{metadescription}
Как работают платные дороги в Казахстане

Как работают платные дороги в Казахстане

Какие трассы сдадут в этом году? Какие построят? Какие дороги уже платные? Будут ли дешевые авиарейсы на наши курорты? Кому помогут с первоначальным взносом по ипотеке 7-20-25? Ответы – в эксклюзивном интервью Жениса Касымбека.

Министр индустрии и инфраструктурного развития Женис Касымбек в интервью Артуру Платонову рассказал о реализации программ «Нурлы жер» и «Нурлы жол».

- Женис Махмудович, это наша первая встреча после трансформации ведомства. Сегодня хотелось бы поговорить о том, какие деньги затрачивает государство на дальнейший рост благосостояния людей, какие программы на какой стадии реализации, сколько чего выстроено. Скажите, пожалуйста, на какой стадии реализация крупнейшие наши программы? 

- В прошлом году мы построили рекордные объемы жилья – 12,5 миллионов квадратных метров. Это более 100 тысяч жилищ, примерно 35% из них составляет индивидуальное жилье, остальное – многоквартирные дома. Больше ста тысяч семей улучшили свои жилищные условия. Это большой показатель. Глава государства обозначил такую задачу: к 2030 году обеспечить жильем каждого гражданина Казахстана площадью не менее 30-ти квадратных метров на человека. Сегодня это примерно 21,5 квадратных метров. Исходя из этой задачи, ежегодный рост жилищного строительства должен быть в районе 7-8%. Эти темпы мы выдерживаем.

В рамках программы «Нурлы жер» есть ряд инструментов через Жилстройсбербанк, где мы предоставляем удешевленную ипотеку, удешевленные кредиты для приобретения жилья, ряд различных продуктов с различным сроком погашения, первоначальным взносом, ставкой. Вкладчиками Жилстройсбербанка являются более миллиона человек, это говорит о том, что программа востребована, и население активно идет в эту программу. Кроме того, мы реализуем программу по арендному жилью без права выкупа. 

Работает новая программа «7-20-25». Сейчас Нацбанк вносит предложения совместно с министерством по дополнительным мерам стимулирования для вкладчиков по этой программе. Мы сейчас законодательно вносим изменения в части предоставления местными исполнительными органами жилищного сертификата для снижения размера первоначального взноса. Предусматриваются два варианта – возвратные деньги, которые выдаются беспроцентно и впоследствии возвращаются в бюджет акимата, и безвозвратные жилищные сертификаты. Количество сертификатов определяет сам акимат в зависимости от своего бюджета. В целом, строительная отрасль сегодня справляется с теми задачами, которые ставит глава государства по объемам строительства. 

- Насколько мы обеспечены своими строительными материалами? 

- При жилищном строительстве мы способны на сегодня спокойно дойти до свыше 80% казахстанского содержания. Мы производим практически любой строительный материал в Казахстане. Раньше были вопросы по фаянсу, кафелю и так далее, сегодня это все производится. 

- Женис Махмудович, строим, безусловно, много, но часто возникают вопросы по качеству. Каков механизм контроля, гарантии и что делать, если полученная квартира не устраивает?

- У нас высокие требования по нормативам. Сегодня мы параллельно переходим на евростандарт, который также очень жестко регламентирует вопросы качества. В случае выявления дефектов или каких-то проблем предусмотрена ответственность вплоть до уголовной. Любое здание, сооружение рассчитано на срок службы не менее 50-60 лет. Есть межремонтные сроки 5-7 лет, в которые здания должны ремонтироваться, в этом случае здание будет служить (столько лет – ред.).
 
- Мы тратим огромные деньги на реализацию программы «Нурлы жол». Сколько за последнее время выстроено дорог, сколько железных дорог и каков мультипликативный эффект от этих вложений? 

- Начиная с 2000 года, реконструировано, построено и отремонтировано более 12 тысяч дорог. Если брать за период работы «Нурлы жол», с 2015 года реконструировано и построено более 2,5 тысяч километров дорог республиканского значения. Сегодня охват ремонтными работами республиканской сети дорог почти 4,4 тысячи километра, это беспрецедентные объемы работ. В предыдущие годы максимальные объемы единовременных работ составляли примерно 2,5 тысячи километров. Ежегодно сдается 550 километров. В прошлом году сдали участки из Уральска в направлении Саратова, Самары, были сданы участки между Семеем, Павлодаром, Астаной и Темиртау, участок в Мангистауской области Бейнеу – Шетпе. На этот год мы планируем полностью завершить участок до Павлодара.

- Тоже возникают вопросы как по качеству, по различным условиям тендеров.

- Качество – это основной критерий, мы не раз говорили, что при реализации проектов за счет займов или бюджета подрядная компания несет гарантийную ответственность. Есть нескольких видов гарантии. Первая – банковская гарантия. По истечению срока завершения строительства, например, по займам от 2 до 3 лет, гарантийные взносы в банках сохраняются дальше. Если компания отказывается устранять дефекты, мы имеем право отозвать эту гарантию и за счет этих средств привести в порядок дорогу. По проектам, которые реализуются за счет бюджета, также установлены гарантийные периоды, в случае выявлений дефектов и отказа подрядчиков от исправления этих дефектов мы имеем право за счет банковских гарантий исправить состояние дороги и эти гарантийные сроки там выше, чем по займам, до пяти лет. 

Были прецеденты, когда подрядная организация сама выявила дефекты и ее инженеры, например, на участке дороги Шымкент – Туркестан. Его строила крупная иностранная компания, естественно, в прессе вышла бы информация, что эта компания не качественно строит. Для нее ее репутация, стоимость ее акций на бирже очень важны, поэтому она сама выявила, сама исправила за счет своих средств этот участок дороги.

- На какой стадии большая кольцевая автодорога в Алматы? 

- Кольцевая дорога вокруг Алматы – это знаковый для нас проект, который реализуется по принципу государственно-частного партнерства. Она соединяет транспортные артерии с северо-запада до северо-востока. Порядка ста различных инженерных сооружений будет на этом участке. Дорога будет шести, местами восьмиполосная. В будущем это будет платная дорога. Мы начали строительные работы в мае прошлого года, мобилизация активная идет, земляные работы участками начаты. Пиковые работы будут именно в 2019-2020 годах. Срок строительства – 4 года, но мы ориентируемся, что в течение 3,5 лет завершим. Консорциум солидный: две турецкие и две южнокорейские компании, четыре компании, имеющие большой опыт в дорожном строительстве. 

- Предусмотрено ли параллельно строительство туристического кластера?

- Сегодня мы реализуем проект в направлении из Талдыкоргана на Ушарал, из Ушарала в направлении Акчи, это Алаколь. Параллельно от Ушарала будет строиться дорога в Восточный Казахстан, это Аягоз, Уржар, в направлении Калбатау. То есть мы и со стороны Семея и Усть-Каменогорска подойдем к Алаколю хорошей дорогой, и со стороны Алматы и Талдыкоргана. С прошлого года мы субсидируем авиационные рейсы в направлении Уржара и Ушарала. Рейсы очень востребованы, мы планируем в этом году эту работу усилить, выделить дополнительное финансирование на субсидирование рейсов.

Такие же проекты есть и по другим туристическим точкам, в Мангитауской области совместно с акиматом строим дорогу в направлении подземной мечети Бекет-Ата, построили в прошлом дорогу и ряд других проектов году в направлении Курыка. В рамках субсидирования авиационных маршрутов приоритетом является Кокшетау, мы сегодня и с южных регионов, и с западных регионов хотим дать дополнительные субсидии на авиационные перевозки. 

- Часто говорят: хорошо бы, если бы строили шестиполосные дороги с разделительной частью, чтобы значительно снизить аварийность. Сколько это будет стоить? 

- Мы вводим платность только на тех участках, где у нас сегодня первая категория дорог. Это значительно снижает вообще любые транспортно-дорожные происшествия. Даже при том, что ДТП случаются, смертельных исходов намного меньше. Введена платность на участке Астана – Темиртау, Алмата – Капчагай и Алматы – Хоргос. 

Тариф для легкового автомобиля будет такой же, как на трассе Астана – Бурабай: 1 тенге за километр. Для коммерческого транспорта в зависимости от нагрузки, которая идет на покрытие, будет цена другая, но она гораздо ниже, чем в Европе, России и Китае. Абонемент стоит в районе 1000 тенге в год при условии, что машина зарегистрирована в том населенном пункте, который находится вдоль этой дороги. Если вы фактически живете вдоль этой дороги, а машина зарегистрирована в Астане, естественно, вы будете за каждый проезд платить.

- В связи с преобразованиями в вашем ведомстве как сейчас приоритеты распределяются и что основным стало? 

- Мы имеем большие планы по переходу на индустриализацию 4.0, мы имеем конкретные планы по системообразующим предприятиям по реализации проектов цифровизации, со всеми системообразующими предприятиями у нас есть подписанные меморандумы, где есть взаимные обязательства по реализации цифровых проектов. В целом мы должны в ближайшие годы только по системообразующим предприятиям реализовать 14 крупных проектов – это умные рудники, умный карьер, такие же проекты есть по машиностроению. В целом по Казахстану порядка 400 новых проектов будет реализовано на существующих и в абсолютно новых предприятиях. 

- Спасибо большое, Женис Махмудович, за подробное интервью и удачи вам в вашей работе!
 
 

Вчера

Новости партнеров

Сейчас в эфире