Ушел из жизни выдающийся казахстанский архитектор Владимир Кацев
Автор: Адиля Норузова
10.12.2013
Сегодня ушел из жизни выдающийся казахстанский архитектор Владимир Кацев. Именно он подарил Алматы «Медео», Чимбулак, Дворец спорта, цирк, множество памятников и фонтанов. Без него южная столица не была бы тем городом, который знают и любят миллионы. Кацева называют человеком, создавшим лицо Алматы. Он скончался в возрасте 84 лет.
Цирк, Дворец спорта, бассейн «Динамо», каток «Медео», фонтан «Знаки Зодиака», здания акимата под старину – без этих знаковых сооружений южная столица была бы совсем другой. И всё это – дело рук человека, которого называют творцом старой Алма-Аты, архитектора Владимира Кацева. В город яблок его забросила судьба. Он родился на Украине, учился в Москве, работал в Магнитогорске, а в 59-м его командировали в Алма-Ату.
- Алма-Ата. Идешь, а над тобой шатром смыкаются кроны.
Вот таким архитектор увидел город, с которым у него начался роман. Из всех своих проектов самым сложным он считал цирк. Под ареной здесь – специальный трюм, чтобы иллюзионисты могли показывать фокусы, а над куполом сделали насосную станцию.
Владимир Кацев, архитектор:
- Под куполом работают воздушные гимнасты, а когда в цирке 2000 зрители и все вдыхают, и там собирается весь этот спертый воздух. Все это из-под купола убирается, так сказать достопримечательность такая, какой нет ни в одном другом цирке.
Недалеко от цирка стоит Дворец спорта. Правда, после недавнего ремонта он выглядит не так, как раньше. Кстати, Динмухамед Кунаев хотел, чтобы архитектор сделал тут высокую парадную лестницу. Все идею поддержали, и только Владимир Кацев возразил: люди же попадают! Пандус, который и по сей день украшает дворец, зодчий отстоял. А потом настал черед грандиозного проекта – Медео. План строительства сам Кунаев утверждал у Брежнева. Каток строила огромная команда. Сегодня это один из самых высокогорных комплексов в мире и один из лучших катков на Земле.
Владимир Кацев, архитектор:
- Это единственный в мировой практике народный стадион, где небо голубое, вокруг сосны. Нельзя его закрывать, превращать в ангар. Если надо закрыть, пусть делают стадион в городе.
За «Медео» ему предлагали новенькую «Волгу». А он отказался. Сказал, ни к чему это. Кстати, именно из-за катка 17 лет Владимир Зеликович был невыездным: чертежи проекта находились под грифом секретно. А вот благодаря Чимбулаку в 50 лет он встал на горные лыжи. Ученики и коллеги вспоминают его как величайшего архитектора и истинного оптимиста.
Сергей Мартемьянов, председатель Алматинского союза архитекторов:
- Он достаточно оптимистичный был очень. Долго у него было здоровье хорошее. Он же с молодости сильно занимался спортом. Он в юности конькобежным спортом занимался. Он очень был подвижным, не по возрасту, трудно было сказать, сколько было лет человеку.
Несколько лет назад архитектора поразил инсульт, но он сумел встать на ноги и продолжил трудиться. Его поддерживала семья: жена и двое дочерей.
Владимир Кацев, архитектор:
- В жизни не все по белой полосе. Жизнь в полосочку, и белая, и черная. Главное – вдоль черной не ходить. Иди поперек этих полос.
Он любил работать руками, не признавал компьютерный дизайн, а еще писал этюды и городские пейзажи. Ему нравилось гулять по старому городу. По той Алма-Ате, в которую он приехал и полюбил. По той Алма-Ате, которую создал.
Смотрите нас в YouTube! Читайте в Facebook, Instagram и Telegram!
Новости партнеров