{metadescription}
Инъекция, расстрел и стул: Казахстан спорит о смертной казни
Инъекция, расстрел и стул: Казахстан спорит о смертной казни

Инъекция, расстрел и стул: Казахстан спорит о смертной казни

Казнить нельзя помиловать: события в Актобе в очередной раз раскололи казахстанское общество на тех, кто против высшей меры наказания, и тех, кто за неё. Но в одном стороны точно едины: действующее законодательство нужно менять.

Национальный траур по погибшим в актюбинском теракте закончился, а страна продолжает скорбеть. Чтобы оплакать горе, официального дня мало. Мало и существующего наказания для террористов, считает парламентарий Серик Акылбай. Депутат предложил отменить мораторий на высшую меру наказания.

Серик Акылбай, депутат Сената Парламента РК:

- За терроризм надо ужесточить наказание в Уголовном кодексе, вплоть до высшей меры наказания. Сейчас у нас введен мораторий на смертную казнь. Инициировать один человек не может. Нужна группа депутатов. Я думаю, в недрах правительства уже готовится такое предложение.

Поддерживают депутата и столичные судьи. Терроризм, уверена Сайран Алимбаева, заслуживает смертной казни.

Сайран Алимбаева, судья г. Астаны:

- Некоторыми нашими депутатами  выдвигается данный вопрос об отмене моратория в Казахстане. Поэтому, я думаю, что…  Как мнение судьи, я считаю, что, действительно, наверное, по некоторым категориям дел имеется необходимость ввести, наверное, смертную казнь. Особенно по терроризму. Моё мнение таково.

Мораторий, об отмене которого зашла речь, действует в стране 13 лет. Его ввели, чтобы ограничить применение высшей меры, а потом и вовсе – отменить её. Пожизненное лишение свободы – гуманная альтернатива казни. Правда, даже сейчас назначать её можно, а вот приводить в исполнение – нельзя.

Жангельды Сулейманов, юрист:

- У нас закон не запрещает назначать. Нет моратория на назначение, нет. Это ошибка. Смертную казнь можно назначать, нельзя её исполнять – нельзя расстреливать, пока действует мораторий. У нас тенденция какая: у нас хотят полностью отменить назначение. В Уголовном кодексе сейчас есть смертная казнь. Сейчас многие думают о том, чтобы убрать её вообще из Уголовного кодекса.

Правозащитник Евгений Жовстис из тех, кто хотел бы избавиться от смертной казни как от понятия. Система, уверяет общественник, не застрахована от ошибок.

Евгений Жовтис, общественный деятель:

- Смертная казнь – единственный вид наказания, которое необратимо. То есть вы не можете исправить судебную ошибку. Смертная казнь не несёт профилактического значения. После того как мы столкнулись с такими терактами, которые совершали шахиды, которые и так свою жизнь отдают во имя ложных целей, то нет смысла угрожать им смертной казнью, поскольку она превенции не играет.

В большинстве стран, как и в нашей, смертная казнь, даже если и существует законодательно, то применяется крайне редко. Казнят, а не милуют сейчас преимущественно в пяти государствах. Впереди планеты всей Китай. Среди методов в Поднебесной предпочитают инъекцию и расстрел. Следующий по количеству казнённых – Иран. Там вешают, забивают камнями и расстреливают. В Ираке с преступниками расправляются аналогично. А вот в Саудовской Аравии до сих пор отрубают головы. Еще дальше пошли в США. Там практикуют сразу пять методов умерщвления, в том числе электрический стул. 

Смотрите нас в YouTube! Читайте в Facebook, Instagram и Telegram!

Новости партнеров

Сейчас в эфире