{metadescription}
«Это что за отношение?» – Дарига Назарбаева возмущена подходом к легкой промышленности
«Это что за отношение?» – Дарига Назарбаева возмущена подходом к легкой промышленности

«Это что за отношение?» – Дарига Назарбаева возмущена подходом к легкой промышленности

Крупнейшая в Казахстане текстильная компания терпит огромные убытки. Она заключила миллиардный контракт с Министерством обороны, но в итоге уходит в полный минус. Дело в том, что ведомство внезапно расторгло договор. На грани банкротства и предприятия по производству кожаных изделий. Бизнесмены обратились за помощью в Сенат, где все их жалобы выслушала спикер.

Дарига Назарбаева пришла к выводу, что пора ужесточить правила в сфере госзакупок и обеспечить всяческую поддержку продукции made in Kazakhstan.

Когда казахстанская текстильная фабрика поставила на поток все основное – одежду, халаты, простыни, скатерти и полотенца, – решилась сотрудничать с Министерством обороны. Крупный заказ взяли, но угодить не смогли. Одеть казахстанскую армию оказалось непросто. Внезапно изменились требования, и контракт был расторгнут. В итоге компания терпит убытки. Отечественные предприниматели просят вмешаться сенаторов. Они уверяют, что Минобороны отдает предпочтение поставщикам российских и белорусских товаров. Текстильщики негодуют: представить такую ситуацию с силовыми ведомствами соседних стран просто невозможно.

Бауржан Джамалов, председатель наблюдательного совета текстильной группы компаний, г. Алматы:

– В течение недели заказ новых тканей под эту модель и, естественно, пошив. Но как можно в течение трех дней разработать новую модель? Физически невозможно в течение недели разработать ткань. Я считаю, опять же это под кого-то делается контракт. Если мы предполагаем, который будет победитель, то я примерно знаю, что это будет. В лучшем случае «Чайковский» или «Моготекс», Беларусь или Россия, или Китай. Трейдеры, которые в постановлении как поставляющая компания выступают, они могут купить его как в Китае, так и в Беларуси.

Дарига Назарбаева, председатель Сената Парламента РК:

– В общем, трейдеры – это посредники. Значит, Министерство обороны любит посредников?

За Минобороны пришлось оправдываться Министерству индустрии. Там заверили, что любят все казахстанское: ежегодно закупают форму для солдат и бойцов спецназа у местных производителей на сумму больше 15 миллиардов тенге.  

Дарига Назарбаева, председатель Сената Парламента РК:

– Государственная компания заключила контракт, взяла на себя обязательство, обнадежила предприятие, получается, побудила их пойти на дополнительное кредитование и расширение своего производства, а потом раз, в одночасье им сказали: «До свидания, теперь мы с вами не работаем». Это что за вообще отношение?

Талгат Жанжуменов, вице-министр индустрии инфраструктурного развития РК:

– Есть нюансы, и эти нюансы очень существенны. Здесь речи нет, что государственные мужи, как вы сказали, сидим и ломаем людям бизнес.

Не признался вице-министр, и кто предпочитает российских перекупщиков. И похоже, поддержки от министерства, которое курирует сферу госзакупок, бизнесменам не получить. Недовольных Жанжуменов отправил в суд, чем вызвал недовольство спикера Сената. 

Дарига Назарбаева, председатель Сената Парламента РК:

– Поменяли там закорючку, изменили название, и это повод уже отменить контракт, тендер объявить. Но это уже куда, в какие ворота годится? Это же не только оборона, силовики, это везде. Это одна общая болезнь сложившаяся. Очень удобно, все можно объяснить, национальной безопасностью прикрыться как щитом для того, чтобы свои какие-то задачи решать. В корне надо менять подходы такие.

Тем временем на грани банкротства оказался некогда мощный комбинат по производству кожаных и меховых изделий. Почти 10 лет назад в Семее его открывал Нурсултан Назарбаев. Переработанная кожа уходила на экспорт даже в Италию. Но в какой-то момент Банк развития Казахстана отказался поддержать предприятие. В итоге вместо денег и развития – долги и простой. 

Жумагазы Рахимгалиев, генеральный директор Семипалатинского кожевенно-мехового комбината:

Банк Развития недофинансировал наш проект, до сегодняшнего дня с 2010 года наши счета арестованы. Мы выживаем и сохранили завод только за счет переработки сырья. Больше 5-7% завод еще не работал. Продать не знаю кому, но ходят сегодня покупатели с Узбекистана. Другие, может, кто, но его можно продать как металлолом. Уже наше оборудование если демонтируешь, его обратно не соберешь. Здесь многие суды с нарушением прошли, но мы хотим, чтобы справедливость восторжествовала.

Теперь производители обуви закупают сырье тоже в России. Все потому, что семейский производитель простаивает. Зачастую сроки доставки срываются, и на ожидание уходят недели и месяцы. А та обувь, что попадает к нам из других стран, напугает любого производителя.

Самал Тлеубаева, директор обувной компании, Акмолинская область:

– Я сама мама маленьких двоих детей. И иногда ради интереса покупаю обувь, я ее не ношу, я ее разрезаю. Я просто разрезаю и смотрю, что там есть. Я вижу, что некоторые материалы там вообще не должны быть. Некоторые материалы токсичны. Я знаю, есть такой материал, как гранитоль, он вообще не должен быть ни в детской, ни во взрослой.

Спикер Сената подчеркнула, что нужно усилить контроль и на таможне. Тщательно проверять качество тех товаров, которые попадают на казахстанские прилавки. Также назрела необходимость менять требования в государственных закупках и уделить особое внимание казахстанскому содержанию.

Дарига Назарбаева, председатель Сената Парламента РК:

– В первую очередь должны думать об интересах сегодня населения и производителей товаров, наших производителей. И если мы видим, что есть предприятия устойчивые, которые уже 14 лет на рынке, 20 лет на рынке, исторически существующие. Так это и есть, наверное, курица, которая может нести золотые яйца. И чем плодить снова новые предприятия, которые также будут стоять незагруженные и повторять судьбу своих предшественников, поэтому надо из этого извлекать уроки. Нет ничего нерешаемого и невозможного.

Это уже четвертое заседание по развитию легкой промышленности в стране. Спикер Сената уверена, что потенциал в Казахстане есть: можно производить одежду и обувь и не зависеть от импорта. Но здесь как раз необходима серьезная господдержка. Завтра в Сенате пройдет расширенная встреча с участием ответственных министерств.

Смотрите нас в YouTube! Читайте в Facebook, Instagram и Telegram!

Вчера

Новости партнеров

Сейчас в эфире