{metadescription}
Казахстанские дети умирают, не дождавшись трансплантации – о проблеме в прямом эфире
Казахстанские дети умирают, не дождавшись трансплантации – о проблеме в прямом эфире

Казахстанские дети умирают, не дождавшись трансплантации – о проблеме в прямом эфире

Тяжелобольные дети в нашей стране умирают, не дождавшись нового сердца, почек или печени! По данным столичных медучреждений, 125 маленьких казахстанцев нуждаются в донорских органах. При этом закона, разрешающего детское трупное донорство, нет. И единственный выход - трансплантация за границей. Однако в чужой стране больные ждут очереди на пересадку несколько лет и не все пациенты доживают до операции. Более подробно о проблеме расскажет заведующая отделением нефрологии, диализа и трансплантации Национального научного центра материнства и детства Венера Алтынова.

 

- Насколько остро Казахстан нуждается в детском трупном донорстве сегодня?

- Проблема донорства есть во всем мире, и Казахстан не исключение. К сожалению, из 4 000 пациентов, которые ожидают трансплантацию органов, в частности почек, есть и дети. Среди них 66 детей, которые ожидают трансплантацию донорской почки на сегодня. 61 ребенок уже получает диализную терапию. На сегодня, в течение пяти лет в Казахстане мы возобновили программу детской трансплантации по почкам, и около 60-ти операций провели по трансплантации почек детям. К сожалению, 80% доноров – это родственники, родители детей. Всего лишь малая часть – трупные органы, которые получили дети за эти пять лет. Трупные органы они получают от взрослых, как и взрослые почти живые. Почему? Потому, что у нас в Казахстане нет закона детского посмертного донорства, но, если с почками можем еще обойтись, эти дети могут получить заместительную почечную терапию в виде гемодиализа, и таким образом дождаться этой почки. Сложнее стоит вопрос с теми детьми, которые ждут трансплантацию печени или сердца потому, что таких заменяющих терапий нет. С сердцем еще проблемно, так как этот орган пересаживается только от трупных доноров. Поэтому эта проблема на сегодня очень актуальна.

- Вы просите внести поправки в закон и разрешить констатировать смерть мозга у детей, что в последующем даст возможность посмертно изымать органы. Что Вам обещает правительство?

- Да, уже последние несколько лет мы поднимаем вопрос о легализации, пересмотре нормативно-правовых документов, чтобы внести изменения в наши законы о разрешении детского посмертного донорства. Это решит многие проблемы. Тогда у нас органы смогут получить очень маленькие дети. К сожалению, сегодня диализную терапию дети получают с момента рождения. Но для того, чтобы пересадить почку, мы должны ждать взрослую почку, должны очень много времени, чтобы вместить взрослые органы в теле маленького ребенка. Если бы было детское донорство, мы могли бы пересадить детские органы этим же маленьким детям. Мы поправки внесли, предложения внесли, сейчас ожидаем, каким будет решение со стороны законодательных органов о разрешении детского посмертного донорства. Тем более, если на трансплантацию сердца дети выезжают за границу, государство полностью оплачивает эту процедуру, они могут месяцами там ожидать донорского органа, когда появится возможность получить донорское сердце. Государство содержит этих пациентов за рубежом. Если бы этот закон был в нашей стране, естественно, не выезжая, мы бы все получили.

- Министр здравоохранения ранее говорил, что казахстанцы неоднозначно относятся к взрослому трупному донорству. А что насчёт практики изъятия детских органов?

- Да, было такое дело. В Казахстане существует презумпция согласия, то есть, если при жизни человек не дал отказ, считается, что мы можем не спрашивать согласия, и изымать органы у взрослых. Учитывая взгляды, менталитет народа, мы до сих пор и спрашиваем согласие у родственников на изъятие донорских органов. Добавлю, что и мусульманство – ислам, и православие, все у нас конфессии в Казахстане дали добро, то есть религиозные конфессии не противостоят пересадке органов. Да, есть проблема потому, что это очень этически и морально трудный момент, когда родители теряют детей, а в это время просить, чтобы их ребенок стал донором для других детей. Поэтому нужно много времени уделять, чтобы подготовить население, объяснить народу, что, да, это горе, но этот ребенок может помочь точно таким же детям.

- Некоторые считают, что с развитием трансплантологии возможно будет «заказать» донора, то есть целенаправленно умертвить здорового человека. Что можете сказать по этому поводу?

- Это интересная тема для кулуарных бесед. Но это невозможно, это неприемлемо, это не получится даже физически. Потому, что в трансплантации только одного органа принимает участие от десяти до тридцати человек. Это целая лаборатория, так как взять орган на улице и пересадить любому, это не получится. Орган пересаживается реципиентам, то есть пациентам, которые нуждаются, только если имеется тканевое совпадение, по иммунологическому составу крови этот орган подходит этому пациенту. Если он не подходит, то он моментально потеряет этот орган. Смысла нет, над этим работать. У нас есть Национальный центр трансфузиологии, где есть лаборатория, и эта лаборатория нам дает результаты, чьи органы подойдут данному пациенту. Затем работает группа забора, это целая клиника, где донор наблюдается, целая клиника, где производится трансплантация почки, поэтому это просто-напросто нереально, это просто разговоры. Такого быть не может.

- Благодарим за информацию!

Смотрите нас в YouTube! Читайте в Facebook, Instagram и Telegram!

Вчера

Новости партнеров

Сейчас в эфире
Для просмотра требуется поддержка flash и javascript.