{metadescription}
Эпидемия насилия: количество жалоб на домашних тиранов выросло в 4 раза
Эпидемия насилия: количество жалоб на домашних тиранов выросло в 4 раза

Эпидемия насилия: количество жалоб на домашних тиранов выросло в 4 раза

В Казахстане резко увеличилось количество жалоб на домашнее насилие. По данным правозащитных организаций, за последний месяц показатель вырос в 4 раза. Такой всплеск эксперты связывают с продолжительным карантином. Семьи вынуждены сидеть взаперти, и не каждые отношения выдерживают режим изоляции. Частые ссоры между супругами перерастают в побои и даже убийства.

Шокирующая история произошла в столице. Там 28-летний мужчина зарезал свою жену прямо на лестничной площадке. Уже известно, что преступление он совершил на почве ревности. Мужчине  показалось, что супруга ему изменяет. У жертвы остались двое детей: девятилетний ребенок от первого брака и совместный двухгодовалый малыш.

Тему домашнего насилия обсуждали на этой неделе в Парламенте. Дарига Назарбаева попросила акимов и полицейских обратить особое внимание на эту проблему.

Дарига Назарбаева:

Домашнее насилие ‒ еще одна проблема, которая обострилась в этот период. Опять-таки поступают сигналы от представителей женских и правозащитных организаций о резком ухудшении в условиях самоизоляции ситуации с домашним и бытовым насилием. К сожалению, это прямое следствие карантинных мероприятий, когда жертва насилия ‒ как правило, это женщина или ребенок ‒ не может ни покинуть помещение, ни убежать, ни обратиться за помощью.

Впрочем, сотрудники правоохранительных органов, по крайней мере в столице, уверяют, что готовы помочь жертвам бытового насилия, главное ‒ не бояться заявлять о преступлениях. А чтобы тиран ничего не заподозрил, они даже придумали кодовую фразу.

Полицейские предлагают звонить на номер 102 с довольно актуальным сейчас вопросом: «Поступили маски и антисептики?» Оператор должен отреагировать мгновенно и отправить наряд по адресу.

К кому полиция приехать не успела и чем может закончиться совместный карантин?

Пока врачи всего мира борются с пандемией COVID-19, правозащитники считают, что здоровью общества угрожает не только вирус.

– Это тоже эпидемия! Это эпидемия насилия.

По данным общественных организаций, за время режима ЧП количество жалоб на домашних тиранов в стране стало в разы больше. В основном в службу поддержки звонят женщины, для которых совместный с мужем карантин оказался серьезным испытанием.

Зульфия Байсакова, директор Кризисного центра для жертв бытового насилия:

Если в январе месяце на телефон доверия 150 поступило 150 где-то звонков, 159, то уже в апреле – более 500 звонков. Это только по вопросам бытового насилия. То есть, мы говорим, рост идет в 3, почти в 4 раза.

Кризисные центры сейчас работают в усиленном режиме. Постояльцев за время карантина заметно прибавилось. Елена вместе с двумя детьми уже дважды сбегала из дома. И на этот раз, говорит, окончательно. Оставшись без работы, ее муж стал проводить больше времени не с семьей, а в компании собутыльников.

– В связи с карантином он начал ежедневно употреблять алкоголь, приходить домой в неадекватном состоянии, поздно. У нас возникали постоянно скандалы, доходило до драк иной раз. Я у него спрашивала причину, из-за чего он пьет, он говорил: «Мы так уничтожаем коронавирус».

Но в итоге уничтожить удалось лишь семейные отношения. После очередного удара женщина терпеть больше не стала.

– Не хочу его ни видеть, ни слышать. Терпение мое лопнуло.

Не прошла проверку карантином и семья Гульмиры. Неделю назад в этот центр ее вместе с грудным ребенком привезли полицейские. Говорит: дома над ней издевался не только муж, но и свекровь.

– Мы в тот день со свекровью повздорили. Она, как всегда, пожаловалась сыну, и они вдвоем избили меня, а ребенка забрали. Я пыталась взять ребенка, но муж не давал, бил. Телефон у меня тоже отобрали. Когда я лежала на полу избитая, свекровь ходила прямо по мне и повторяла: «И этого тебе мало, еще получишь, так тебе и надо».

Муж и раньше вымещал на ней плохое настроение. Вот и сейчас попала под горячую руку.

– До карантина муж работал, мебель изготавливал. А именно в тот день остался без работы. Все закрыли и его цех тоже.

Вынужденное безделье и безденежье действительно одна из причин конфликтов в семье. А еще неумение близких людей долго находиться вместе в замкнутом пространстве. Но это не повод выплескивать агрессию на тех, кто рядом и кто слабее, говорят правозащитники.

Дина Смаилова, руководитель фонда «НеМолчи.kz»:

– Только 1,7% совершает преступление на бытовой почве женщина. В основном это мужчины. Побои, переломы, изнасилования, побои детей. Вот вчера только дело поступило: двоих детей избил сожитель, отчим, пока мать была на работе.

Дети и правда сейчас находятся под ударом. Если не вируса, то домашних агрессоров. Несколько дней назад врачи Талдыкоргана вывели из комы 8-летнего мальчика, которого до полусмерти избил отчим. В больницу ребенок попал без сознания, с травмами головы и множественными ушибами. 

Марат Доскалиев, директор многопрофильной детской больницы Алматинской области:

Ребенок поступил в крайне тяжелом состоянии. Сразу был взят на аппарат ИВЛ, на следующий день было сделано КТ головного мозга, выявлено субарахноидальное кровоизлияние. В связи с тем, что травма тяжелая была, две недели он должен находиться в больнице.

И пожалуй, в больничной палате мальчику безопаснее, чем дома. Мать, на глазах которой избивали ребенка, помешать агрессивному мужу не смогла.

– Я хотела, я пыталась заступиться. Но муж сказал, чтобы никуда не ходила, никому ничего не рассказывала, что он и меня прибьет. Я не хотела, чтобы два трупа было дома. Нет, я не писала. Мне сказали, что его и без заявления посадят.

Поэтому и раньше не писала заявления после пьяных выходок мужа. Пока не дошло до трагедии. И теперь обидчику ребенка грозит от трех до восьми. Вот только домашние тираны не всегда получают по заслугам.

Дина Смаилова, руководитель фонда «НеМолчи.kz»:

– Большинство женщин, которые нам звонят… Вот у нас, например, на 10 звонков, если взять, то двое только соглашаются идти в полицию. Остальные боятся, потому что смысла нет. Закон как работает – они приедут, они его могут максимум на три часа забрать в отделение, провести с ним профилактическую беседу и вернут. А дальше что?

А дальше, например, то, что случилось на днях в столице. Мужчина набросился на бывшую жену в подъезде с ножом.

Госман Жакин, начальник управления местной полицейской службы ДП г. Нур-Султана:

– Он в подъезде пробыл около трех часов, ждал, когда она выйдет и пойдет куда-либо. Он думал о том, что она идет куда-то на встречу, на свидание. В связи с этим он ее догнал, спустился, он выше этажом находился.

Спасти пострадавшую не удалось. А ведь нападение не было внезапным. Соседи рассказали, что мужчина готовился к преступлению.

Анастасия Ганиева:

– Он ее уже неделю караулил, выжидал. Но вот 27-го она писала на него уже заявление, потому что он реально достал прям, ходит, то тут, то на площадке, кругами ходил.

То заявление она писала, так вышло, накануне собственной смерти. И если бы закон был жестче и дебошира не отпустили, а сразу строго наказали, то мать двоих детей была бы жива. Общественники давно выступают против профилактических бесед с тиранами.

Дина Смаилова, руководитель фонда «НеМолчи.kz»:

Никаких предупреждений. Вот 2-3 года тюрьмы, как это делается в цивилизованных странах.

У нас же домашних тиранов могут оштрафовать и даже отправить за решетку… на 10 суток. Но это только за повторное обращение жертвы. Реальный срок мучителю еще нужно заслужить.

Бывшему мужу Айнагуль Бекеновой светят годы в колонии. У нее уже были и синяки, и сломанный нос. Но она не подозревала, что отец ее ребенка возьмется за нож.

Айнагуль Бекенова:

– Уложил на землю и начал наносить ножевой удар. Сначала кулаком, а потом уже ножом. Ножом я уже почувствовала, когда из глаз начала течь кровь.

Больше 30 швов на щеках, веках и ушах. Шрамы остались и на руке, которой Айнагуль отмахивалась от насильника. Говорит, теперь даже в магазин ходит оглядываясь. А еще боится, что обидчик получит слишком мягкое наказание. Сейчас ему вменяют причинение тяжкого вреда здоровью. Но она уверена, бывший муж шел убивать.

Айнагуль Бекенова:

Это было запланировано, мне кажется, это был очень… такой план у него был. Он прямо четко, ясно мне говорил: «Я тебя убью». Это было все равно покушение на жизнь.

Вернуть прежнее лицо ей помогут пластические операции. Но, чтобы не доводить ситуацию до критической, правозащитники советуют жертвам бытового насилия при первой же угрозе звонить в службу поддержки на номер 150. Или в полицию. Иначе может быть поздно.

Смотрите нас в YouTube! Читайте в Facebook, Instagram и Telegram!

Вчера

Новости партнеров

Сейчас в эфире