностью эффективно реализованы. Так как они касаются миллионов наших граждан, и очень важно чтобы все эти инициативы теперь были полностью реализованы соответствующими государственными органами и акиматами. Реализация этих серьезнейших направлений – это не только задача государственных органов, но и института гражданского общества, политических партий, НПО, общественных организаций.
- То, что есть консолидация всех усилений.
- Они должны тоже быть вовлечены в эту деятельность и должна быть консолидация усилий как гражданского общества, так и государственных структур и вместе мы должны способствовать реализации этих важнейших направлений социальной модернизации в Казахстане. То есть в этом направлении мы тоже работу начали, в частности, провели заседание общенациональных коалиций демократических сил, куда входят политические партии, НПО, общественные организации, профсоюзы, те или иные структуры, институты гражданского общества. И мы в рамках коалиции обратились к другим членам коалиции поддержать предложения Главы государства и, конечно, здесь была полная поддержка, полное понимание со стороны наших коллег. И мы договорились о том, что будем вместе работать, чтобы оказывать содействие в реализации пяти социальных инициатив Главы государства. Тем самым мы будем стараться, чтобы все цели, все задачи модернизации были реализованы.
- И дошли до каждого, как и задумано.
- Мы вместе бы строили стабильный, успешный, процветающий, современный Казахстан. Казахстан XXI века. Как партия Главы государства будем способствовать тому, что в нашей стране сохранялась стабильность, национальное единство и все конструктивные здравые силы нашего государства, общества были вовлечены в процесс реализации большой программы модернизации, которая осуществляется главой нашего государства, нашим Елбасы.
- Спасибо вам большое, Маулен Сагатханович, за подробное интересное интервью и удачи в нашем общем деле!