{metadescription}
0:000:00
Запрет на приближение: домашних тиранов будут наказывать по-новому

Запрет на приближение: домашних тиранов будут наказывать по-новому

Домашних тиранов будут наказывать строже. В Парламенте наконец-то приступили к рассмотрению нового законопроекта о бытовом насилии. Дебоширам продлят сроки ареста и запретят приближаться к семье, а главное – к детям. Причем защитное предписание, если норму одобрят, может выдать участковый самостоятельно.

В полиции говорят, новый закон поможет довести больше дел до суда. Сейчас из 100 тысяч обращений регистрируют только 30%. Но есть и другая проблема: жертвы зачастую прощают своих абьюзеров.

Марат Ахметжанов, зам. генерального прокурора РК:

– Только в прошлом году мы продлили арест для дебоширов с трех до пяти суток. Но все сидят не больше дня. Потому что в суд начинают обращаться сами жертвы домашнего насилия и их семьи. Они просят прощения друг у друга, и на этом дело закрывается.

Новый закон мириться позволит только один раз. Но поправки все равно не устраивают общественников и депутатов. Одни требуют вернуть в Уголовный кодекс статью о побоях, другие возмущены тем, что жертве насилия приходится слишком долго доказывать сам факт избиения.

А ведь и правда, справки, экспертизы – все это тормозит расследование. Да и не знают женщины, куда и когда обращаться. Нами составлена инструкция по применению.

Ссоры, угрозы, крики и, конечно, слезы. Доводилось ли вам быть невольным свидетелем выяснения отношений между супругами? А может, вы  сами росли в такой семье? Или вовсе становились жертвами абьюзеров? Ведь, по статистике, домашнее насилие происходит в каждой третьей семье. Только по официальным данным, ежегодно от рук агрессоров погибает 400 женщин. А сколько еще казахстанок предпочитает не выносить сор из избы…

11 лет совместной жизни и шестеро детей не помешали мужу 29-летней Шолпан Уразбаевой избивать всю семью. Руку поднимал не только на жену, но и на грудных сыновей. Шолпан вспоминает: во время ухаживаний она и подумать не могла, в какой ад превратится ее жизнь после замужества. Ведь все это время будущий супруг вел себя как прекрасный принц, а на деле оказался чудовищем.

Шолпан Уразбаева:

– После рождения первого ребенка муж начал сильно пить. Безработный был в это время. С каждым днем наша жизнь становилась все хуже. Стоит кому-нибудь из детей заплакать, он тут же начинал избивать и их. Никаких денег в дом никогда не приносил, я продукты в магазине в долг брала. Меня бил ремнем, пинал, даже когда я ждала ребенка. А если не ждала, говорил, что убьет, если не забеременею снова. Я рассказала обо всех издевательствах родным, но мама говорила мне, что я сама выбрала этого человека и куда теперь идти?

После побоев беременная Шолпан попадала в больницу. Однако врачи тоже советовали вернуться домой. Измученная женщина не раз сбегала от мужа к родителям. Сейчас Шолпан прячется в одном из кризисных центров. Заявление на супруга она ни разу не писала. Да и, как показывают цифры, даже если жертвы насилия приходят в полицию, это еще не значит, что они готовы привлечь обидчиков к ответу.

Алексей Калайчиди, зам. министра внутренних дел РК:

– Простую статистику приведу: за 8 месяцев этого года к нам поступило порядка 130 тысяч обращений по признакам бытового насилия. В итоге по 2500 возбудили уголовное дело, порядка 30 тысяч – административное производство. По всем остальным потерпевшие отказались и мы не смогли никакие меры принять.

Так что же должна сделать женщина, чтобы домашний тиран получил по заслугам? Во-первых, позвонить по номеру 102. Затем написать заявление на обидчика и быть готовой к даче показаний против мужчины. Следующий этап – медэкспертиза, которая необходима, чтобы зафиксировать побои. И только после этого тяжелая бюрократическая машина сдвинется с места.

Нурлан Нигматулин, председатель Мажилиса Парламента РК:

– Чтобы привлечь дебошира к ответственности, экспертизу провести представители Минтруда. Я не знаю, с какой стороны там Минобразования попало, здравоохранение. И что получается у нас? Из 10 обращений только два доходят до суда. Вице-министр внутренних дел Кожаев правильно сказал, на самом деле вернуться обратно к советскому периоду. Произошло, образно говоря, бытовое правонарушение, извиняюсь, поднял руку там муж на жену, он четко понимал, когда протрезвеет, что 15 суток будет.

Депуты сейчас рассматривают новый закон, который должен предотвращать семейные конфликты. Разработкой документа занимались целый год. И он может изменить отношение общества к подобным ссорам. По словам народных избранников, сейчас случайные свидетели таких инцидентов предпочитают молчать, вместо того чтобы звонить в полицию.

Ирина Унжакова, депутат Мажилиса Парламента РК:

– Сейчас мы заложили такие нормы, когда третье лицо – это могут быть родственники, это могут быть соседи, это даже может быть прохожий – могут сообщить о том, что они стали свидетелями или они подозревают, что есть угроза совершения бытового насилия. И на этот сигнал, на это сообщение должны будут реагировать органы полиции, даже если это сообщение размещено, например, в социальных сетях.

Депутаты предлагают дать участковым возможность самостоятельно выносить защитное предписание, если есть угроза для здоровья женщины. Ограничение будут выписывать на 30 дней, 10 из которых  дебошир должен провести вне дома. В случае если свидетелями конфликта стали дети, наказание могут ужесточить. За первое нарушение предписания грозит штраф, а за повторное – уже уголовная ответственность. При этом, где должен провести агрессор первые 10 дней, в законе не указано. Юристы называют это серьезной недоработкой.

Балауса Бердимбетова, юрист:

Не у всех правонарушителей имеется материальная возможность идти в гостиницу, это дополнительные траты, либо иметь второе жилье. Поэтому вынуждены обратно возвращаться к жертве.  А когда возвращаются, вот тогда, возможно, обстоятельства еще больше усугубятся. То есть законом предусмотрено, что защитное предписание выписывают, но однако это недоработка.

Не все устраивает в новом законе и правозащитников. Глава фонда «Не молчи KZ» рассказывает, за последние годы домашнего насилия в стране стало в разы больше. Поэтому побои нужно признать уголовным преступлением.

Дина Смаилова, руководитель фонда «Не молчи KZ»:

– Мы просим криминализовать побои, вернуть 108-ю, 109-ю. Чтобы понимали, что, если ты избил человека на улице, это одно наказание. Но если ты систематически за закрытыми дверями избиваешь кого-то из членов семьи, то это уже должно быть более суровое наказание. Но эту норму не принимает правительство. Считает, что это слишком жестоко.

Скрытыми жертвами коронавируса стали женщины, запертые с мужчинами в одной квартире во время жесткого карантина. По статистике, за эти месяцы семейно-бытовых конфликтов стало больше на 25%. В два раза выросло количество подобных жалоб в столице – до 40 в сутки. В полиции даже придумали кодовую фразу, которую могут сказать астанчанки, чтобы без лишних вопросов вызвать наряд. Узнать секретное слово женщины смогут в аптеках и магазинах. Впрочем, там же его могут увидеть и мужчины.

Гульмира Шрахметова, старший инспектор подразделения по защите женщин от насилия УМПС ДП г. Нур-Султана: 

– Чем удобно кодовое слово? Обычно, когда на 102 звонят, нужно представляться – возраст, телефон, всю необходимую информацию. А тут кто-либо, кто звонит, тот называет кодовое слово и достаточно назвать адрес. Все, незамедлительно выезжает наряд и отрабатывается данный звонок. К сожалению, я в эфир не могу сказать кодовое слово, но женщины могут об этом узнать.

– А когда это уже будет известно?

– Вот в начале октября уже все аптеки, все продовольственные магазины будут охвачены этими буклетами.

При этом очень мало дел доходит до суда. Часто случается, что пара мирится или вмешиваются родственники. Несмотря на то что Казахстан буквально захлестнула волна домашнего насилия, за 8 месяцев в столичном суде рассмотрели чуть меньше тысячи подобных дел. В самый последний момент, перед приговором, женщины, как правило, прощают абьюзеров. Во всяком случае, на словах.

Анна Минакова, психолог:

– Простить физическое насилие нельзя, его можно только компенсировать. Вот это важная вещь, которую люди не соблюдают. И в результате это только вид прощения. То есть я делаю вид, что я тебя прощаю, но я запомню все, что ты со мной сделал.

Планируется, что примирение будет возможно только раз в год. После агрессора ждет как минимум административная ответственность. Каким в итоге получится новый закон, еще непонятно. И общественники, и депутаты считают, что документ должен быть максимально простым. Только в этом случае он будет работать.

Смотрите нас в YouTube! Читайте в Facebook, Instagram и Telegram!

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

Новости партнеров

Сейчас в эфире
Для просмотра требуется поддержка flash и javascript.