Почти триллион тенге готовы отдать казахстанским сёлам
Казахстанские власти хотят потратить почти триллион тенге на развитие сёл в стране. За эти деньги в течение семи лет чиновники намерены отремонтировать дороги, построить школы, больницы. Первыми все прелести проекта «Ауыл – ел бесiгi» на себе почувствуют 3,5 тысячи аулов – «с потенциалом развития», как называют их в Кабмине.
Автор: Данара Жуманова
06.11.2019
Этот населённый пункт – станция Сары-Оба, и здесь всё в прошедшем времени. Больница была, клуб был, кочегарка была. Из сохранившегося – двухэтажная школа, тоже нуждающаяся в ремонте. Здесь даже акимата своего нет.
Наедине со своими трудностями население с 90-х годов. За это время одна госпрограмма по поддержке села сменяла другую, менялись также министры, премьеры. Разве что проблемы оставались прежними: разбитые дороги, такие же здания, отсутствие мест для досуга и работы.
Болат Саменов:
– Как не пить? Пьют, наверное, везде. Но в основном как бы... А что делать здесь? Никаких развлечений. Клуба нет, дорог нет. Поехать – никуда не поедешь отдохнуть, потому что у нас «Газель» ходит пассажирская, людей возит. Постоянно на ремонте. Невозможно ездить по такой дороге.
Кто решается оставить дом, едут работать в столицу. Не останавливает сельчан и недавнее заявление чиновников о хаотичной миграции в столицу. Мол, Нур-Султан не резиновый, и вообще, где родился, там и пригодился. Правда, мнение властей сам народ не поддерживает.
– Астана не резиновая? Не знаю, куда же больше ехать. У нас и работы нету. У нас выполняются назарбаевские программы все. Вот был Год аула – воду провели. Как попало, но провели.
Миллиарды, о которых сегодня говорили в правительстве, в развитие станции Сары-Оба вливать пока не планируется. Не то чтобы там сильно на это надеялись. Говорят, их и до этого не сильно баловали: в некогда благоустроенных квартирах стоят печки, а от отходов жизнедеятельности, которые никто не вывозит, стоит невыносимый запах.
Виктория Абельдинова:
– Уже веры нет, мы на себя стараемся рассчитывать. Надо нам на старость, чтобы здоровье с мужем было. Чтобы пенсия какая-то была. Мне 55 лет, мне до пенсии ещё 8 лет пахать и пахать. Я в двух школах работаю.
У правительства же энтузиазма куда больше. Там уже всё распланировали. На развитие сёл по проекту «Ауыл – ел бесігі» нужно 900 миллиардов тенге. Этого должно хватить на то, чтобы жизнь сельчан хоть на толику приблизилась к той, о которой так любят говорить чиновники. К высоким показателям стремилось не одно поколение министров. И нынешний состав Кабмина ничем не отличился.
Роман Скляр, заместитель премьер-министра РК:
– В настоящее время отобрано 3477 сёл с потенциалом развития. Там живут 85% сельского населения. Развитие таких деревень будет приоритетным. Эти сёла с ежегодной динамикой роста численности населения, животноводства и растениеводства расположены вблизи крупных населённых пунктов.
Что касается остальных сёл, то к ним новая жизнь должна прийти до 2027 года. К этому времени чиновники планируют наконец провести 7 миллионам казахстанцам воду, отремонтировать и построить более 7 тысяч километров дорог внутри самих посёлков. При условии, конечно, если умирающие сёла останутся на карте страны до этого времени.
Смотрите нас в YouTube! Читайте в Facebook, Instagram и Telegram!