Верховный Муфтий: желаю каждому дому добра!
Верховный Муфтий Казахстана Серикбай кажы Ораз поздравил казахстанцев с наступающим самым светлым весенним праздником – Наурызом. В эксклюзивном интервью Артуру Платонову он рассказал, какими должны быть казахстанцы, чтобы отвечать на все вызовы современного мира.
- Серикбай кажы, спасибо, что вы нашли время ответить на вопросы наших телезрителей. Итак, у нас великие традиции, светские, духовные. Мы всегда верили, но никогда не торговали верой. У нас не было геноцидов, преследований за веру, за национальность. Мы своей историей доказали, что ислам – это мир, и наши великие традиции могут быть образцом для многих, потому что это традиции созидания, традиции спасения. Мы часто видим, как пытаются привести что-то чужое, то, что раскалывает общество. Как, на ваш взгляд, в таких условиях современных защитить людей?
- Бисмилля ир рахман ир рахим, в целом, в вашем вопросе уже кроется глубокий ответ. Великие традиции и обычаи нашего народа во все времена способствовали сохранению жизни и человеческих ценностей. Заметьте, некоторые стали забывать наши традиции, и они стали обществом, которое идет на поводу Запада, забывая свои духовные ценности. Семья, в которой отсутствует традиционно духовный стержень, не сможет быть примером для молодого поколения, которое смогло бы улучить это общество. Если посмотреть в прошлое, было ли столько наркомании? Столько блуда? Находили ли новорожденных детей в мусорных баках? Не было такого! А потому что наши отцы и деды воспитывали своих детей с высокой нравственностью, духовностью, скромностью, уважением к страшим и в традициях, в которых есть этика, уходящая корнями в глубь веков.
В Казахстане проживают разные национальности и конфессии. Хвала Аллаху, сейчас происходит постепенное духовное, традиционное развитие нашего народа. И наша задача – возродить, укрепить традиции каждого народа и религии, чтобы жить в мире и согласии. В статье Главы государства «Рухани жаңғыру» («Духовное возрождение»), отражающей вехи на пути модернизации общественного сознания, основная цель – сохранить и преумножить духовные и культурные ценности, веру и силу, нерушимость и незыблемость всех основ мировых цивилизаций. А я думаю, для нашего молодого государства, в этом и кроется основа всех основ.
Мы недавно провели Евразийский форум мусульманских ученых. Исторически впервые принимали участие представители 22-ти стран: Центральная Азия, Россия, прибалтийские страны, Балканы из Европы и Турция. Хочу особо отметить, те мусульмане, которые проживают в Европе и Центральной Азии, у них единая традиционная богословская школа: веками жили в гармонии с другими конфессиями и верованиями. Казахстан, как нам всем известно, впервые провели в 2003 году съезд Мировых традиционных религий. Теперь в этом году в октябре будет проводиться уже шестой съезд. В нем принимают участие уже не только руководители религиозных объединений, но и выдающиеся ученые, политики мирового уровня, и все это благодаря инициативе нашего президента.
- На другой уровень уже вышли совершенно, другой масштаб.
- Проведение нашего форума тоже означает продолжение этого масштабного съезда. Мы приняли резолюцию. У нас единая школа, традиционное религиозное верование. Теперь у нас в стране будет секретариат, в рамках этого форума создали комитет по выдаче фетв, значит, заключение на религиозных канонах. С гордостью могу сказать, что казахстанская межэтническая и межконфессиональная модель и наша инициатива проведения форума мусульман мирового уровня нашла поддержку у ученых из стран Евразии.
- Ценят наши традиции, нашу школу. Вот вы говорили, что многих вещей ведь не было никогда. Как упала шкала нравственной ценности? Убийства, взрывы в мечетях, в церквях. Ничего святого не осталось… Почему мы дошли до того, что в Германии происходило в мечети, до это в России, до этого в Египте? Не проходит, к сожалению, уже и месяца, чтобы где-то не были совершены кощунственные акты. Что в мире происходит, на ваш взгляд?
- Я привожу аят из священного Корана, который означает: «Всевышний Аллах говорит: О, вы люди! Я вас создал от одного отца и одной матери. От Адама и Евы. Мы создали вас народами, чтобы вы узнавали друг друга, жили в мире, лучшими, хорошими является те, кто богобоязнены. Богобоязненность – этого у нас не хватает. Теперь привожу другой аят: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности и не помогайте друг другу в грехе и вражде». Богобоязненность – это означает, он, во-первых, верующий. Мусульманином либо истинно верующим является тот, кто не причиняет никакого вреда ни языком, ни рукой. Это пророк наш говорит. Поэтому мы должны чувствовать свою ответственность и знать свою меру. Любые религии призывают жить в мире и согласии, не причинять никакого вреда, несмотря на их верования. Почему? Как указано в первом аяте, мы все является потомками Адама и Евы. Нет того, что кто-то относится к какой-то религии. Важное, что он богобоязненный, соблюдает черты свои и человеческие качества.
- И чувство меры должно быть.
- Вот поэтому те, кто совершают такие поступки, во-первых, сами не знают, что важно и что лежит в основе этих религий. Они являются частью этого общества. Жизнь дается человеку единственный раз. Он не повторяется ни в каких верованиях. Поэтому человек с первого момента до последнего должен знать свою меру и свою ответственность перед обществом. У пророка спросили, кто является самым искренним и истинным мусульманином? Пророк ответил, истинным мусульманином является тот, кто помогает другим, обществу. Если он желает одеваться красиво и очень удобно, он должен желать и другим.
- Того же.
- Да, если он имеет такое вот имущество, то должен желать и другим. Вот таким образом, истинно верующим является тот, который желает и для себя, и другим.
- Сейчас мы видим, когда отдельные люди фактически предают память своих близких, память своих отцов, дедов, предают традиции, предают страну и тратят огромные силы и средства для внесения раскола, для внесения вражды.
- Пророк говорил: у лицемера три признака. Первый, он кому-то что-то обещает, но не выполняет. Второй, когда говорит, он врет. И третье, когда ему доверяешь, он не оправдывает. Поэтому у нас в исламе понятие предательство или неоправдание доверия пророк Салалаху алейхи уа Салам четко обозначил вот таким образом своим хадисом.
- Кто сейчас, на ваш взгляд, в большей степени воспитывает наших детей? Почему родителям не до детей? И потом – нередко даже трагические случаи.
- Вы знаете, в мире технологий мы говорим о приложениях, скачивании различных их видов. К сожалению, в нашем обществе появился новый вид приложения – это синдром отсутствующего родителя. Практически каждый дом превратился в своего рода гостиницу. Утром родители уходят, дети еще спят. А возвращаются лишь поздним вечером, когда дети уже спят. Родители и дети почти не видят друг друга. Все их общение сводится только к телефонным разговорам. Да, они обеспечивают детей всем: крышей над головой, одеждой, едой, все, что они просят.
- Достаточно этого?
- И думают, этим заменяют им самих себя. Все перечисленное может иметь большое значение, но самое важное для ребенка – чтобы мать и отец занимались ими, проводили с ними время.
- Любили.
- Да, любили. И в священном Коране четко сказано: «О верующие! Спасите себя и свои семьи от адского огня». Смысл этих слов в том, что следует беспокоиться не только о себе, собственном спасении и безопасности. Беспокойтесь также и о тех, кто зависит от вас, как мы беспокоимся о собственной безопасности. В своем вечном спасении в равной степени мы ответственны за наше потомство. Посланник Аллаха Салалаху алейхи уа Салам говорит, каждый из вас является пастырем и каждый из вас несет ответственность за свою паству. Правитель является пастырем для своих подданных, мужчина является пастырем для своей семьи и в то же время женщина является пастырем в доме своего мужа и несет ответственность за свою паству и за его детей. Итак, каждый из вас является пастырем и каждый несет ответственность за свою паству. Хорошее воспитание – одно из проявлений заботы о своей пастве. Это – психологическое наследство, на этом фундаменте ребенок строит почти всю свою жизнь.
- Это важно, но, к сожалению, наверное, многие забыли об этом. Серикбай кажи, вот как манипулируют чаще всего нашими детьми? Как искажают великую религию, какие суры и аяты из Корана чаще всего используют, чтобы посеять ложь, фактически?
- Здесь огромную роль играет незнание некоторых людей основ религий и, конечно же, духовная бедность. Помимо этого, нередко таким людям присуща озлобленность, узость кругозора, связанная с низким уровнем образования в целом. Для того чтобы правильно ориентироваться в окружающей реальности, современному мусульманину помимо религиозного знания нужна и нужна и светская образованность. Тогда он сможет определить, какие положения исламского права соответствуют той или иной реальной ситуации, а каким методом демагоги пытаются ему внушить что-то с целью запутывания и подтасовки фактов. Нашему обществу необходима религиозная грамотность, светская образованность и развитое национальное самосознание. Манипуляция происходит путем социальных сетей. Сейчас это стало частью свободного времени подрастающего поколения. Если предыдущее поколение проводило свободное время в библиотеках, на секциях, то современные дети проводят свободное время перед интернетом.
- Да, в телефонах.
- И представлены сами себе. Открытый доступ в социальные сети с одной стороны дал много возможностей, естественно, но у всего есть и обратная сторона медали, и порой она не настолько светлая, как первая. Информация дается дозировано, и для понимания ребенка или же подростка интересно получать в виде картинок. В мозг автоматически копируется фото, а уж если такой подросток в трудный юношеский возраст находит поддержку со стороны какого-либо деструктивного течения или же секты, как это обычно и происходит, то он автоматически становится их верным сторонником. Если говорить о религиозных деструктивных течениях, то радикалы склонны манипулировать определенными аятами Корана, чтобы доказать, что Коран, якобы, одобряет насилие. Как это возможно? Попытки изобразить коранический текст как проповедь насилия по сути легко опровергнуть, просто прочитав предложения полностью и вместе с контекстом, хотя радикалы бесчестно выхватывают из контекста отдельные предложения.
К примеру, в священном Коране сказано: «Убиваете их, многобожников, где бы вы их не встретили, и изгоняйте их оттуда, откуда они вас изгнали. Искушение, хуже, чем убийство, говорит Аллах, искушение, хуже, чем искусство. Но не сражайтесь с ними у мечети, пока они не станут сражаться с вами в ней. Если же они станут сражаться с вами, то убивайте их. Такое воздаяние неверующим». Фраза «убивайте их, где бы вы их не встретили», пожалуй, наиболее цитируется радикальными экстремистами. Однако призыв идти на поле брани следует сразу же после аята, который гласит следующее. Это: «Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не переступайте границы дозволенного». И непосредственно после этого сказано: «Но если они прекратят, то враждовать следует после только с беззаконием». Фразу: «не переступайте границы дозволенного» великие ученные Сахаба ибн Абас, да будет доволен Аллах, поясняет: не нападайте на женщин, на детей, на стариков, ни на кого, кто с вами не воюет. Поэтому причинение вреда людям, не участвующим в боевых действиях, считается преступлением против Всемогущего Аллаха, и это лишь один из множества примеров.
- Как манипулируют и порабощают сознание, фактически. Скажите, пожалуйста, очень много коррупционных дел, свидетельств, как материальное разрушает духовное, и человеку кажется, что он будет счастлив в богатстве, хотя когда-то смысл этого слова заключался в том, что в человеке много бога, а не золотых монет. Вот, каким образом происходит это разрушение личности?
- Коррупция является одним из серьезных преступлений среди целого перечня запретных шариатом, нашей религий экономических операций, таких, как ростовщичество, к примеру. Она, как правило, не влечет за собой жалоб, так как виновные стороны получают взаимную выгоду от незаконной сделки. Стержнем коррупции является взяточничество. С точки зрения шариата, греховным является как дача, как и получение взятки, приводится следующий хадис: «Да проклянет Аллах дающего и берущего взятку, а также посредничающего в этом».
- В кабинетах надо у многих это развесить.
- Да. Посланник Аллаха, мир ему и благословение, указал на чудовищные последствия коррупции для государства и общества. Согласно священному Корану, любое неправомерное присвоение чужого имущества является великим грехом. И тем более, грехом является подкуп должностных лиц. Есть такой аят: «Не присваивайте незаконно имущества друг у друга и не подкупайте этим имуществом судей, чтобы намеренно присвоить часть собственности других людей грешным путем». Этические и юридические системы ислама предполагают принцип равенства и ответственности между всеми гражданами общества независимо от их положения и материального состояния. И если кто-либо замечен в данных противоправных действиях и его вина доказана, то наказание уже в этом мире должно быть неотвратимым, дабы избежать разложения общества, а также еще более мучительных наказаний в мире следующем.
- Величайший праздник Наурыз. В чем священное, сакральное значение этого действия, духовный смысл?
- Наурыз мейрамы – не религиозный праздник. Традиционная религия не запрещает национальные обычаи в рамках разумного. Если сейчас вспомнить казахский кочевой народ, который проживал в великих степях, весенние лучи были радостью для каждого из них. Это был большой праздник. По древнему летоисчислению, день Наурыза обычно совпадал с 22 марта, днем весеннего равноденствия. Считалось, что в этот день происходит обновление в природе. В день Наурыза все стараются быть в добром расположении духа, при встрече приветствуют друг друга, высказывают самые добрые пожелания, чтобы все невзгоды и беды миновали их. Накрывают достархан в каждой семье. Имам читает молитвы за умерших. По завершению, старшие по возрасту из присутствующих дают благословение – бата, чтобы из года в год благополучие не покидало семьи. По традиции в этот день ходят в гости, поздравляют с началом весны, желают всего самого наилучшего. Если были какие-либо разногласия, то этот праздник еще один повод наладить добрые и хорошие отношения с близкими.
- Что бы вы пожелали казахстанцам в этот праздник?
- Я хочу пожелать всем нашим соотечественникам такие светлые, весенние дни, когда наш казахстанский, многонациональный, многоконфессиональный народ празднует Наурыз, желаю каждому дому добра и милость всевышнего Аллаха.
- Рақмет сізге! Всего самого-самого наилучшего и спасибо вам за подробное интересное интервью!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Пока народ дает, они берут