В этом году беспрецедентный для республики «урожай» собрали правоохранительные и надзорные органы
В этом году рекорды били не только фермеры, беспрецедентный для республики «урожай» собрали правоохранительные и надзорные органы. К этой минуте не осталось, пожалуй, ни одного ведомства, где бы внезапно ни опустели кабинеты, а вместо секретарей с папками ни появились бы люди в штатском, которые эти папки изымали и составляли протоколы. Граждане страны сначала приняли происходящее за показательную акцию, но когда количество арестов в Казахстане превысило все ранее мыслимые пределы – тут уж стало не до сарказма. Ярославу Красиенко пришлось немало потрудиться, чтобы вспомнить всех, кого уж...
Автор: Ярослав Красиенко
30.12.2009
т, а кто далече.
КНБ РК, Финансовая полиция РК и Генеральная прокуратура РК представляют:
- Выбери жизнь, выбери работу, выбери карьеру, выбери семью, выбери телевизор с большим экраном, выбери стиральную машину, автомобиль, музыкальный центр и электрический консервный нож, выбери друзей, выбери курорт и шикарные чемоданы, выбери свое будущее, выбери жизнь… Но зачем мне все это? Я не стал выбирать жизнь, я выбрал кое-что другое. Почему? Да не почему. Какие могут быть «почему?», когда есть… должность, к которой прилагаются возможности и соблазны. Ими стали пользоваться столь активно, что в самый канун наступающего 2009 Президент сменил руководство финпола и обновленному ведомству дал полный карт-бланш.
Наступал год Быка, и финансовая полиция сразу взяла его за рога – первое полугодие стало настоящим бенефисом Антикоррупционного агентства. Настолько, что финполовцы выбрали самого фотогеничного сотрудника, который раз в неделю выходил к прессе с одной и той же фразой.
Мурат Жуманбай, официальный представитель Финансовой полиции РК:
- Агентством возбуждено уголовное дело в отношении должностных лиц…
Первыми с вещами на выход попросили министра экологии Нурлана Искакова и двух его подчиненных. Начался процесс, получивший название «дело экологов». Он закрепил новый тренд в антикоррупционной борьбе – суд оправдывает фигурантов по самым тяжелым статьям, но за что посадить, все равно находят.
Нурлан Искаков, экс-министр окружающей среды РК:
- Я еще раз хочу подтвердить, что я никаких преступлений не совершал.
Финпол, КНБ и Генпрокуратура, тем временем, выходили на проектную мощность - руководители ключевых департаментов столичного акимата, топ-менеджеры Министерства сельского хозяйства, вице-министр МЧС, бывший глава «Казмунайгаза» поочередно переводились с одного вида госдовольствия на другой – с баландой, робой и передачами раз в месяц. Коррупция как социальное явление, тем временем, не отступала и не сдавалась.
Оралбай Абдыкаримов, председатель Общественного совета по борьбе с коррупцией при НДП «Нур Отан»:
- Коррупция становится все более изощреннее, приобретает совершенно другие новые формы.
У самого масштабного мероприятия года - Общенациональной переписи населения была старая форма, но абсолютно новое содержание. По данным следствия, две трети денег, выделенных на пересчет граждан, похитили. Обсчитали казахстанцев, по мнению финпола, руководители Агентства по статистике и известный бизнесмен Серик Туржанов.
Анар Мешимбаева, экс-председатель Агентства РК по статистике:
- Я считаю, что это ошибка. Я думаю, компетентные органы разберутся и освободят его.
Органы разобрались и никого не отпустили. А в прицел, между тем, попало Министерство обороны. Мощный залп из орудий КНБ, финпола и Генпрокуратуры поразил руководителя Департамента строительства, вице-министра обороны генерала Маерманова и самого Даниала Ахметова. Когда дым от массированного огня рассеялся, на месте, где лежали восемьдесят миллионов бюджетных долларов, оказалась воронка.
Кенжебулат Бекназаров, руководитель пресс-службы КНБ РК:
- Но тот, кто должен был за это ответить, как раз он и арестован.
Напряжение росло, и на аресты чиновников средней руки даже перестали обращать внимание. А спецслужбам начали даже подсказывать, где и под кого нужно копать.
Татьяна Квятковская, экс-депутат Мажилиса Парламента РК:
- Аблязов, Джакишев и их команда ограбили страну, казахстанцев, нас с вами...
Реакция последовала незамедлительно – уголовные дела, заявления о миллиардных хищениях, тотальные проверки в банках и нацкомпаниях. Поймать удавалось не всех.
Мурат Жуманбай, официальный представитель Финансовой полиции РК:
- Обвиняемый объявлен в розыск. В настоящее время проводятся розыскные мероприятия.
От тюрьмы не зарекался уже никто. Но некоторые до последнего момента не верили в серьезность намерений финпола и прокуратуры. И не заметили надписи «Конец игры».
Жомарт Ертаев, экс-председатель совета директоров Евразийского банка:
- Я был кормчим и им останусь, не дай Бог, конечно, если меня не посадят.
К концу года показалось, что коррупцией в стране заниматься больше некому. Но это только показалось. Случилось то, что не могло не случиться.
Оралбай Абдыкаримов, председатель Общественного совета по борьбе с коррупцией при НДП «Нур Отан»:
- Эту нишу постепенно занимают отдельные представители прокуратуры, КНБ и финпола.
Кто-то утверждал, что все происходящее дальше – война за передел сфер влияния. Но это, конечно, неправда. Драки в ведомственных туалетах; показательные задержания в подземных паркингах; марихуана, то ли выкуренная, то ли нет; увольнения в КНБ и закономерная отставка всемогущего Амангельды Шабдарбаева – это просто моменты службы, которая и опасна, и трудна.
Кайрат Мами, Генеральный прокурор РК:
- Я бы не сказал, что здесь прослеживается системное противостояние силовых органов.
Спецслужбы так увлеклись друг другом, что к концу года волна арестов граждан без погон практически сошла на нет. Большинство задержанных ранее все еще ожидают суда. Пофамильно казахстанцы знают лишь малую часть, а сколько их - безымянных жертв этих самых широкомасштабных за последние годы боевых действий на антикоррупционном фронте.
Нурсултан Назарбаев, Президент Республики Казахстан:
- Благодаря этой работе, около 900 чиновников привлечены к уголовной ответственности. Эту работу нам надо продолжать и дать всем понять, что мы будем решительно бороться, чтобы победить.
Вероятно, арестов совсем уж крупных чинов в наступающем году можно не ожидать – в жертву и так принесли достаточно тех, кого звали государственными топ-менеджерами. А вот среднее звено многотысячного чиновничьего аппарата, наоборот, спокойно спать не сможет – прийти за ними могут в любой момент. Это единственный способ для силовиков доказать и обществу, и Президенту: все произошедшее – не разовая кампания, напротив, все только начинается.
Смотрите нас в YouTube! Читайте в Facebook, Instagram и Telegram!