В столице Казахстана подписана Астанинская декларация – итоговый документ саммита ОБСЕ
ОБСЕ пропиталась астанинским духом. Сегодня поздно ночью в столице Казахстана завершился саммит Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. До последнего момента никто не верил, что все пятьдесят шесть участников Организации смогут заключить устраивающее всех соглашение и поставить свои подписи под Астанинской декларацией. Однако все понимали: если этого не случится, ОБСЕ фактически перестанет существовать, а многие конфликтующие стороны лишатся единственной площадки для мирного диалога. Однако случилось практически невозможное – на смену так называемому «духу Хельсинки»...
Автор: Ярослав Красиенко
03.12.2010
ишел «дух Астаны», а минувшая ночь обязательно войдет в историю международной дипломатии.
Пятьдесят шесть делегаций ОБСЕ ушли согласовывать текст итогового документа саммита примерно в полдень. Обещали вернуться часа через два, но пропали без вести. Прошло три часа, потом пять, потом шесть и семь, а двери зала официальных встреч не открывались. А ведь журналисты ожидали не просто заключительную пресс-конференцию, это был момент истины: либо для ОБСЕ можно заказывать похороны, либо банкет по поводу второго дня рождения. И когда часы пробили полночь, неожиданно включились мониторы и началась трансляция.
Нурсултан Назарбаев, Президент Республики Казахстан:
- Дорогие друзья, то, что я выступаю перед вами в час ночи астанинского времени, наверное, говорит вам о том, что непросто было добиться консенсуса всех 56 государств по всем пунктам, которые мы хотели принять. Особые замечания были по замороженным конфликтам - разные мнения, разные желания.
Желания разных стран были полярными настолько, насколько они вообще могут таковыми быть. Грузия и Азербайджан выступали за свою территориальную целостность, Россия и Армения - за право народов на самоопределение. Ну как такие оппоненты поставят подпись под итоговым документом? А они поставили. Вот он, момент, если не исторический, то точно судьбоносный.
Нурсултан Назарбаев, Президент Республики Казахстан:
- Есть ли у глав делегаций возражения? Нет. Если нет возражений, предлагаю принять документ. Могу ли я считать, что имеется консенсус по проекту документа? Возражений нет. Объявляю о принятии Астанинской декларации «Навстречу сообществу безопасности».
Что этому предшествовало, можно только представить. Причем, без труда.
Вероника Кухынова-Шмиглова, постоянный представитель Чехии в ОБСЕ:
- Я прошу у вас прощения, но во время наших бурных дискуссий я потеряла голос, поэтому мое заявление зачитает помощник.
Принятие Астанинской декларации все без исключения называли триумфом саммита, хотя и не скрывали: ожидали большего. Просто ожидания были принципиально разными.
Александр Грушко, заместитель министра иностранных дел РФ:
- Искренне поздравляем казахстанских друзей с принятием весомого политического документа саммита. Вместе с тем, вынуждены с сожалением констатировать, что, несмотря на затраченные усилия, достижение консенсуса по Плану действий, прежде всего в его региональной части, оказалось невозможным из-за проявленного отдельными участниками переговорного процесса идеологизированного подхода.
Иан Келли, постоянный представитель США в ОБСЕ:
- Поскольку нам не удалось прийти к соглашению, мы решили, что лучший путь вперед - это принятие Астанинской декларации.
Нурсултан Назарбаев, Президент Республики Казахстан:
- Было желание, конечно, кардинально решить нерешенные проблемы и вопросы. Это касается очень тонких, острых проблем межнациональных отношений, это всегда очень сложный вопрос. Каждая сторона имеет свою правду, согласовать эти позиции очень трудно. Вы здесь наблюдали выступления и видели, насколько они радикально диаметральны. Это и понятно, это застарелые болезни, в один год не решаются.
Говорят, дольше всех принятию Астанинской декларации сопротивлялся Президент Грузии Михаил Саакашвили. Но в итоге и его представители одобрили окончательный текст. Здесь самое важное, что это не заявление, не резолюция, а именно Декларация – первый за долгие годы официальный политический документ ОБСЕ. И пусть страны-участницы Организации пока не могут определиться с тем, как и что делать дальше, в Астане они провозгласили свое стремление к дальнейшим переговорам. А значит, ни один конфликт нельзя называть безнадежным. Это и есть главный итог саммита ОБСЕ в Астане.
Смотрите нас в YouTube! Читайте в Facebook, Instagram и Telegram!
Новости партнеров