КУИС: террористы не смогут вербовать сторонников в казахстанских тюрьмах
Уже в ближайшее время контингент казахстанских тюрем пополнится новыми осужденными из числа религиозных экстремистов. Как раз сейчас суда ожидают актюбинские террористы и алматинский стрелок Руслан Кулекбаев. Наказание они будут отбывать вместе с обычными заключёнными. Существуют опасения, что за решёткой они могут начать вербовать новых сторонников своих смертоносных идей. Сегодня в Комитете уголовно-исполнительной системы заявили, что ни в коем случае не допустят такого развития событий. Однако практика показывает, что сделать это удаётся далеко не всегда. Нередко из тюрем...
Автор: Акмарал Олжабаева
21.07.2016
еступники выходят ещё более озлобленными и радикально настроенными.
В эти дни сразу несколько казахстанских колоний строгого режима готовятся принять новых постояльцев – тюремные надзиратели снова перечитывают инструкции по обращению с особо опасными преступниками и подыскивают свободные камеры. Только за первые несколько месяцев этого года в стране за религиозный экстремизм и терроризм осудили около сорока человек. Многие из них принимали участие в боевых действиях на территории Сирии. И вот теперь тут ждут семерых выживших террористов из Актобе – за решёткой они вновь могут начать пропагандировать свои человеконенавистнические взгляды. Ведь сидят экстремисты не в отдельных камерах, а вместе с другими осуждёнными.
Мейрам Аюбаев, зам. председателя КУИС МВД РК:
- Совместно с Комитетом безопасности проводится комплексная работа. Те лица, которые осуждены за такого вида, с ними проводится индивидуальная профилактическая работа. Там не только мы проводим, там и теологи проводят, там проводится конкретная работа. И сейчас, когда говорят, например, что человек пришел в колонию и стал идейным, я не согласен.
По свидетельству заключённых, сторонники радикальных религиозных течений в тюрьме общаются только со своими соратниками, стараются не конфликтовать с администрацией и не привлекать к себе внимание. Именно с такими осужденными и связался алматинский террорист Руслан Кулекбаев. Перевоспитать в колонии его не удалось, наоборот, на свободе он решил надеть на супругу хиджаб, а сам стал грабить людей. Зарубежные эксперты считают, что ничего из ряда вон выходящего в такой ситуации нет – обычное дело.
Бен Женерлинг, эксперт по тюремной реформе (Голландия):
- Простой народ, налогоплательщики платят большие средства для того, чтобы содержать в тюрьмах лиц, которые совершили тяжкие преступления. А после их освобождения общество всё равно подвергается опасности. Ведь преступники - они и есть преступники.
Свои первые громкие преступления казахстанские экстремисты совершили именно в местах лишения свободы. О существовании в стране такого количества религиозных радикалов казахстанцы узнали после кровавых событий в Актау. В 2010 году больше двадцати салафитов сбежали из местной колонии – по пути безжалостно расстреливали полицейских. Больше пяти дней они держали в страхе целый регион. Позже выяснилось, что дерзкий побег готовили больше полугода. Большинство бандитов ликвидировали при задержании.
Не менее активную деятельность вели экстремисты из колонии в Балхаше. Они попытались сбежать в 2011. Оружие им привезли прямо в тюрьму – ружья перекинули через забор. Во время перестрелки со спецназом шестнадцать террористов совершили самоподрыв.
После всех этих событий МВД инициировало создание отдельной тюрьмы – специально для религиозных экстремистов, однако дальше обсуждения дело так и не пошло. Осужденные за терроризм так и продолжают отбывать наказание вместе с обычными заключёнными. Изолируют их лишь в случае откровенной пропаганды своих идей. При этом только в прошлом году на свободу вышли больше шестнадцати тысяч осуждённых, примерно семьсот из них отсидели свой срок как раз за экстремизм.
Смотрите нас в YouTube! Читайте в Facebook, Instagram и Telegram!