Почему каждый казахстанец проедает половину своей зарплаты?
В Казахстане медленнее всех в мире растут минимальные зарплаты. Такие данные приводят аналитики сайта picodi.com. В антилидерах мы и по другому показателю – тратам на продукты.
Оказалось, что почти 60% заработанного мы оставляем на рынках и в супермаркетах. Тогда как в Бельгии или Канаде, например, на это тратят лишь 11% бюджета.
Наши экономисты не верят этим цифрам, но подтверждают: цены на продукты действительно выросли. Курс на повышение они взяли еще в 2019-м. И Новый год страна предсказуемо встретила с новыми ценниками. За первую неделю января подорожали сразу 19 социально значимых продуктов.
Макароны и творог прибавили 0,6%. Почти на столько же выросли сливочное масло, лук, картофель и морковь. Заметнее всего взлетели гречка и яйца – цена на них особенно шокировала жителей Петропавловска. В городе, где работают пять птицефабрик, десяток стоит 400 тенге!
Александр Прядко, директор птицеводческой фабрики:
– Цена на яйцо должна была вырасти еще в прошлом году, когда выросла цена на зерно. Зерно составляет до 70% рациона питания птицы. И если мы раньше брали зерно по 35-40, то на данный момент уже до 75-80 цена доходила.
Тратить больше сейчас приходится во всех городах. В столице, например, цена на гречку доходит до 350 тенге за килограмм.
Некоторые продукты подорожали настолько, что даже пришлось распечатать стабилизационный фонд. Например, в столичном хранилище на черный день есть 7000 тонн товаров.
Руслан Идрисов, руководитель отдела управления по инвестициям и развитию предпринимательства г. Нур-Султана:
– На сегодняшний день есть гречка, которая на сегодняшний день тоже растет. В стабфонде она продается по 190 тенге. Вы видите, разница реальная. В стабфонде есть также рис, он тоже немного подрос, СПК тоже его реализует намного ниже. Также имеются сахар, мука первого сорта.
При этом снижения цен ждать не стоит. У экспертов традиционно печальные прогнозы. По казахстанским потребителям ударит еще и ближневосточный кризис.
Галымгазы Айтказин, ведущий аналитик Центра исследований прикладной экономики:
– Ожидается, что курс тенге также будет ослабевать в связи с недавними политическими макроэкономическими процессами на Ближнем Востоке. Мы еще ожидаем, что цены будут расти.
Что не менее важно – в Казахстане слабо развито собственное производство. Продукт могут производить у нас, но из зарубежных компонентов или на зарубежном оборудовании, которые покупают не за тенге.
Петр Своик, экономист:
– Мы большую часть того, что производим, отправляем за границу, а большую часть того, что потребляем, покупаем за границей. Чтобы преодолеть импортозависимость, надо развивать внутреннее производство. А чтобы его развивать, ну во-первых, надо иметь соответствующий инвестиционный и кредитный потенциал.
В Казахстане на продукты тратят больше половины минимальной зарплаты. Таковы данные аналитиков ресурса picodi.com. Они представили рейтинг роста минимального оклада за год в 54 странах. Наша в этом списке оказалась на последнем месте. Казахстанские экономисты иллюзий по поводу обеспеченности граждан не питают, но с такими цифрами не согласны.
Меруерт Махмутова, экономист Public Policy Research Center:
– Они считают, что это самый низкий рост в мире, но при этом они берут отдельную выборку – 54 страны. Но в мире около 200 стран. Средняя зарплата по экономике позволяет сравнивать разные страны. А минимальная заработная плата – это каждая страна исходит из своих собственных потребностей. Она у нас имеет такой вот ориентировочный характер для расчета социальных выплат.
Те, кто получает социальные выплаты, похоже, в первую очередь окажутся на вынужденной диете. Ведь год только начался. И судя по всему, одной сменой ценников дело не ограничится.
По материалам программы «Большие новости».