Эльмира Джамилова: КТК сегодня больше, чем просто эфирный телеканал
Новый телевизионный сезон канал КТК открыл в обновленном здании аппаратно-студийного комплекса, расположенного на углу улиц Тимирязева и Желтоксан. Канал занял несколько этажей старейшего телевизионного центра. И теперь транслирует свой главный продукт – вечерние «Новости» – из самой большой студии в Казахстане.
Как развивается телеканал и какие итоги подводит накануне своего 30-летия, какие еще изменения увидят в эфире зрители? Об этом рассказала генеральный директор канала Эльмира Джамилова.
–КТК – один из первых частных каналов в стране. И практически все годы своего существования на телевизионном рынке страны уверенно занимает лидерские позиции. Какую трансформацию прошел канал за все годы и как вы подытожите этот 30-летний цикл?
– КТК, пожалуй, не один из первых, а на самом деле первый частный канал в Казахстане. И если говорить о его трансформации, то нужно вспомнить, каким он был в свои первые дни. Не так давно мы сделали и показали документальный фильм «90-е: Забытые пленки», и в нем первые журналисты информационной программы КТК вспоминали, что главным отличием канала была неформальность–совершенно новые для того времени коммуникация с аудиторией, взгляд на события, язык. Информацию преподносили доступным языком, стендапам журналистов были свойственны совершенно фантастическая в то время доверительная интонация и прямые обращения к своему зрителю.
Конечно, при этом соблюдались определенные индустриальные законы. И этот выбранный отцами-основателями канала путь развития – повернуться к постсоветскому человеку лицом и сделать его главным героем своих программ, сюжетов, репортажей –совершенно правильно был определен. Понятное дело, что в те первые годы эфирные продукты канала рождались спонтанно, отличались субъективизмом, определенной безапелляционностью и часто держались только на харизме и таланте их авторов. Я уж не говорю о техническом уровне, оно было соответствующим своему времени. Но вот эти искренность и неформальность, которые были характерны для раннего КТК, их, собственно, больше нигде в медиа долгое время не наблюдалось.
И этот свой основной генетический код – «народного телевидения» – мы постарались сохранить. Когда 12 лет назад пришла наша команда, мы постарались его переосмыслить и пересадить на другую почву –более маркетингово выверенную, более осознанную и более эффективную с точки зрения бизнеса. Ведь у негосударственного канала есть лишь один источник доходов – рекламные бюджеты, и с этой точки зрения КТК – реально одно из весьма немногих само окупаемых СМИ в стране.
За эти 30 лет изменилось многое: изменилась страна, люди, пришли новые поколения, новейшие технологии – все это просто революционно изменило медиапотребление как таковое. Не изменилось одно:простой, обычный человек (критерии его характеристик весьма широки) остался главным героем телепрограмм КТК. Вот в этом, пожалуй, наше принципиальное отличие. Нас можно ругать за стиль, тон и формат. Но для нас важно, что люди – со своими проблемами, неустроенностью, болью и опытом преодоления – в центре наших сюжетов, и только настоящие человеческие истории можно увидеть в ток-шоу «Астарлы ақиқат» и репортажах «Дау-дамайсыз».
– Вы отметили, что и телесмотрение за эти годы поменялось, но канал не особо меняется. Ждать ли от КТК изменений в программной сетке? Будете ли вы менять направление, отходить от жесткого контента и закупать развлекательные продукты? И чего ждать от нового сезона?
– Важно понимать ключевую вещь: эфирное телевидение – это массовый канал коммуникации. Это телевидение для всех, для самой широкой аудитории. КТК–не нишевый канал, канал не о бизнесе, культуре или спорте. КТК– канал для всех. Отсюда и происходит некоторый «универсальный подход» к выбору жанров и тематики.
Новости – это наше все, это наш контенто образующий продукт. Еще один важный жанр – сериалы, они составляют более 60% нашей сетки вещания. Конечно, мы бы хотели показывать сериалы исключительно собственного производства, мы умеем делать их востребованными нашей аудиторией. Но, к сожалению, для казахстанского телерынка в целом, как и для КТК в частности, производить собственные сериалы все еще значительно дороже, чем покупать права на показ иностранных.Поэтому закупной продукт является важной составляющей нашей сетки. Лучшие российские, зачастую новейшие, сериалы транслируются на русском языке, премьеры самых рейтинговых на родине турецких и узбекских мелодрам – на государственном языке с русскими субтитрами.
Успех любого крупного эфирного телеканала –в цельной маркетинговой программной сетке, где ювелирно соблюден баланс собственного и закупного продукта, грамотно определены языковые таймслоты с учетом регулируемых законом норм, контр-программинга с конкурентами, миграции аудитории и еще дюжины факторов. Проще говоря, наш закупной продукт созвучен с нашим собственным контентом, они усиливают друг друга, и мы удовлетворяем ожидания ядра нашей аудитории.
Мы не ударяемся в показы не форматных авантюрных комедий, полукустарных StandUp-шоу или провокативных реалити на «поженительную» тему. Да, и у нас бывали эксперименты, но наше, так сказать, конкурентное преимущество в том, что после первых же «пощечин» ухода аудитории мы быстро реагируем. Аудитория очень не любит, когда ей подают блюдо, которого она не ждала. Тем более что у нас есть системная «обратная связь», она же – показатель востребованности любого телевизионного канала в мире – это рейтинг, доля и ряд других медиаметрических показателей, определяющих, кстати, и нашу эффективность с точки зрения бизнеса.
– Устраивают ли вас сейчас ваши рейтинговые показатели? И какие цели вы ставите себе дальше?
– Мы, в принципе, уже много лет занимаем на рынке устойчивую вторую позицию после Первого канала «Евразия». И надо отметить, что за последний год все чаще «наступаем им на пятки».
Сейчас телесмотрение становится все более казахоязычным. Процент казахоязычной аудитории увеличивается с каждым годом,сегодня это более 70% аудитории. И это закономерный фактор, отражающий происходящие социально-демографические процессы. Но когда мы говорим о продукте для казахоязычной (или другой) аудитории, мы же не только язык имеем в виду, но и менталитет, систему ценностей, особенности медиапотребления и еще массу аспектов. И если все это не учитывать как в создании контента, так и в его планировании, то успеха не будет. Мы реагируем на эти тенденции и идем за своей аудиторией.
И кстати, продолжая тему о языке медиапотребления, хочу отметить, что в сериалах, например, главенствующая роль остается все же за Историей. Например, суперуспешные показатели как эфирного показа, так и на YouTube наших двух коротких сериальных линеек 2019 года обязаны прежде всего сильной истории в каждом из сериалов. Например, история про школьный буллинг.
Она была абсолютно уникальной, у нас в стране еще никто не рассказывал про это так реалистично и проникновенно. Конечно, истории могут быть и заимствованными. И это нормальная индустриальная практика, когда покупают сюжеты корейских, американских или скандинавских сериалов. Но они должны быть грамотно адаптированы к местной почве. И здесь как раз таки неоценим опыт наших продюсеров в создании «фирменных КТКовских» документальных, публицистических циклов на самые разные темы, их понимание особенностей нашего социума, знание специфичных, подчас болезненных, нюансов социальной проблематики и т.д. Чтобы «киношная Вселенная» героев и событий сериала была узнаваема до деталей. Чтобы зритель видел, что это наши люди, это наши обстоятельства, это наши школы и наши туалеты, простите…
В этом сезоне мы также представим несколько коротких сериалов. Особенно хотелось бы отметить криминальную драму «Дурь». У наших продюсеров уже был очень значимый опыт в создании истории жанра экшн в сериале «Красный уровень», и это очень помогает сейчас. «Дурь» – не только и не столько «о буднях заблудших в наркотическом забытьи», это будет попыткой рассказать многослойную историю о человеческих слабостях, об одиночестве и боли утраты, о предательстве и нравственном выборе – в реалистичных декорациях посткарантинного Алматы.
Один из наших топовых продуктов – проект в жанре документальной реконструкции «Было дело». В новых сериях мы расскажем о громких преступлениях, совершенных в Казахстане в 90-е годы. Все события, тайны расследований и поисков преступников комментируют ветераны – сотрудники уголовного розыска и следователи прокуратуры. Каждая серия документально-постановочной ленты посвящена не только определенному уголовному делу, но и приметам ушедшей эпохи.
–Пандемия коронавируса оказала существенное влияние на телевизионную индустрию во всем мире, прекращая или задерживая производство телевизионных программ, что, как следствие, отрицательно сказалось на доходах и трудоустройстве. Как вы пережили это время, оставаясь в постоянном производственном процессе?
–Коронавирус нас научил и до сих пор учит многому, прежде всего эффективности. И кстати, учит не только медиарынок, а вообще бизнес в целом.
Во время карантина весь наш производственный блок работу не прекращал (на ТВ это невозможно в принципе). Но многие сотрудники, проживающие за пределами города, просто физически не могли попасть на работу. И тогда нам пришлось серьезно перекраивать производственные процессы, графики и т.д. На том участке, где обычно работают, условно говоря, четыре человека, стал работать один. Это, конечно, ненормальность, но эта временная ненормальность привела нас к повышению собственной эффективности, научила быть еще более маневренными и динамичными.
Но самое главное – мы еще больше укрепились во мнении, что наша аудитория на фоне этой «новой реальности» остро нуждается в собственном локальном контенте. Об этом говорят и взлетевшие вверх рейтинги наших новостей, и показатели ток-шоу «Астарлы ақиқат», которое в этот период перешло в режим прямого эфира.
В этот период наша информационная команда выкладывалась на все 200%. Новостной эфир изменился. Визуально, контентно, стилистически. Прямые включения, переклички репортеров с мест, срочные новости минута в минуту. И конечно, эксклюзивы. Первые казахстанцы с коронавирусом раньше всех появились в эфире КТК. Репортеры КТК были там, куда обычный человек никогда бы не попал – ни по желанию, ни по принуждению. Блокпосты, зараженные дома, лаборатории, больницы. Благодаря современным гаджетам и технологиям наши зрители превратились в наших мобильных репортеров. Так мы смогли охватить практически весь мир, показывая, как борются с пандемией в Китае, Иране, Австрии, Италии, Швейцарии и других странах.
Во время пандемии зрители КТК превратились в мобильных репортеров. Рейтинги новостей КТК за этот период выросли в 2,5 раза. По итогам апреля в топ-10 самых популярных программ страны сразу пять позиций заняли «Новости» КТК (конкуренты с новостями – две строчки). По итогам июня в топ-10 три позиции у «Новостей» КТК, и все – первые. И в этом месяце ни одна информационная программа, кроме «Новостей» КТК, не вошла в топ-10 самых рейтинговых проектов Казахстана. В июле в топ-10 пять строчек у «Новостей» КТК (1-е, 2-е, 3-е, 5-е, 6-е места), и снова ни один выпуск новостей других каналов не вошел в список самых популярных у телезрителей.
С другой стороны, пандемия совпала с экономическим кризисом.Потребительская офлайн-активность была почти на нуле, рекламный рынок – растерян и дезориентирован, прогнозы по бюджету –удручающими. И это тоже обязывало нас ко многим изменениям, связанным с оптимизацией процессов, ресурсов... Параллельно на это наслоился наш переезд в АСК-2, за которым также последовала серьезная «перезагрузка».
– КТК сейчас активно развивает digital-направление, для этого даже создан отдельный департамент. То есть ваш сайт и другие интернет-платформы не просто способ продвижения эфирного контента, а самостоятельный продукт?
–Да, это так, и по-другому быть не может. Возможно, мы даже опоздали с активизацией этого направления. Сейчас все мы находимся в самом начале невероятных трансформаций. Классическое телевидение на наших глазах начнет исчезать в традиционной технологической форме распространения сигнала, но телевидение как производитель профессионального контента будет в авангарде, ведь его потребление будет только увеличиваться.
У нас есть четкое понимание, что сегодня мы прежде всего создатели контента. Контента качественного и востребованного (производителей «мертвого» и никому не интересного контента и так легионы). А мы – профессиональная команда, имеющая высокий конкурентный потенциал и огромный, совершенно разноплановый опыт.В портфолио наших продюсеров и авторов есть немало кейсов, которыми можно гордиться. Из них можно выделить социальные ролики, привлекшие огромную аудиторию в сети и удостоившиеся высоких наград (включая Гран-при) на международных индустриальных фестивалях. Это «Той жыры-2, или Сумасшедшая казахская свадьба», ролик «Дочь» из цикла «Смыслы», короткометражки проекта «Один народ. Одна страна. Одна судьба», ролик «25 лет Независимости за 3 минуты» и другие.Также мы очень ценим свой опыт создания уникальных мультимедийных проектов, и в особенности портала Shoqan.kz– цифровой энциклопедии жизни и трудов великого казахского ученого. Продолжением этой работы в смысле масштабности, скрупулезности и, конечно, высокой востребованности аудиторией можно считать наш новый интереснейший мультимедийный проект «Мифы древних номадов». Форматы профессиональной(и ключевое – смотрибельной) теледокументалистики мы освоили давно – от громких журналистских расследований канала в разные годы до уже упоминавшегося мной документального фильма «90-е. Забытые пленки».
Именно поэтому мы не преследуем цели в интернете только лишь увеличить охват и рассказать о телеэфире, хотя сегодня наша совокупная интернет-аудитория составляет около 4 миллионов человек. Для нас важно, чтобы наш зритель мог получать наш контент там, где ему это удобно и когда ему это удобно. Телесмотрение в том традиционном виде, к которому привыкали десятилетиями,сильно изменилось –бежать к телевизору в обозначенное время значительная часть современной аудитории уже не станет. Да, мы предлагаем в онлайне продукты на основе эфира, что-то перерабатываем. Но также формируем новостную ленту для соцсетей, которая может быть отлична от эфира. Создаем собственные материалы только для сети. Это онлайн-трансляции, прямые репортажи с места событий, интервью и другие формы.
Мы входим в более тесную и качественно иную коммуникацию с аудиторией. Предлагаем опросы, тестируем разные модели интерактива. К примеру, те же опросы мы интегрируем в эфирный контент – в новостной. То есть мы получаем порядка 4-5 тысяч реакций, ответов из соцсетей, а это данные, с которыми можно работать.
Кроме того, мы ведем работу по доставке контента по разным направлениям, сейчас, например, с онлайн-кинотеатрами, которые работают по подписке. Мы заинтересованы в предложении своего контента на всех платформах, где есть зритель. И мы сейчас на пути к тому, чтобы быть гораздо большим, чем просто крупный эфирный телеканал, и это вдохновляет.