{metadescription}
Единый совокупный платеж: поблажка самозанятым

Единый совокупный платеж: поблажка самозанятым

Плати по минимуму и получай социальную поддержку! В Казахстане планируют ввести единый совокупный платеж, который позволит самозанятым гражданам рассчитывать на пособия по безработице, беременности и родам, медицинское обслуживание и пенсию в старости. Его размер, сроки и детали уплаты узнаете в этой статье.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на совместном заседании палат парламента поручил принять закон о введении ЕСП до конца 2018 года. Правительство уже полностью разработало проект закона. Документ рассмотрят в Мажилисе, а затем в Сенате. Ввести в действие его намерены с 1 января 2019 года. О целях законопроекта в эксклюзивном интервью Артуру Платонову рассказала министр труда и социальной защиты населения Мадина Абылкасымова.

-  Мадина Ерасыловна, спасибо, что вы нашли время ответить на вопросы наших телезрителей. Итак, на открытии сессии глава государства поставил ряд задач. Первый вопрос по так называемому совокупному платежу и по самозанятым. Что это должен быть за платеж? В чем его суть? Каков размер и что он будет давать?

- Большое спасибо. На открытии сессии парламента глава государства поставил ряд задач по законопроектной деятельности. Одна из главных задач, которые глава государства также поставил перед нами в Послании народу Казахстана в начале 2018 года, это принятие системных мер по формализации неформально занятого населения и самозанятого населения. В первом полугодии текущего года правительством была проведена большая работа по выработке таких системных подходов. Данный законопроект, направленный на формализацию самозанятого населения – один из таких системных шагов. Предлагается внесение ряда изменений в действующие законодательные акты по вопросам занятости для того, чтобы внести единое определение занятого населения, самозанятого населения, определения и унификация категорий плательщиков в различных законах, касающихся системы социального обеспечения.

Также важная новелла данного законопроекта – это введение нового организационно-правового режима. Так называемый единый совокупный платеж. Единый совокупный платеж позволит путем уплаты данного разового платежа зарегистрировать свою деятельность и начать участвовать в системах социального обеспечения. Прежде всего,  в трех системах. Это система социального страхования, система обязательного социального медицинского страхования, а также в накопительной пенсионной системе. Данный режим фактически дает возможность значительной части населения, которая в настоящее время осуществляет деятельность по извлечению дохода за счет оказания услуг другим физическим лицам зарегистрировать (свою деятельность – ред.).

- Пример приведите, пожалуйста, по самозанятым.

- Сейчас в городах мы видим бурное развитие сферы услуг. Работают няни, домработницы, репетиторы.

- Самозанятые получается?

- Много фрилансеров, которые оказывают услуги на нерегулярной основе и получают доход. Есть два основных режима, через которые они могут зарегистрировать свою деятельность. Это или заключение трудового договора, или регистрация своей деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Зачастую граждане не осуществляют свою регистрацию официально как предпринимательскую деятельность в налоговых органах. Для того чтобы максимально, по поручению главы государства, упростить регистрацию и облегчить сам процесс уплаты данных взносов и отчислений, был предложен данный механизм разового платежа. Он уплачивается раз в месяц.

- Сумма какая?

- Мы предложили установить в размере одного месячного расчетного показателя. Данный режим предлагается к введению с 1 января 2019 года, в 2019 году размер месячного расчетного показателя будет равен 2525 тенге. Для города мы предлагаем установить размер платежа в размере 1 МРП, для села – половина МРП. Фактически 2525 тенге в городах, и 1263 тенге на селе с учетом разницы в доходах.

- Что это давать будет? 

- Фактически происходят отчисления в три основных фонда: Фонд социального медицинского страхования, Единый накопительный пенсионный фонд и Государственный фонд социального страхования.   

- Это значит уже с пенсиями не должно быть проблем, с медобслуживанием?

- Абсолютно верно. Часть этого платежа идет на свой пенсионный счет. Кроме этого, появляется фиксация стажа трудовой деятельности. Это важно также с точки зрения назначения базовой пенсии. Как вы знаете, в Казахстане у нас существует трехуровневая система пенсионного обеспечения. На базовом уровне из государственного бюджета всем выплачивается базовая пенсия. С первого июля 2018 года по поручению главы государства был введен дифференцированный размер базовой пенсии в зависимости от трудового стажа. Если раньше базовая пенсия начислялась всем в размере 54% от прожиточного минимума, то с 1 июля ее размеры были повышены в зависимости от стажа.

- Говорили часто о том, что несправедливо, кто-то работал годами, кто-то гораздо меньше.

- В результате, если у вас стаж составляет 33 года и более, то размер базовой пенсии будет составлять 100% от прожиточного минимума.

- Сколько сейчас?

- Сейчас это 28 284 тенге. Мы провели перерасчет базовой пенсии всем пенсионерам в Казахстане. Очень важно отметить, что провели мы его в беззаявительном характере, то есть, на основе имеющихся пенсионных дел. Порядка 47% пенсионеров назначена базовая пенсия в максимальном размере. Только 3% граждан будут получать базовую пенсию в минимальном размере – 54% от прожиточного минимума.

- Это сколько?

- Порядка 15 500 тенге. Это связано с тем, что у них стаж не превышает 10 лет. В целом, в среднем размер базовой пенсии повысился на 67%. Это наш базовый, первый уровень пенсионного обеспечения. Второй уровень – это солидарная пенсия, она назначается всем пенсионерам, которые имеют стаж до 1998 года. Если прибавить базовую пенсию и солидарную пенсию, сегодня в Казахстане средний размер пенсии после повышения 1 июля составляет 81 тысячу 167 тенге. Третий элемент – накопительная пенсия, это индивидуальные накопления в Едином накопительном пенсионном фонде. Поэтому, когда плательщик единого совокупного платежа начнет осуществлять эти отчисления, у него будет фиксироваться трудовой стаж. Он сможет рассчитывать на более высокий размер базовой пенсии.

- С этого момента начинается его трудовой стаж.

- Да, абсолютно. Совокупный платеж включает в себя четыре вида платежей. Это три вида социальных отчислений, как я объяснила – в три фонда, а также 10% перечисляются в счет индивидуального подоходного налога. То есть, из этого платежа только 10%  засчитывается как индивидуальный подоходный налог. Осуществляя платеж, фактически данное физическое лицо регистрирует свою деятельность.

- Легализует.

- Да, полностью легализует свою деятельность. Прекращение платежа означает прекращение деятельности. Поскольку в системах социального страхования пенсионного обеспечения и медицинского страхования очень важна непрерывность этих платежей, мы будем проводить разъяснительную работу и стимулировать к тому, чтобы те граждане, кто выберут данный режим, осуществляли эти платежи на непрерывной основе.

- Какое количество, вы планируете, граждан будет?

- Данный режим вводится на пять лет, с 2018 по 2023 год. В течение этих пяти лет порядка 500 тысяч граждан смогут воспользоваться данным режимом.

- Всего самозанятых сколько у нас?

- В целом, по данным комитета статистики, численность занятого населения в Казахстане составляет сейчас 8 миллионов 600 тысяч человек. Из них наемными работниками являются 6,5 миллиона человек. Люди, которые работают не по найму, а работают сами на себя – их 2 миллиона 69 тысяч человек, если быть точными, по итогам первого полугодия 2018 года. К ним относится такая категория плательщиков, как индивидуальный предприниматель. 1 миллион 355 тысяч индивидуальных предпринимателей, по данным комитета статистики, которые входят в состав самозанятых, уже зарегистрировали свою деятельность и платят налоги. Также среди данной категории самозанятых – учредители акционерных обществ, товарищества с ограниченной ответственностью.

- Учредители тоже?

- Да, они тоже входят в состав именно самозанятого населения. Члены производственных кооперативов, работники семейных предприятий и также работники, работающие в личных подворных хозяйствах, относятся к числу самостоятельно занятого населения. У нас, если говорить о регистрациях как индивидуальный предприниматель, есть регистрации как индивидуальный предприниматель по упрощенной декларации, есть по патенту. Мы ожидаем, что часть индивидуальных предпринимателей, кто сейчас уже зарегистрировал свою деятельность, могут перейти на режим единого совокупного платежа. Но нее все, поскольку есть определенные ограничения.  Данное физическое лицо должно оказывать услуги только другим физическим лицам. Во-вторых, он не должен использовать труд наемных работников, в-третьих, есть ограничения по максимальному доходу.   

- Каково оно?

- Максимальный доход для перехода на данный режим составляет сто минимальных заработных плат в год. Это означает порядка 247 тысяч тенге в месяц. Свыше этого дохода предприниматели должны регистрировать свою деятельность по одному из других установленных налоговых режимов.

- Если менее 247, то получается, что можно, условно говоря, отделаться этим единовременным ежемесячным платежом?

- Да, при соблюдении дополнительных двух условий, о которых я сказала.

- Задают вопрос, тоже касающийся справедливости. Вот получается, кто-то работает постоянно, системно и, отчисляя, получает доступ к той же системе медицинского страхования  в полном объеме. Кто-то может заплатить гораздо меньшую сумму, и тоже будет получать доступ в полном объеме к системе медицинского страхования или нет?

- Это очень хороший вопрос. В данном случае государство идет осознанно на фактически субсидирование платежей данной категории граждан. Размер платежа установлен настолько в минимальном размере, что он должен стимулировать граждан к участию в этих системах, во-первых; во-вторых, со стороны государства мы впервые переходим к политике вот именно стимулирования. Объем услуг, который они будут получать из Фонд медицинского страхования, объем оказанных медицинских услуг, или объем услуг, на который они могут рассчитывать из Фонда социального страхования в виде социальных выплат по потере работы, утраты трудоспособности, по потере кормильца, выплаты по материнству, детству, уходу за ребенком – они будут значительно превышать по своим размерам тот, те взносы, которые они отчисляют.

- Не явится ли этот стимулом к тому, что наоборот, будут переходить в ту категорию, чтобы платить как можно меньше, но, тем не менее, иметь доступ ко всему объему этих благ?

- Для этого, для того, чтобы система была достаточно справедливой, есть определенные ограничения. Остановлюсь, именно на тех предпринимателях, той категории самозанятых, работающих на себя граждан, которые оказывают услуги другим физическим лицам. Категория так называемых фрилансеров.

- Репетиторов, которых вы упомянули.

- Это репетиторы, скажем, мастер по ремонту бытовой техники, работники в домашнем хозяйстве. Это могут быть также таксисты представители индустрии развлечений, тамада, артисты, которые сейчас, может быть, не имели такого стимула для регистрации своей деятельности, или им было сложно зарегистрировать свою деятельность в связи с большим количеством  процедур по регистрации своей деятельности, сдачи налоговой отчетности, а также возникающей высокой финансовой нагрузки. То есть, сознательно государство идет на беспрецедентные шаги по снижению нагрузки и налоговой, в части уплаты подоходного налога, и в части сокращения размеров социальных отчислений. Для них мы создаем, кроме этого, даем стимулирующий пакет. Размеры выплат из фонда социального страхования или объем оказанных медицинских услуг будут несоизмеримо больше, нежели сам размер платежа. Но поскольку сфера деятельности достаточно ограничена, есть определенные условия, которые будут распространяться на тех, кто может применять этот режим. Мы думаем, что это не затронет наемных работников, то есть, работающих по трудовым договорам, а также индивидуальных предпринимателей, которые в основном работают с юридическими лицами, они не будут подпадать под этот режим. Мы сделали оценку, что те индивидуальные предприниматели, которые сейчас работают по патенту, по упрощенной декларации, именно в сфере оказания услуг, которые могут подпасть под это режим, порядка 62,5 тысяч. Мы оценили, какие возможные потери для бюджета, и мы также готовы пойти на то, чтобы компенсировать эти потери.

- Сколько они примерно могут составить? 

- В основном отчисления идут в местный бюджет, порядка двух миллиардов тенге в год по нашим оценкам в среднем по республике. Это условные потери, возникающие в бюджете в связи с возможным перетоком в новый режим для индивидуальных предпринимателей.

- Задают вопрос в связи с повышениями, пересчетами и новой методикой начисления пенсии?

- С 1 июля 2018 года произошла модернизация базового уровня пенсионного обеспечения, это реализация инициатив главы государства по дальнейшей социальной поддержке нашего населения. С 1 января 2018 года был повышен размер солидарной пенсии и также индаксированы на инфляцию базовые пенсии. С 1 июля произошло дополнительное увеличение, рост базовой пенсии на 67%. В среднем в результате данной реформы средняя пенсии повысилась по сравнению с прошлым годом на 23%, если в совокупности посмотреть, вот я ранее говорила, солидарную пенсию и базовую, то средний размер сейчас составил более 81 тысячи тенге. Если учитывать и накопительную пенсию, то часть граждан уже получило право и получает также выплаты из Единого накопительного пенсионного фонда, то средний размер пенсии сейчас составляет 101 тысячу тенге по состоянию на сентябрь 2018 года. Сама модернизация базового уровня пенсионного обеспечения была нацелена на обеспечение взаимосвязи между трудовым стажем и размером выплат. Если ранее базовая пенсия всем выплачивалась одинаково, в размере 54% от прожиточного минимума, то теперь за каждый год стажа дополнительно добавляется два процента. И мы провели перерасчет базовой пенсии, в результате уже с июля 2018 года 47% пенсионеров, это порядка 967 тысяч человек, начали получать базовую пенсию в максимальном размере. Порядка 3% получают ее в прежнем размере, на уровне 54%. Остальные получают в размере от 54% до 100% прожиточного минимума

- Величина прожиточного минимума не будет ли меняться? Поскольку понятие прожиточного минимума должно соответствовать тому смыслу, который в него вкладывают. Сейчас этого уже нет.

- Если говорить о прожиточном минимуме, то он складывается из двух частей. Это непродовольственная часть и продовольственная часть. С 1 января 2018 года была изменена структура прожиточного минимума. Это давно назревшая реформа, мы ее давно планировали, глава государства поддержал, и с 1 января мы пересмотрели соотношение продовольственной и непродовольственной части. Непродовольственная часть была увеличена до 45% от общего прожиточного минимума, и продовольственная, соответственно, сокращена.  Благодаря изменению структуры прожиточного минимума уже с 1 января мы увеличили размер прожиточного минимума на 16%. Большое количество социальных выплат у нас сегодня привязано кратно к прожиточному минимуму. Они также выросли и в среднем до 16%.

- В дальнейшем будет расти величина прожиточного минимума?

- Сейчас мы проводим соответствующие расчеты.

- Чтобы прожить можно было.

- С первого января 2019 года мы ожидаем дальнейшее повышение прожиточного минимума на средний уровень инфляции. Все-таки большинство наших социальных выплат они привязаны кратно к прожиточному минимуму.

- Это базовая величина, важнейшая.

- Если говорить о базовой пенсии, то она напрямую зависит от размера прожиточного минимума, и, конечно, он должен увеличиваться. Сейчас у нас законодательство заложены его ежегодная индексация на средний уровень инфляции. Но, я думаю, что когда будет исходя из возможностей бюджета просчитаны все варианты, то возможно дальнейшее его совершенствование. 

- В связи с колебаниями курса национальной валюты возникают, естественно, определенные потери. Они как-то компенсируются при ваших расчетах?

- Эффект девальвации национальной валюты прежде всего проходит через канал инфляции. То есть он сказывается на росте инфляции, инфляция – на росте потребительских цен. При расчете всех основных социальных выплат из республиканского бюджета у нас предусмотрена обязательная индексация на средний уровень инфляции. Кроме этого, для пенсии у нас предусмотрен опережающий рост на два процента выше, чем планируемый уровень инфляции в следующем году. Этот канал макроэкономиески более правильный, и индексация должна проводиться не на уровень девальвации, а на уровень инфляции, который отражает рост потребительских цен.

- Что касается обесценивания или необесценивания пенсионных накоплений. Каков механизм защиты в этом случае?

- Все индивидуальные пенсионные накопления граждан на их индивидуальных пенсионных счетах полностью гарантированы и защищены от инфляционных изменений. Сейчас в законодательстве о пенсионном обеспечении предусмотрена государственная гарантия по сохранности пенсионных накоплений. То есть при выходе на пенсию полностью подсчитываются все отчисления, которые проводились на индивидуальный накопительный счет, и проводится сопоставление с уровнем накопленной инфляции за весь период отчисления.

- Суммарно получается.

- Да, суммарно, если возникает разница между накопленной инфляцией и накопленной суммой сбережений с обесценением этих денег, эта разница гарантируется и возмещается за счет средств республиканского бюджета.

- Допустим, в один год была инфляция пять. Какая-то усредненная составляющая по годам будет, если в один три, в другой 20?

- Абсолютно так, то есть, выводятся полностью все пенсионные накопления, весь инвестиционный доход на пенсионные накопления.

- На доход тоже это распространяется, да?

- Да, обязательно распространятся, полностью на все пенсионные накопления, которые включают инвестиционный доход, и берется вся накопленная инфляция за весь период отчислений. Она позволяет как раз брать весь период, учитывать все эти скачки инфляций, которые могли произойти.

- Скажите, пожалуйста, молодой человек, безработный где-то в отдаленном регионе. Куда ему можно обратиться, чтобы получить работу? Какие возможности предоставляет государство?

- Как вы знаете, с 2017 года в Казахстане реализуется программа продуктивной занятости и развития массового предпринимательства. Сейчас это наш основной инструмент государственной политики и оказания мер государственной поддержки для различной категории населения. В рамках данной программы предусмотрено три направление. Первое направление предусматривает обучение и получение востребованных на рынке труда специальностей и навыков.

- За счет государства.

- За счет полностью государства.

- Где можно получить, как получить?

- Прежде всего, это центр занятости населения. У нас всего по всей стране 200 центров занятости населения практически – в каждом районе. Второе, можно обратиться к акиму своего сельского округа и в обязательном порядке он окажет и проинформирует о всех мерах. И третье, с 1 января 2018 года по поручению главы государства по всей стране заработала электронная биржа труда. Это первая цифровая площадка в рамках реализации программы «Цифровой Казахстан». К ней подключены большое количество частных агентств занятости, подключены интернет площадки, свободно работодатели могут размещать все свои вакансии, соискатели работники они могут размещать свои резюме.

- Если нет интернета в населенном пункте, допустим, куда нужно ехать?

- Нужно обращаться через акимов, прежде всего, сельского округа или через центры занятости населения. Мы также в этом году провели модернизацию всех центров занятости населения, изменили их подходы работы с лицами, которые ищут работу. Что это предусматривает? Это прежде всего индивидуальный план трудоустройства. То есть, у каждого человека, который обращается в центры занятости, могут быть разные потребности, разный уровень квалификации, образования – составляется индивидуальный план, если у него нет квалификации, то ему прежде всего предлагается обучение по востребованным специальностям на рынке труда.

- Если он куда-то, простите, перебил должен, переехать, то ему за переезд тоже платит государство, за жилье тоже.

- В рамках программы  третье направление – повышение трудовой мобильности. Это очень важный элемент в целом в политике занятости, чтобы люди могли свободно передвигаться на рынке труда, внутри страны и в соответствии со своей квалификацией найти работу даже найти работу даже в другом городе и в другой области. Кроме индивидуального плана трудоустройства, проводятся профилирование, проводится профориентация и содействие в трудоустройстве. Кроме этого, в этом году мы планируем подключить частное агентство занятости к трудоустройству наших граждан. Они обладают большими базами данных по вакансиям, и мы планируем через оплату определенного фиксированного тарифа часть обратившихся к нам в центры занятости перенаправлять в частные агентства занятости.

- Сколько обращается в месяц примерно?

- В среднем, порядка 40-50 тысяч человек обращаются.

- Насколько они реально трудоустроены? Потому что на бумаге все очень красиво и перспективно, но де-факто часто бывает, что вроде бы человека трудоустроили, а потом он уволился, потому что это совсем не то, на что он рассчитывал. Реально трудоустроенных сколько примерно с момента работы этой программы?

- Важно разграничивать трудоустройство на постоянные рабочие места и оказание содействия лицам, которые находятся,  скажем, в тяжелой ситуации и для них приоритетом становится оказание временных услуг содействия. Программа предусматривает разные механизмы в зависимости от конкретной жизненной ситуации каждого обратившегося лица. Создание именно трудоустройства на постоянные рабочие места,  это главный приоритет программы. В этом году мы планируем охватить 572 тысячи граждан, по нашим оценкам. Эти цифры просчитаны совместно со всеми регионами и учитывают все инструменты, которые мы предлагаем по программе, включая и обучение и микрокредитование и трудоустройство на временные рабочие места, молодежную практику, переселение, и трудоустройство на постоянное рабочее место.

С января текущего года 380 тысяч трудоустроено, из них порядка 70% трудоустроены на постоянные рабочие места. Мы считаем, что это в целом хороший показатель – 70%, поскольку программа предусматривает также трудоустройство на социальные рабочие места и общественные работы. Этот специальный инструмент предусмотрен для лиц, которые не имеют никой квалификации, они не изъявляют желания получать эту квалификацию, несмотря на предлагаемые, имеющиеся инструменты. И они заинтересованы именно во временной занятости.

- А сколько потрачено было на эти 380 тысяч человек примерно?

- В целом на данный год заложено 110 миллиардов на реализацию данной программы, и из данной суммы 62 миллиарда тенге, из 110 миллиардов, предусмотрено на программу микрокредитования. Это реализация четвертой социальной инициативы главы государства. Остальные средства предусмотрены на обучение молодежи по программе бесплатного техническо-профессионального обучения. 21 тысяча граждан, по поручению главы государства, теперь получила возможность получить первую рабочую специальность. В прошлом году эта программа была запущена. 1 сентября дополнительно 21 тысяча молодых людей получили бесплатные гранты в системе ТИПО. Порядка 37 тысяч человек мы предусматриваем обучить в этом году на краткосрочных курсах профессионального образования, где от 3 до 6 месяцев можно получить (независимо от того, есть ли первая квалификация или первое образование) новые навыки, новую специальность. В основном, это сфера услуг.

- Тоже за счет государства?

- Тоже полностью выплачивается за счет государства, да.

- Как и переехать за счет государства, там определенные суммы. Скажите, пожалуйста, массовое предпринимательство массовым стало или нет?

- Если говорить о развитии предпринимательства, то у нас очень много инструментов, есть дорожная карта бизнеса, которая направлена на развитие малого среднего бизнеса.

- Но люди этим пользуются?

- Да, есть программа субсидирования кредитов через банки второго уровня. В рамках нашей программы, у нас акцент сделан именно на гражданах, которые обращаются в наши центры занятости из числа безработных и из числа самозанятых. Прежде всего, программа микрокредитования, в большей части рассчитана именно на сельское население. Это возможность для сельчан, которые заняты на своем личном подворном хозяйстве, получить микрокредит, заняться развитием животноводства.

- Мы очень часто ездим как раз по таким хозяйствам, спрашивают, как  получить три миллиона и как получить еще больше и не будут ли считать, если у меня две курицы, что я там самозанятый и прочее? Вот как получить людям этот микрокредит? Кому на что можно претендовать?

- Микрокредиты выдаются и в городах, и в селах. Большая часть, из 62 миллиардов тенге, которые выделены на программу микрокредитования, 45 миллиардов тенге выделено на село. На селе основной оператор – это Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства. Также можно обратиться в Аграрную кредитную корпорацию, обе компании входят в состав холдинга «КазАгро». Четко прописаны требования, документы, которые нужно представить для получения микрокредита.

- Про залог спрашивают. Что с залогом?

- Основное требование – необходимо зарегистрировать свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. Это также позволяет нам формализировать определенную категорию населения. Для того чтобы получить микрокредит, лицо, занятое в личном подворном хозяйстве, должно стать на учет как индивидуальный предприниматель. Далее – представить определенную документацию, включая залоговое обеспечение.

- Каким образом с залогами ситуация может решиться? Как людям быть? Что закладывать?

- Размеры микрокредитов дифференцированы, с залоговым обеспечением таких проблем больших не возникает. Мы в рамках программы заложили деньги – до 85% микрокредита может гарантироваться «КазАгро». Размер микрокредита мы дифференцировали: до 6 миллионов тенге на селе, 12-18,5 миллиона тенге в городах. Но на селе предусмотрены проекты якорной кооперации. Максимальный размер микрокредита для них установлен в размере 12 миллионов тенге. Данный проект направлен на то, чтобы обеспечить гарантированный сбыт произведенной продукции крупным сельхоз формированиям.

- Любой пришел, три миллиона, допустим, ему дают, и 85% гарантировано?

- Он имеет право обратиться за гарантией. В прошлом году 15 тысяч человек прошли бучение основам предпринимательства.

- В каких регионах преимущественно пользуются этой программой?

- Наибольшее распространение она получила именно в южных регионах, в регионах, где сильно развито сельское хозяйство.

- И где очень значительное население.

- Большой спрос в Туркестанской области, в Алматинской области на данную программу.

- Что касается программ переселению. Насколько они, на ваш взгляд, сейчас эффективны?

- По сравнению с прошлым годом, в три раза больше планируется план по переселению на этот год.

- Это все профинансировано?

- По заявкам регионов в этом году 9 тысяч человек планируется переселить, и это в три раза больше показатель прошлого года.

- Не возникает проблем, вот обращаются часто, что обещанное не совпадает с реальным? С жильем возникают сложности, там подъемные не соответствуют тому, что было оговорено. Как вот в этих случая быть, если вдруг приехали, обещали одно, а дали другое?

- Программа предусматривает ряд мер поддержки, это единовременное субсидия на переезд, помощь в осуществлении аренных платежей на протяжении года после переселения. Они устанавливаются дифференцировано от размера семьи, от стоимости проживания, от стоимости жилья. Поскольку в основном переезжают многодетные семьи, необходимы хорошие жилищные условия. В этом году глава государства поручил нам рассмотреть дополнительные механизмы создания наиболее благоприятных условиях для переселяющихся семей. В рамках данного поручения мы разработали новый механизм по обеспечению переселенцев жильем. Сейчас в пилотном режиме мы его апробируем в Северо-Казахстанской области. Фактически этот режим предусматривает строительство за счет местного бюджета домов для переселяющихся семей с очень благоприятными условиями для погашения со стороны переселенцев.

- Это какие-то льготные условия? Каков механизм?

- 15% стоимости дома, предполагается, будет оплачиваться работодателем, 85% из местного бюджета, и первые 5 лет идет полностью льготный период для переселенцев, то есть, никаких платежей с его стороны.

- Пять лет они не платят, но в собственность они могут это приватизировать?

- Да, через пять лет у них возникает право на приватизацию данного жилья.

- Это право предполагает, что они должны заплатить стоимость этого жилья или там какая-то остаточная сумма?

- Через пять лет по остаточной стоимости можно приватизировать дом.

- Это подъемные суммы для людей будут, да?

- Будут предусмотрены ежемесячные арендные платежи. Данные арендные платежи также будут включаться в стоимость погашения стоимости дома. Примерно это порядка 10-20 тысяч тенге в месяц. Вполне доступно.

- Очень часто беспокоит людей сейчас: с преобразованиями и в мире, и в нашей стране происходят изменения важности той или иной профессии в связи с модернизацией и промышленными революциями. Вот вы учитываете как-то, какие профессии будут востребованы в большей степени, в меньшей, а какие может быть уже будут не нужны?

- Действительно, сейчас на рынке труда и во всем мире, и в Казахстане, происходят структурные изменения. Это результат прежде всего технологической модернизации и цифровизации. Мы ожидаем, что в результате цифровизации часть трудовых функций будет автоматизироваться, часть профессий будет исчезать и появятся новые профессии. По консенсус прогнозу различных международных организаций ожидается, что треть всех профессий и функций будет автоматизирована к 2025 году. Порядка 10% ожидается, что полностью исчезнут. Это, в основном, профессии рутинного труда. Большая часть профессий ожидает усложнения. Появятся кроме этого новые профессии, которых ранее не было. Оператор оборудования, которое раньше осуществлялось ручным трудом, да. В сфере 3D принтинга. Для этого, соответственно нужны новые навыки. Нужны компетенции и квалификации. Это предъявляет очень большие требования к системе образования.

- Какой процент населения может этим всем затронуть?

- Мы ожидаем, что к 2025 году численность занятого населения увеличится примерно на миллион человек. При этом вырастет в основном спрос на профессии средней и высокой квалификации. Сократится спрос на профессии более низкой квалификации. И порядка 588 тысяч мы ожидаем профессий, которые будут требовать среднюю высокую квалификацию в Казахстане, будет возникать спрос.

- Вы готовитесь к этому всему?

- У нас имеется система прогнозирования трудовых ресурсов. И в рамках данной системы прогнозирования мы по каждой профессии, по каждой отрасли видим тот спрос, который возможен со стороны работодателей. Соответственно, на основе данной системы прогнозирования будет формироваться образовательный заказ в системе технического профессионального образования, в системе высшего образования. Такую работы по координации мы сейчас проводим с Министерством образования, я думаю, произойдут определенные изменения, которые позволят нам адекватно реагировать на изменения на рынке труда.

- Спасибо большое за подробное интересное интервью и удачи вам в вашей работе!


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Легализация бизнеса: как оформить ИП?

Новые налоги и новые пособия: что изменилось в законах Казахстана

Побег из «матрицы» ЕНПФа – как и где копить свои пенсии

Пенсия в 50: варианты досрочного выхода

Новые декларации: как отчитаться в доходах?

Трудовые книжки: чем электронная лучше бумажной?

Новости партнеров

Сейчас в эфире