Каждый второй казахстанец может остаться без работы – прогноз экспертов
Казахстанским бизнесменам нечем платить по кредитам. 2,5 тысячи индивидуальных предпринимателей вышли на просрочку из-за режима ЧП и карантина.
Автор: Анна Яломенко
23.05.2020
По данным Первого кредитного бюро, больше всего задолжали владельцы студий красоты, работники сферы услуг, а еще сауны и массажные салоны. Общий долг превысил уже 147 миллиардов тенге.
А с недавних пор бизнесмены обязаны платить за простой еще и своим сотрудникам. По новому Трудовому кодексу, который вступил в силу совсем недавно, 42 500 тенге теперь будет выплачивать работодатель. Эта норма не действовала во время режима ЧП, но с 12 мая все предприятия, которые отправили людей в вынужденные отпуска, обязаны платить им минимальную зарплату. И это, конечно, вызывает много вопросов. Чем платить, если прибыли никакой? Новая статья, говорят эксперты, может вызвать волну увольнений.
Нариман Абильшаиков, директор Палаты предпринимателей г. Алматы:
– С 16 марта в Алматы не работает сфера общественного питания. И на сегодняшний день, не имея продаж, не имея оборотов, поступлений, наши предприниматели, начиная с 12 мая, будут вынуждены оплачивать МЗП работникам. И это, соответственно, провоцирует их на то, чтобы они расторгали договора. Региональная палата на местном уровне, на республиканском уровне призывает к этому вопросу вернуться, пересмотреть этот вопрос.
А прогнозы по безработице и вовсе удручающие. Аналитики считают, что если коронавирус вернется осенью, то каждый второй казахстанец рискует потерять постоянный доход. Как избежать тотальной нищеты? Об этом наш следующий материал.
Отмененный режим ЧП обернулся не тем, чего многие ожидали. Ведь карантинные меры по большей части сохранились. Границы между регионами все так же на замке. И далеко не всем предприятиям разрешили открыться. А значит, без работы сидят по-прежнему много казахстанцев. И прогнозы аналитиков совсем не радостные. Если до карантина уровень безработицы в стране официально был 4,8%, то теперь эта цифра может вырасти до 15 и выше.
Наталья Оспанова, президент Казахстанской ассоциации профессиональных исследователей общественного мнения и рынка:
– Если сыграть пессимистичный сценарий… возможные ожидания того, что мы снова уйдем в жесткий карантин в осенне-зимний период, вот в этом случае можно ожидать безработицу на уровне 50% от общего трудоспособного населения.
То есть примерно 4,5 миллиона человек. Менеджер по продажам Акмарал Дюсебаева как раз из них. В ее семье чрезвычайное положение никто не отменял. Без работы женщина третий месяц. А пособие получила только раз.
Акмарал Дюсебаева:
– Во второй раз мне пришел отказ в виде SMS. Это, конечно, несправедливо. Так как у меня есть подруга, она проживает в Америке. У нее два гражданства: в Америке и в Казахстане. Они получили, допустим, 1200 долларов взрослым и 500 – ребенку.
Найти новую работу у нее не получается. Чтобы прокормить детей-подростков, приходится экономить.
Акмарал Дюсебаева:
– Пришлось сдать свою квартиру и перебраться к бабушке.
Кому не придется просить помощи у престарелых родственников, так это бывшим сотрудникам «КазМунайГаза». На днях руководство компании сообщило, что из-за нефтяного кризиса пришлось уволить 249 работников.
Даулетжан Хасанов, управляющий директор по управлению человеческими ресурсами АО «НК «КазМунайГаз»:
– Учитывая отмену премий и бонусов, в 2020 году снижение доходов руководящих работников центрального аппарата КМГ составит 50% и более. Мы уже сообщали, что в новой организационной структуре количество департаментов сокращено в три раза путем укрупнения по функциональным направлениям. Упразднены должности управляющих директоров.
Но совсем без поддержки своих бывших нацкомпания не оставит. Каждому выплатят по три оклада, еще шесть месяцев будут начислять половину зарплаты. Целиком оклады в течение года продолжат получать экс-сотрудники «КазМуйГаза» из категории социально незащищенных. При этом 25 уволенных уже смогли устроиться в другие фирмы. Вряд ли, конечно, работу они искали через центр занятости. Там предложения для них слишком скромные. Хотя соискатели, говорят чиновники, попадаются капризные.
Нуржан Ауталиф, зам. директора Центра занятости населения акимата г. Алматы:
– Зарплату хотят от 150 и выше. Хотят работать по профессии или по своему опыту работы, который у них есть, по квалификации. Но, к сожалению, у нас сейчас именно идут… то есть тенденция – сфера услуг, сфера торговли, это клининговые, дезинфекторы. Уровень зарплаты там у нас, получается, минимально 85 тысяч до 120 тысяч.
За период карантина в алматинский центр занятости обратилось почти 5 тысяч человек. Работу нашли 1200. Чиновники признают, выбор вакансий сейчас невелик. А потому советуют брать то, что есть.
Нуржан Ауталиф, зам. директора Центра занятости населения акимата г. Алматы:
– У нас есть небольшая нехватка вакансий, так как не все работодатели возобновили свою деятельность. Многие, скорее всего, не смогут восстановиться в прежнее состояние.
Похоже, многим действительно придется забыть про карьерные амбициии и переквалифицироваться, считают эксперты. Ведь компании теперь вряд ли будут раздувать штат и возвращать всех сотрудников. Экономить станут на офисах и практиковать удаленный формат работы. А вот рабочие профессии и сфера услуг выживут, что бы ни случилось.
Олег Парахин, генеральный директор кадрового холдинга:
– Какой бы ни был кризис, есть продукт, есть услуги, и их надо продавать, их нужно продвигать по рынку. И поэтому второй категорией востребованных специалистов сегодня идут маркетологи, IT-маркетологи. Мы увидели повышение спроса на PR-специалистов.
Но в услугах организатора праздников, говорит Виктор Марсаков, пока никто не нуждается. Свою команду ему пришлось распустить. Еще остался должен клиентам за оплаченные, но непроведенные торжества.
Виктор Марсаков:
– Представляете, это произошло в один день, когда объявили это ЧП, вот такое ощущение, сразу все резко, практически в один день. Потому что все заказы, которые были в других городах, все мероприятия, свадьбы и т. д., которые были запланированы на март, на апрель, они автоматически, практически либо отказались, естественно, потому что рестораны закрылись, либо перенесли на более поздний срок. Еще неизвестно, после карантина захотят ли они жениться в итоге.
Он еще надеется, что сможет реанимировать свой бизнес. Ну а если беспраздничный период затянется, готов пробовать себя в чем-нибудь другом.
Виктор Марсаков:
– И хоть действительно идти таксовать, наверное, или, может быть, искать какую-то другую, переквалифицировать работу.
Аналитики считают: чтобы уберечь страну от тотальной безработицы, нужно срочно спасать малый и средний бизнес. Для этого предлагают расширить список предприятий, которые следует освободить от уплаты налогов минимум на год. Чтобы те смогли выжить и сохранить рабочие места.
Наталья Оспанова, президент Казахстанской ассоциации профессиональных исследователей общественного мнения и рынка:
– Сейчас наступает период оплаты налогов. И у большинства компаний встает вопрос: либо оплатить налоги, но при этом не платить зарплату сотрудникам, потому что просто не хватит денежных средств для этого, и, соответственно, люди останутся без заработка, либо уплатить зарплату, но при этом мы попадаем тогда под штрафы.
Но куда оптимистичнее смотрят в будущее столичные чиновники. Говорят, работы хватит всем желающим – нужно ремонтировать трубы и дороги, строить дома и мосты, а еще чистить арыки и озеленять улицы.
Ерболат Абулхатин, директор департамента занятости Министерства труда и социальной защиты населения РК:
– На сегодня для реализации «Дорожной карты занятости» отобрано 6,5 тысячи проектов. Уже с 1 мая началась активная фаза по реализации этих инфраструктурных проектов.
По антикризисной «Дорожной карте» трудоустроить обещают 250 тысяч человек. И 58 тысяч уже заступили в смены – хвалятся в Минтруда. Вот только безработных сейчас, по подсчетам независимых аналитиков, в стране на несколько миллионов (!) больше.
Смотрите нас в YouTube! Читайте в Facebook, Instagram и Telegram!