Без окон, дверей и стен: как выглядит Масанчи после погромов
Кордайский район постепенно приходит в себя после массовых беспорядков. Местные жители начали возвращаться в свои дома, бизнесмены осматривают сгоревшие магазины. И все подсчитывают убытки. Судя по всему, ущерб будет колоссальным. Поселки, где случились погромы, сейчас находятся под контролем полиции и военных – там патрулируют буквально каждую улицу.
Автор: Алтын Мендыбаева
10.02.2020
Первые поджоги начались на центральной улице. Здесь в основном находились магазины одежды, строительных материалов и продуктовые точки. Сейчас владельцы подсчитывают ущерб. Судя по всему, это будет огромная сумма, потому что здесь не уцелело почти ни одного здания. Повсюду выбиты стекла, обуглены стены и двери.
Разгромлена большая часть села. По официальным данным, сожжены 30 домов, 15 магазинов и несколько десятков машин. Их остовы можно увидеть практически на каждой улице. Равиль Малиев в кровавом конфликте не пострадал. Зато его бизнес – очень даже. Мужчина почти пять лет строил многофункциональный комплекс. И в одночасье лишился его.
Равиль Малиев:
– У нас в этом здании, получается, продуктовые магазины, кафешка, шашлычная СТО, мойка. С той стороны детский развлекательный центр, уже на стадии открытия. Я приехал сюда – страшно, конечно. Просто, как дальше жить, даже не знаем. Строить его или как… По поводу убытков – надо еще все просчитать. За раз это все не делается.
Село Масанчи находится близ границы с Кыргызстаном. После погромов 4000 перепуганных местных жителей отправились туда. Говорят: были в шоковом состоянии, ведь никогда раньше не слышали звуков стрельбы. Сейчас они уже возвращаются в свои дома. В Ассоциации дунган говорят: люди не хотят никуда переезжать, хотят остаться на родине и поскорее все забыть. Среди тех, кто вернулся, – Сулейма Арва. Он, как и все остальные, дожидается на руинах специальную комиссию.
Сулейма Арва:
– Пришел сюда, здесь уже горит, вот так хотел сзади прийти, а все равно не дали нам. Я еле-еле детей увез. Сам пришел вот так, сзади, и здесь горело. Мы оставили, и все.
Известно, что сначала конфликт разгорелся на дороге. Которую не поделили две машины. В одной из них находился местный аксакал. Вот что рассказывает его сын.
Нурлан Кудашбаев:
– Мы везли отца к глазному врачу. При въезде в Сортобе выбежал мужчина и говорит: «Остановись». Я остановился и спросил, что случилось. Он же не полицейский, и мы едем по главной трассе. После моих слов он начал выражаться нецензурными словами. Я вышел разобраться, но сзади подошел еще один человек. Потом вышел брат, который хотел нас разнять, тут подбежали еще люди и окружили нас. Они пнули отца, он упал.
Сейчас аксакал лежит в реанимации. А нападавшие на него уже задержаны.
Зура Кудашбаева, жена:
– Муж сейчас лежит в реанимации. Ему сделали операцию на бедро. Еще он страдает астмой. Хочу поблагодарить наших врачей.
В районе тем временем работает правительственная комиссия. Ее возглавляет вице-премьер Бердибек Сапарбаев. Накануне он посещал семьи пострадавших и погибших. Побывал и у родных Дархана Абдрахыма. 25-летний парень подрабатывал таксистом, его тело нашли в Масанчи. У Дархана осталось трое детей…
Режим ЧС, введенный властями в Кордайском районе, продолжает действовать до сих пор. Полицейские патрулируют все улицы, круглосуточно работают на въезде в населенные пункты. Они досматривают буквально каждую машину.
Смотрите нас в YouTube! Читайте в Facebook, Instagram и Telegram!