Политологи: Парламентские квоты для женщин и молодежи – не выход
Женщин и молодежи в казахстанской политике станет больше. На днях президент Касым-Жомарт Токаев подписал поправки в конституционный закон «О выборах». Согласно документу, 30% мест в партийных списках теперь будут отдавать дамам и тем, кто младше 29. Им же отныне положена треть мест в Мажилисе и маслихатах.
Автор: Дамира Абдрахманова
30.05.2020
Многие посчитали такую меру справедливой. Ведь женщина в нашей стране хотя и имеет по конституции равные права с мужчиной во всех сферах, на практике чаще «рулит» все-таки сильный пол. А депутатов, акимов и уж тем более кандидатов в президенты в юбках – единицы.
К тому же пора омолодить аудиторию законотворцев. Ведь средний возраст казахстанских парламентариев сегодня – 60 лет.
Но политологи считают: идея с квотой сама по себе, может, и хорошая. Но для того, чтобы каждый желающий имел возможность пробовать себя в политике, нужны серьезные реформы. И приток свежей крови совсем не гарантия того, что государственная машина заработает по-новому.
Досым Сатпаев, политолог:
– Если опять взглянуть на попытку создать программу «Болашак», если вы помните, то есть когда думали, что молодые люди придут в структуры государственной власти и от этого бюрократический аппарат будет работать лучше, мы видели, что это потерпело фиаско. То есть даже появление многих представителей молодого поколения не улучшило работу госаппарата. Более того, если вы помните, были прецеденты, когда выпускники «Болашака» даже оказывались на скамье подсудимых, обвиненные в коррупционных преступлениях.
Что изменится в стране с приходом в парламент женщин и молодежи?
Так сложилось, что женщина в Казахстане, согласно традициям, в первую очередь должна обеспечивать уют в доме, воспитывать детей, ну а карьеру поставить на второй план. Однако времена меняются, яркие и независимые девушки добиваются высот. Некоторые ни много ни мало метят в Акорду, а значит, хотят стоять не у плиты, а у руля всей страны.
Первая кандидатка в президенты Казахстана за почти 30 лет независимости появилась только в прошлом году. Первооткрывательницей стала депутат Дания Еспаева. На выборах за нее проголосовало полмиллиона граждан. Народную избранницу радуют последние законодательные новшества. Министерство юстиции обязало все политические партии закрепить 30% в своих избирательных партийных списках за женщинами и молодыми людьми.
Дания Еспаева, депутат Мажилиса Парламента РК:
– В политику тоже боятся идти, считая, что это дело мужское. Я думаю, нам всем надо этот стереотип менять. Допустим, на следующих выборах политические партии обязаны будут привлекать, учитывая, что установлена такая квота, они обязаны будут привлекать в свои ряды таких вот активных, деловых женщин. Почему вы думаете, что, если женщина придет в политику, она что-то потеряет?
Сама квота распространяется только на партийные списки в депутаты Мажилиса и местные маслихаты, а значит, прямой дорогой во власть она не станет. Молодым людям и женщинам в первую очередь предстоит доказать собственной партии, что они смогут работать на местах.
Сейчас в нижней палате Парламента из 104 депутатов женщин только 27. Средний возраст всех трудящихся предпенсионный – 58 лет.
Похожая ситуация и в верхней палате. Из 48 сенаторов казахстанок только шесть. В среднем депутатам сейчас 60 лет.
При этом самому молодому депутату Геннадию Шиповских сейчас 31. А вот аксакалов в Мажилисе достаточно. Самый главный, конечно же, Владислав Косарев. В этом году он отметит 83-й день рождения. С напряженным графиком работы организм народного избранника справляется не всегда. Видимо, поэтому иногда он не отказывает себе в удовольствии поспать прямо во время заседания.
– Вопрос не в гендерном, наверное, неравенстве. Вот если мы по возрасту сегодня посмотрим, то в Мажилисе сегодня нет ни одного человека моложе 29 лет.
Об отсутствии молодых специалистов говорит и недавно назначенный в Парламент Максим Споткай. 28-летний мужчина работает в аппарате Сената. Утверждает, залогом его успеха стало начало карьеры еще со студенчества. Высокопоставленных родственников в семье никогда не было.
Максим Споткай, зам. руководителя аппарата Сената Парламента РК:
– Кто-то говорил, что я сын какого-то министра там бывшего, бывшего акима и т. д. Ну, очевидно, мои родители и все мои родственники, они работают там, в Аксу, на электростанции. Есть энергетики, экологи есть. Но даже государственных служащих, в принципе, у нас нет. Тем более каких-то людей, которые занимают прямо высокие посты. Поэтому, от какого я мог быть Баке, я не знаю.
В необходимости менять привычную картину уверена и Динара Садвакасова. Девушка уже пятый год возглавляет общественную организацию, которая специализируется на поддержке школьников. За время своей работы Динара не раз сталкивалась с депутатами. В будущем и сама хочет попробовать свои силы в политике.
Динара Садвакасова, председатель Республиканской единой детско-юношеской организации «Жас Улан»:
– Один человек в этой системе ничего не может изменить, и поэтому здесь нужно, наверное, какое-то коллективное усилие. Парламент нуждается в некоем омоложении. Потому что мы видим, что там, безусловно, люди, которые прошли большой трудовой путь, жизненный путь, у них есть большой опыт за плечами. Но тем не менее молодежь может внести какой-то драйв, инновации, какие-то новые идеи.
При этом открыто о гендерном неравенстве в рядах политической элиты страны сегодня никто не говорит. Да и сами женщины в составе правительства худо-бедно, но представлены.
К примеру, в Кабмине сейчас работают 20 чиновников во главе с премьер-министром. Среди них только две женщины – глава Минкульта Актоты Раимкулова и новоиспеченный министр информации Аида Балаева. Средний возраст трудящихся – 50 лет.
Среди акимов областей и регионов женщина и вовсе одна. Гульшара Абдыкаликова возглавила родную Кызылординскую область в конце марта. Сами градоначальники, как выяснилось, чуть старше министров. В среднем им не больше 54 лет.
Гульшара Абдыкаликова стала первой женщиной в истории Казахстана, которая поднялась до уровня областного акима. А вот возглавлять города нашей страны для казахстанок совсем не впервой. Вера Сухорукова села в кресло руководителя Усть-Каменогорска в 99-м. Признается, в то время нелегко было всем, поэтому на женщин и мужчин в правительстве не делились.
Вера Сухорукова, аким г. Усть-Каменогорска (1999-2003):
– Надо смелее идти в политику. Когда мне предложили работу акимом города, я сказала: «Я привыкла работать заместителем, здесь как бы сложно. Нужна политика» и т. д. На что мне те люди, которые предлагали эту должность, сказали: «Ты уже в политике. Если работаешь где-то на государственной службе, то от политики никуда не уйдешь».
К слову, именно женщины иногда удивляли казахстанцев своей непосредственностью. Например, бывший сенатор Бырганым Айтимова запомнилась всем не только своими успехами или неоднозначными высказываниями, но и яркими колготками. Конечно, стильно одевались и другие. Та же экс-министр труда Мадина Абылкасымова на обложке журнала в костюме от Армани. Но все-таки битву за самый запоминающийся образ выиграла Бырганым Сариевна.
– Кто как содержится, тот так и работает.
Никто не смог затмить и высказываний мажилисвумен Гульжаны Карагусовой. Она не раз оказывалась в центре внимания либо из-за своих занимательных комментариев, либо благодаря интервью на родном языке.
Однако самой большой звездой на депутатском Олимпе по праву можно назвать Бахыт Сыздыкову. Она активно занималась не только законотворческой деятельностью, но и поддерживала КВНщиков и даже организовала флешмоб в поддержку студентов. Сейчас, правда, решила сделать акцент на собственной сети кулинарных магазинов.
Идею создания специальной квоты для женщин и молодых специалистов политолог Досым Сатпаев встречает весьма прохладно. Он уверен: несмотря на то что это является международным опытом, главную проблему нашей страны одним лишь документом не решить.
Досым Сатпаев, политолог:
– Само введение квотирования, в частности в избирательные списки политических партий, оно не решает самую главную проблему. Оно не решает проблему свободного доступа любого гражданина Республики Казахстан к процессу принятия политических решений. В условиях Казахстана политика – это очень и очень ограниченный круг участников. Это очень жесткие правила игры.
Изменится ли картина в высших эшелонах власти с введением квоты, станет известно скоро. Уже в следующем году в стране состоятся парламентские выборы. В них, помимо женщин и молодежи, официально должна принять участие и оппозиция.
Смотрите нас в YouTube! Читайте в Facebook, Instagram и Telegram!