Послание президента Казахстана: 6 шагов к росту благосостояния
В последнее время усиливаются процессы мировой политической и экономической трансформации. Мир стремительно меняется. Рушатся казавшиеся незыблемыми устои системы глобальной безопасности и правила международной торговли. В этих условиях ответом на вызовы и залогом успешности государства становится развитие главного богатства – человека.
В своем Послании президент Казахстана Нурсултан Назарбаев отметил, что главным приоритетом дальнейшей работы правительства, госорганов и госкомпаний должен стать рост благосостояния казахстанцев.
I. РОСТ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ
Благополучие казахстанцев зависит в первую очередь от стабильного роста доходов и качества жизни.
Во-первых, поручаю Правительству с 1 января 2019 года повысить минимальную зарплату в 1,5 раза – с 28 до 42 тысяч тенге. Это напрямую коснется 1 миллиона 300 тысяч человек, которые работают во всех отраслях на предприятиях различных форм собственности. Повышение охватит 275 тысяч работников бюджетных организаций, зарплаты которых вырастут в среднем на 35%. На эти цели из республиканского бюджета на 2019–2021 годы нужно выделять 96 миллиардов тенге ежегодно. При этом теперь минимальная зарплата не будет привязана к прожиточному минимуму. Новый размер минимальной заработной платы станет катализатором роста оплаты труда в целом в масштабах всей экономики.
Во-вторых, нужно формировать стабильные источники роста бизнеса, стимулировать частные инвестиции и способствовать свободе рынка. Именно бизнес создает новые рабочие места и обеспечивает большую часть казахстанцев доходами.
ПЕРВОЕ. Еще в 2010 году мы запустили программу «Дорожная карта бизнеса-2020». В рамках своих поездок в регионы я убедился в ее эффективности. Действие программы следует продлить до 2025 года. На ее реализацию необходимо предусмотреть дополнительно не менее 30 миллиардов тенге ежегодно. Это позволит за 3 года дополнительно создать не менее 22 тысяч новых рабочих мест, обеспечит поступление 224 миллиардов тенге налогов и производство продукции на 3 триллиона тенге.
ВТОРОЕ. Необходимо принять решительные меры по развитию конкуренции в экономике и наведению порядка в тарифах на услуги ЖКХ и естественных монополий. Правительству нужно в трехмесячный срок реформировать работу антимонопольного ведомства, значительно усилив функции по защите конкуренции.
ТРЕТЬЕ. Необходимо повысить защиту бизнеса от неправомерного административного давления и угроз уголовного преследования. Поручаю с 1 января 2019 года поднять пороги применения уголовной ответственности по налоговым нарушениям до 50 тысяч МРП с увеличением штрафов. Также нужно реорганизовать Службу экономических расследований, передав ее функции в Комитет финансового мониторинга, основной задачей которого должна стать борьба с теневой экономикой. Чтобы бизнес мог начать работу с чистого листа, поручаю с 1 января 2019 года приступить к проведению налоговой амнистии для МСБ, списав пени и штрафы при условии уплаты основной суммы налога.
ЧЕТВЕРТОЕ. Наша торговая политика должна перестать быть инертной. Поручаю Правительству направить дополнительно 500 миллиардов тенге на поддержку обрабатывающей промышленности и несырьевого экспорта в течение следующих 3 лет. Нацбанку для решения задачи доступного кредитования приоритетных проектов поручаю предоставить долгосрочную тенговую ликвидность в размере не менее 600 миллиардов тенге. Для реализации крупных, прорывных проектов следует рассмотреть вопрос создания Фонда прямых инвестиций в несырьевой сектор, который будет осуществлять свою деятельность на принципе соинвестирования с иностранными инвесторами.
ПЯТОЕ. Нужно в полной мере реализовать потенциал агропромышленного комплекса. Основная задача – увеличить в 2,5 раза производительность труда и экспорт переработанной продукции сельского хозяйства к 2022 году. Нужно выстроить систему массового обучения сельских предпринимателей новым навыкам ведения хозяйства. Поручаю Правительству в ближайшие 3 года на эти цели предусмотреть дополнительно не менее 100 миллиардов тенге ежегодно.
ШЕСТОЕ. Необходимо обеспечить развитие таких направлений «экономики будущего», как альтернативная энергетика, новые материалы, биомедицина, большие данные, интернет вещей, искусственный интеллект, блокчейн и другие. Поручаю Правительству совместно с Назарбаев Университетом по каждому направлению разработать специальные программы с определением конкретных проектов. Одним из них может стать создание на базе университета научно-исследовательского института по разработке технологий искусственного интеллекта.
СЕДЬМОЕ. Нацбанку совместно с Правительством нужно начать системно решать вопросы оздоровления финансового и реального секторов, проведения комплексной антиинфляционной политики. Необходимо также повышать эффективность управления пенсионными активами и ресурсами системы соцстрахования, реально развивать альтернативные финансовые инструменты – рынок ценных бумаг, страхование и так далее.
II. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ
Второй составляющей благополучия является рост уровня жизни.
ПЕРВОЕ. В течение 5 лет необходимо довести расходы на образование, науку и здравоохранение из всех источников до 10% от ВВП. Финансирование нужно направить на реализацию намеченных реформ, которые обеспечат значительное повышение качества обслуживания населения.
ВТОРОЕ. Необходимо кардинально повысить качество дошкольного образования. Акценты в образовании смещаются в сторону модели 4К: развития креативности, критического мышления, коммуникабельности и умения работать в команде. Министерству образования и науки совместно с акиматами в текущем году нужно разработать соответствующую «дорожную карту».
ТРЕТЬЕ. Система и методики обучения Назарбаев интеллектуальных школ должны стать единым стандартом для государственных школ. Это станет завершающим этапом в реформах школьного образования. В целях повышения доступности образования поручаю Правительству предусмотреть в республиканском бюджете на 2019–2021 годы дополнительно 50 миллиардов тенге для регионов, испытывающих наибольший дефицит ученических мест и проблемы с трехсменными и аварийными школами.
ЧЕТВЕРТОЕ. Считаю необходимым разработать и принять в следующем году Закон «О статусе педагога». Он должен предусмотреть все стимулы для учителей и работников дошкольных организаций, сократить нагрузку, оградить от непредвиденных проверок и несвойственных функций.
ПЯТОЕ. Важно развивать партнерство с ведущими университетами мира, привлекая на работу, по опыту Назарбаев Университета, лучших зарубежных топ-менеджеров. Считаю необходимым на базе имеющейся образовательной инфраструктуры создать новый региональный вуз по примеру Назарбаев Университета.
ШЕСТОЕ. Нужно повысить доступность первичной медико-санитарной помощи, особенно на селе. Для стимулирования работников ПМСП поручаю с 1 января 2019 года поэтапно повысить заработную плату на 20% участковым медработникам, внедрившим новые подходы управления заболеваниями. Используя опыт уже созданных кардиологического и нейрохирургического кластеров, в 2019 году нужно приступить к строительству Национального научного онкологического центра в Астане.
СЕДЬМОЕ. Поручаю Правительству и акимам построить не менее 100 физкультурно-оздоровительных комплексов. Также нужно эффективно использовать имеющиеся спортивные сооружения, особенно при школах, обустраивать дворы, парки, скверы для занятий физкультурой.
ВОСЬМОЕ. Со следующего года должен начать работу Комитет по контролю качества и безопасности товаров и услуг. Его деятельность главным образом будет включать экспертизу продуктов питания, лекарственных средств, питьевой воды, детских товаров, медицинских услуг.
III. СОЗДАНИЕ КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ ПРОЖИВАНИЯ
ПЕРВОЕ. Поручаю акимам проработать вопрос частичного субсидирования первоначальных взносов по льготной ипотеке «7-20-25» из местного бюджета. Также нужно увеличить в крупных городах строительство арендного жилья для социально уязвимых слоев населения.
ВТОРОЕ. Поручаю до 1 сентября 2019 года разработать Прогнозную схему территориально-пространственного развития страны до 2030 года, которая станет Новой картой управляемой урбанизации страны. Для реализации практических мер поручаю подготовить прагматичную Программу развития регионов до 2025 года с указанием конкретных мероприятий, проектов и объемов финансирования.
ТРЕТЬЕ. Нужны глубокие и качественные преобразования в работе правоохранительных органов. Поручаю Правительству совместно с Администрацией Президента принять «Дорожную карту по модернизации органов внутренних дел». Старт реформам должен быть дан уже с 1 января 2019 года. Ключевыми параметрами оценки работы полиции должны стать уровень доверия со стороны общества и чувство безопасности у населения.
ЧЕТВЕРТОЕ. Дальнейшая модернизация судебной системы. Должны быть сокращены излишние судебные процедуры, которые приводят к необоснованным затратам времени и ресурсов. Поручаю Верховному Суду совместно с Правительством до конца года выработать соответствующий комплекс мер.
IV. ГОСАППАРАТ, ОРИЕНТИРОВАННЫЙ НА ПОТРЕБНОСТИ ГРАЖДАН
ПЕРВОЕ. Академии госуправления совместно с Назарбаев Университетом необходимо разработать программу «Руководитель новой формации» и спецкурсы переподготовки при назначении на руководящие должности. Важно привлечь профессионалов из частного сектора, имеющих опыт работы в лучших зарубежных компаниях или получивших образование в ведущих университетах мира.
ВТОРОЕ. В это непростое время нужно добиваться максимальной отдачи от каждого выделяемого тенге. Существуют проекты, которые не доводятся до конца или изначально не имеют перспектив. Правительству необходимо принять системные меры по оптимизации затрат и экономии средств, исключая неэффективные и несвоевременные расходы.
ТРЕТЬЕ. Поручаю создать единую информационную базу данных о земельном фонде и объектах недвижимости. В этом вопросе необходимо навести порядок и отдать землю реальным инвесторам! Во-вторых, нужно проработать вопрос повышения персональной дисциплинарной ответственности первых руководителей при совершении коррупционных правонарушений их подчиненными. В то же время честно работающий сотрудник не должен бояться проверяющих.
ЧЕТВЕРТОЕ. Нужно снизить формализм и бюрократию в работе Правительства и всех госорганов. Необходимо предоставить свободу принятия решений министрам и акимам, которые должны брать на себя конкретные обязательства и публично отчитываться за них. Основой для этого должна стать разработанная карта показателей Стратегического плана развития страны до 2025 года.
ПЯТОЕ. Правительство и госорганы должны до конца года разработать конкретные индикаторы и «дорожные карты» с охватом всех указанных вопросов развития, а также своевременно внести все необходимые для запуска реформ законопроекты в Парламент. Для мониторинга и оценки хода реализации реформ и основных стратегических документов поручаю создать в Администрации Президента Национальный офис модернизации с приданием ему необходимых полномочий.
V. ЭФФЕКТИВНАЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
Мы продолжим динамичное сотрудничество с ЕС – нашим крупнейшим торговым и инвестиционным партнером. Развиваются взаимовыгодные двусторонние отношения с государствами СНГ, Турцией, Ираном, странами Арабского Востока и Азии. Принятая на саммите в Актау Конвенция о правовом статусе Каспийского моря открывает новые возможности сотрудничества с прикаспийскими странами. Казахстан достойно завершает свою миссию в Совете Безопасности ООН. Астанинский процесс по Сирии стал практически единственным эффективно работающим форматом переговоров по мирному урегулированию и выходу этой страны из кризиса.
VI. СОПРИЧАСТНОСТЬ КАЖДОГО КАЗАХСТАНЦА ПРОЦЕССАМ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В СТРАНЕ
Предлагаю объявить следующий год Годом молодежи. Необходимо создать широкую платформу социальных лифтов, которая будет включать полный комплекс мер поддержки всех категорий молодежи. Необходимо создать детско-юношеские объединения «Сарбаз», по аналогии с бойскаутским движением, усилить роль военно-патриотического воспитания в школах.
Мы должны приступить к модернизации социальной среды сельских территорий. Этому будет способствовать запуск специального проекта «Ауыл – Ел бесігі». Посредством данного проекта нам предстоит заняться продвижением идеологии труда в регионах.
Благополучие народа и вхождение Казахстана в число 30 развитых стран мира – долгосрочная цель нашего независимого государства. Для нас нет непреодолимых высот, если мы сохраним свое согласие и единство.