ДУМК: межрелигиозный диалог – польза всему миру
Об опасностях, предостерегающих молодежь, о способах влияния на неокрепшие умы и важности ведения межрелигиозного диалога в интервью телеканалу КТК рассказал первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Казахстана, наиб-муфтий Наурызбай кажы Отпенов.
- Наурызбай кажы, спасибо, что Вы нашли время ответить на вопросы наших телезрителей. Итак, очередное историческое событие: Казахстан принимает лидеров мировых религий. Это еще одно свидетельство нашей выдающейся роли в мировом сообществе - роли миротворцев. Мы системно, постоянно призываем к миру и добру. Мы всегда стремимся объединить, несмотря на то, что происходит в мире. Это высочайшее духовное значение нашей страны. Каково, на Ваш взгляд, значение этого съезда лидеров мировых и традиционных религий ?
- Рахмет, бисмилляхи рахмани рахим. В Коране говорится: соревнуйтесь друг с другом в благодеянии, в добрых делах, не помогайте в плохих делах. Мы помогаем всему миру своим хорошим деянием. Не в первый раз, конечно, благодаря нашему президенту столица Астана известна всему миру благими делам. Когда бываем за границей и говорим, что из Астаны, нас сразу узнают по съезду.
- По добрым делам.
- По добрым делам, да. Мы молимся Аллаху, надеемся, что наш съезд помог миру хоть чем-нибудь. Шейх Алиаскар Ахмад говорил: в некоторых странах идет война, на нее расходуются очень большие средства. Для сравнения он привел пятигодовой бюджет Германии. Лучше часть этих средств направить на хорошие дела, например, в Африке помочь – хоть кусок хлеба, водички дать. А они уходят на плохую войну, на плохие дела. Лучше бы эти деньги дали тем людям, которые сейчас нуждаются.
Выступления с трибуны, где высказываются наши гости, слышны на весь мир. Благодаря проведению съезда лидеров мировых традиционных религий Казахстан показывает всему мировому сообществу пример всенародного консенсуса и сплоченности населения. Мы видим, что Казахстан стал одним из первых инициаторов таких съездов. Наша страна имеет огромный опыт в поддержке межконфессиональных и межнациональных отношений. Мы готовы делиться этим опытом.
Единство и межнациональный диалог играют большую роль в установлении мира. Сам пророк, мир ему и благословение, сказал: нет ни одного шага, ни одного благодеяния лучшего и воздояемого, чем шаг, направленный на примирение людей. Часто вражда бывает от ненужных споров, из-за каких-то мелочей. Всевышний, повелевая нам, чтобы мы не спорили, сказал: вы не спорьте, а то ослабитесь и потеряете свою силу, наоборот, проявляйте терпение. Воистину, Аллах вместе с терпеливым. Если к нам придут люди примерять нас, мы должны слушаться их, потому что мы чувствуем ненависть, злобу.
Глава государства проводит съезд мировых традиционных религий, и это дает свои плоды. Это еще раз доказывает, что Казахстан – один из первых продвигает межрелигиозный диалог. От этого будет польза всему народу.
- Вообще наша история – это история призывов к добру, история спасения. Мы исторически помогали, не обращая внимания ни на веру, ни на национальность, испытывая духовную потребность помочь. У нас не было геноцидов, преследований ни за веру, ни за национальность, то, что было у других. Мы своей исторической моделью доказали, что ислам – это мир. Заслужили право представлять свою модель, которая для многих может стать образцом.
В Послании глава государства уделил очень важное внимание нравственной составляющей, чтобы осуществить то, на что будут потрачены огромные средств. Мы можем себе позволить даже в мировой кризис проводить грандиозные программы, но это невозможно без нравственной ответственности чиновников. И вот Вы теперь в новом качестве. Туркестан - это центр не только казахстанского духовного мира, это мировая святыня, ее значение тяжело переоценить. Скажите, пожалуйста, насколько важен наш духовный оплот?
- Перенос административного центра бывшей Южно-Казахстанской области в Туркестан – это историческое решение для всего тюркского мира, думаю, это только начало.Туркестан – один из древнейших городов Казахстана. Как известно, в этом городе есть много исторических достопримечательностей: мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи и Арыстан Баба, заповедник, музей Хазрет султан, гробницы казахских ханов – Есим хана, Аблай хана, Абулхаир хана и других политических, военных, религиозных и иных деятелей, внесших вклад в становление казахской государственности. Расположено множество других исламских достопримечательностей: подземная мечеть Хелвет, музей Жума мечети, музей восточной бани и музей истории города Туркестан, музей археологии и этнографии, музей-мавзолей Рабия Султан Бегим XV века. Бесспорно, Туркестан – духовный центр тюркского мира, обновление всего тюркского мира.
- Наурызбай Кажы, Вы сейчас говорили о духовном обновлении, о духовном возрождении – рухани жаңғыру. Это масштабная, огромная концепция духовного обновления. Как Вы считаете, вот все ли сейчас понимают значение этого духовного, или все-таки, особенно молодежь, сейчас тяготеет больше к материальному?
- Мы видим, что происходит в мире: борьба за умы, попытка повлиять своей идеологией на целые народы, подменить нравственные ценности, изменить традиции, заставить отказаться от веры отцов. На нашей благословенной казахстанской земле никогда не было религиозных конфликтов, мы своей историей доказали, что ислам – это мир. Более 12 веков ислама в нашей степи позволило нашему народу жить мирно и сосуществовать с различными народами и культурами – это гарантия стабильности процветающего будущего нашей страны.
В статье Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» говорится, что у каждого народа, у каждой цивилизации есть святые места, которые носят общенациональный характер, который известнее каждому представителю этого народа. Это одно из оснований духовной традиции. Для Казахстана это особенно важно. Мы – огромная по территории страна с богатой духовной историей. Вопрос в том, чтобы взять национальное сознание воедино вокруг Улытау и мавзолея Ходжа Ахмеда Яссауи, древние памятники Тараза и захоронения Бекет-Ата, древнего комплекса в Восточном Казахстане, сакральные места Семиречья и многие другие места. Все они образуют каркас нашей национальной идентичности. Когда сегодня говорят о воздействия чужих идеологических влияний, мы не должны забывать, что за ними стоят определенные ценности, определенные культурные символы других народов, культурно-географический пояс святынь Казахстан –такая символическая защита, источник гордости, который неизменно несет нас через века. Человек по своей природе имеет склонность к земным благам – это человеческая расположенность к удовольствиям земной жизни. Однако мы помним ограниченность земной жизни. Чтобы заслужить вечное счастье вечной жизни, необходимо умение обуздать наше желание и страсть и не выходить за пределы допустимых границ. Неограниченность желаний и потребностей не приносят человеку счастья, рождают лишь чувство ненасытности и, в конечном счете, приводят к нервозности и беспокойству.
Наш любимый пророк Мухаммед, да благословит его Аллах и приветствует, говорил о неиссякаемости человеческих желаний: даже если у человека будет чаша, до краев наполненная золотом, он захочет вторую. Только смерть сможет насытить его желание. Согласно исламу, человек не должен становиться пленником своих страстей и желаний. Он должен уметь контролировать свои желания, только таким путем он сможет добиться счастья. Надо уметь довольствоваться малым. Если мы научимся контролировать наши желания, мы сможем радоваться.
- Люди фактически превращаются в рабов своих желаний, рабов своих страстей и не могут владеть и управлять даже самим собой. Что сейчас самое опасное для молодежи? Мы в своей истории никогда не превращали религию в инструмент политической борьбы. Мы доказали своей историей , что ислам – это мир. Мы можем предложить свою модель ислама, которая проверена историей как модель миролюбивая, неконфликтная. Но вместе с тем Вы уже затронули эту тему, мы видим, как пытаются переформатировать мышление наших детей, повлиять другими традициями и, как правило, за всем этим стоит не духовность, ею только прикрываются, а расчет, материальное начало. Чем мы можем защитить детей? Как им вообще морочат голову и, в том числе, искажают великую религию?
- Молодежь является наиболее уязвимой на предмет чужого влияния, особенно молодые люди являются беззащитными перед навязчивыми идеологическим атаками со стороны субъектов религиозного экстремизма и терроризма. Нет необходимости убеждать или доказывать кому-то, что только образованная молодежь может обеспечить достойное будущее нашей страны. Великий просветитель Абай Кунанбаев в словах назидания подчеркнул, что человек – дитя своего времени, и, если он плох, в том виноваты его современники. Государству очень важно уделять большое внимание воспитанию молодежи, созданию благоприятных условий.
- Молодежь часто обманывают. Обманывают, прикрываясь святыми вещами, прикрываясь справедливостью, прикрываясь правдой, высокими ценностями. Как этому противостоять?
- Когда мы получили егемендік (суверенность – ред.) к нам приходили религиозные проповедники с разных стран, наших тоже приглашали к себе на бесплатное обучение. И начались тогда вот разные течения.
- С разных сторон влиять начали.
- Набрали среди нас молодых людей от 18 до 25 лет , забрали, бесплатно учили, дали дали стипендию и так далее. Они, учась в разных странах 5 или 10 лет, вернулись к нам совсем другими. Не знали свои традиции, свои корни, своих предков.
- Их научили другим традициям, привили любовь к другим корням, к другим течениям. При этом все делали бесплатно под видом заботы, даже платили стипендию?
- Да, и потом они пришли как будто чужие.
- Они фактически должны отрабатывать потом то, что в них было вложено?
- Да, конечно, они сами-то не знали о том, какую идеологию учили. Они сами дали в результате свои плоды при возвращении на родину. Наша школа – Коран и сунна, это путь пророка. Нас учат абу-ханифическому масхабу. Наши деды, прадеды последовали этому масхабу. Мы продолжаем сейчас. Но некоторые люди, приезжая из-за границы, хотят призывать молодых людей, искажая правильный наш путь. Те, которые не знают, например, достоверность, слепо следуют и заблуждаются. Потом через некоторое время они уже совсем становятся другими. Специально внушают программу: "разрушить единство, мир", обрывают связь поколений с предками. Так они достигают своей цели. Поэтому мы должны держаться крепче наших традиций.
- Священная война, часто употребляют, – это духовная война, борьба со своим навсом*?
- Правильно. Пророк, мир ему, сказал, что самая тяжелая борьба – это борьба с навсом, то есть, с самим собой. Человек должен быть сдержанным, терпеливым, выносливым. Те, кто говорит, что это священная война – ошибочно и обманным путем призывают к войне.
- К убийству фактически.
- Да, конечно, когда мы не знаем, слепо следуем – это тоже большой грех.
В Коране говорится, за спиной говорить сплетни – это тоже грех. Если убить одного человека – это как будто убил весь мир, убил все человечество. Не только убить, даже намереваться сделать это – большой грех. Нам всевышний Аллах дал свободу. Мы сейчас сидим в Хазрет Султан – самой большой мечети в средней Азии, которую построили по инициативе президента. Очень много сюда приходят и молятся иншаллаху. Мы должны делать шукур, должны хвалить всевышнего за то, что он нам дал много мечетей, много медресе. Всем людям, которые хотят молиться всевышнему, открыты двери, созданы условия.
Поэтому, особенно это касается родителей. Ученые ислама говорят: первая школа человека – мама. С молоком матери нас учат, как правильно вести себя, что плохо, что хорошо, с этого и начинается учение человека. Мы должны давать духовные знания, уважать старших.
В Коране говорится, что Аллах нам дал своих жен и своих детей порадовать нас, мы должны их воспитать. Отец несет ответственность перед всевышним Аллахом за свою семью.
- Не за материальное благополучие, получается, а за духовное.
- Конечно. Человек может быть богатым или бедным, он несет ответственность перед Аллахом, что всевышний Аллах нам велел делать, что предостерегал не делать. Мы будем перед всевышним Аллахом отвечать.
- Детям сейчас внушают, что материальное – это самое важное: вот чтобы у тебя был телефон хороший, нужно, чтобы у тебя были какие-то другие материальные блага. Нужно, чтобы ты был непременно богатым, но при этом не внушают, что человек должен быть добрым, справедливым. То есть, то нравственное начало почему-то не насаждается детям. Вот что Вы могли бы сказать? Что в жизни важное? Новый сотовый телефон? Или есть куда более важные вещи?
- Да, сейчас материальное поглотило духовное. Раньше у нас была духовность большая. Хоть жили не слишком достаточно, но с духовностью.
- Мы спасли столько народов, их традиции, культуру, религию. В 1930-ые, 1940-ые годы очень плохо жили. Самим есть нечего было – голод, холод, нищета. Но зато делились со всеми. И не различали ни по национальности, ни по религии, просто были движимы духовной потребностью спасать, помогать.
- Сейчас, когда мы воспитываем детей, мы думаем и даже подсказываем им, кем будешь ты.
- Установки даем.
- Ты будешь акимом или министром.
- Подсказываем должность, статус.
- Подсказываем не духовность, а материальность детям. То есть, наши дети потом к этому и стремятся.
- Не в космос, а на должность.
- Мы должны говорить своим детям: ты будешь чистым, честным, добрым, духовным.
- Вот хотят быть таким, как Абай допустим? Или лучше таким, как аким какой-нибудь? Хотят написать слова назидания, чтобы потом потомки изучали это?
- К сожалению, и родители, и наши дети сейчас стремятся стать богатыми, знаменитыми и так далее. Да, Вы правильно говорите, мы должны стараться быть как Абай, как Кунанбай, как Шакарим. Наши предки-ученые, вот Кожа Ахмет Яссауи. Он кем был? Кожа Ахмет Яссауи не был ни министром, ни акимом, ни бизнесменом. Он был просто богословом. Он обычным человеком был, хотя, его уважает сейчас полмира.
- Ведь помнят как раз его, а не того, кто был тогда богатым. Помнят того, кто духовно был богатым, в ком бога много было.
- Асак Темир построил мавзолей для Ходжа Ахмеда Яссауи, уважая его, его духовность,егохнания, которые он дал многим народам. До сих пор некоторые молодые люди хотят быть как просветитель Ходжа Ахмед Яссауи. Он был добрым человеком.
- Нравственный образец. Скажите, пожалуйста, вот сейчас в туркестанские святыни больше посещаемость?
-В городе Туркестане много мечетей, приходят прихожане, в основном молодые. Я туда назначил представителей муфтията. Сейчас мы тоже с молодыми людьми работаем. Очень хорошие люди, которые действительно чистые, хотят делать добро.
- По духовному пути идти.
- По духовному. Предложили разные свои проекты, чтобы помочь людям, народам, чтобы было у нас в будущем светло и хорошо.
- Мы, к сожалению, видим довольно часто, как молодые люди на высоких должностях потом становятся коррупционерами? В чем причина? Недостаток культуры, воспитания, непонимания, что он на высокой должности несет ответственность? Он поставлен, чтобы приносить пользу людям?
- Когда человек верит в Аллаха, он не будет плохие дела делать. Всевышний Аллах нам дал жизнь. Эта жизнь испытание. Всевышний Аллах нам дает помощь, дает нам право, что можем мы делать, что не можем мы делать.
- То есть должность – это испытание.
- Это наше государство, наша родина, мы должны служить родине. Завтра будет спрос перед всевышним Аллахом за все поступки, которые мы совершали за свою жизнь. Если кому-нибудь Аллах дал должность, чтобы делать добро, а он использует это место для корыстных дел – это будет очень большой грех.
- Не только преступление юридическое, но это еще и нравственное преступление перед всевышним.
- Когда человек думает, что никто об этом не знает, что это забудется потом, он сильно ошибается. В Коране говорится, что у нас на плечах ангелы сидят, они пишут в книге судного дня. Каждый человек будет читать о своих делах, которые он совершал в этом мире. Если он занимался коррупцией, то он будет свои грешные дела читать в этой книге.
- И за все отвечать.
- За все будет отвечать. Расскажу по этому поводу хадис пророка Мухаммеда, да благословит его Аллах и приветствует. Есть хадис о взятке, в котором он говорит, что Аллах всевышний не любит того человека, который дает взятку, и того, кто берет взятку. И человека, который становится посредником между ними. Такие люди заслуживают проклятия всевышнего. Один из сахабов спросил: почему посредник тоже проклинается? Пророк ответил: он был посредником между двумя людьми, поэтому несет ответственность перед всевышним. Люди хотят быстрее обогатиться, но, к сожалению, многие не знают меры. В XV веке жил выдающийся мыслитель, религиозный философ Имам Газали. У пророка есть хадис, что каждое наше деяние исходит от намерения. Вот Имам Газали говорил: до намерения есть три этапа: первый – мысль. Мысль двигает желание, желание двигает решительность, а решительность двигает к намерению. Стало быть, у человека должна быть хорошая мысль, и на этапе решительности он должен все взвесить, потом только принимать решение. Человек за все несет ответственность. И он должен думать об этом. Аллах всевышний дал нам определенное время жизни, чтобы мы жили по правилам человеческим, по правилам религиозным, по правилам общества. Мы должны любить друг друга, мы все равны перед богом, несмотря на наше богатство, на должности, достижения. И когда человек принимает это всем своим сердцем, всей душой, у него будет спокойствие. Всевышний Аллах создал человека, наделив его как хорошими, так и негативными качествами. И когда, проявив волю, старание, усилия, человек может подавить в себе негатив и стать выше всего этого, то достигает довольствия всевышнего и милости творца.
Мы не должны ни миг, ни секунду думать, что Аллах нас не видит. Аллах везде нас видит и слышит, все наши деяния. Мы должны верить в Аллаха и следовать Корану, тогда мы будем счастливыми в этой и в той жизни. Вот наш президент старается много чего делать для своего народа, помогает. У нас среднее образование бесплатное, ежегодно строится много школ, университетов, много грантов выделяется. Слава всевышнему Аллаху, улучшается жизнь в нашей стране, в сравнении с другими. Мы же когда-то жили совсем плохо. Сейчас хорошо у нас; конечно, есть трудности, но надо немножко потерпеть, делать дуа, попросить всевышнего Аллаха, это все, иншалла, пройдет. Трудность не измеряется материальным, это испытание. Человек иногда в достатке, иногда в недостатке, самое главное, человек должен быть духовно богатым.
- Бывает, что вроде человек и богатый, но несчастный.
- Говорят, богатые тоже плачут. Человек если в будущее верит, всевышнему, то он счастливый человек. Нас всевышний Аллах испытывает – дает богатство, должность или отбирает их болезнями и так далее, это испытание, просто надо немножко потерпеть, молиться, иншаллах, все это пройдет.
-Спасибо за интересную беседу.
Для справки:
Борьба с навсом – борьба с самим собой, со своими желаниями, со своей страстью, искушением, эго.