Беспорядки в Кордае: не всем пострадавшим выплатили компенсацию
На этой неделе завершился один из громких процессов по беспорядкам в Кордайском районе. Семеро казахстанцев получили от трех до восьми лет тюрьмы. Это те, кто в феврале участвовал в погромах и грабежах. Но на этом разбирательства не заканчиваются, а наоборот, только начинаются. За массовые беспорядки придется ответить еще как минимум 51 человеку. И в их случае приговоры будут куда серьезнее. Всех обвиняют по особо тяжким статьям: убийства, поджоги и применение насилия.
Автор: Алтын Мендыбаева
03.10.2020
Тем временем поселки, которые в феврале превратились в зону боевых действий, уже почти оправились от шока. Люди восстанавливают дома и пытаются забыть страшные события. На ремонтные работы государство выделило больше 200 миллионов. Но получили деньги не все.
Мы отправились в пострадавшие села, чтобы увидеть, что изменилось за эти восемь месяцев.
Этот казахстанский поселок к обеду, кажется, только просыпается. Масанчи сейчас живет размеренно, и на первый взгляд это обычный населенный пункт. Но стоит проехать чуть дальше, и становится ясно: здесь бушевали пожары.
Повсюду звучали выстрелы. Грабежи и погромы охватили почти все село.
Семья Юсуфа Парова не может избавиться от страшных воспоминаний. Проснулись от криков разъяренной толпы, вовремя успели убежать. По дому пламя распространилось молниеносно. За восемь месяцев глава семейства успел многое восстановить, осталась отделка. Вот только рабочих, которые раньше приезжали в Масанчи, теперь не дождаться. В стране пандемия.
Юсуф Паров:
– Очень тяжело в связи с коронавирусом. Таможня туда-сюда. В том году рабочих валом было. Границы до сих пор закрыты, поэтому самим приходится делать. Все внутри сгорело. Мебель, все вот это сейчас, дай Бог, все нормально восстановимся. Уже восемь месяцев прошло – все нормально, все тихо.
Компенсацию от государства получили не все. В числе тех, кому повезло меньше, – пенсионерка София Хуанлир. Говорит, дом отремонтировала частично. Собственными силами. Дело в том, что у пожилой женщины нет документов, подтверждающих право собственности. Поэтому и денег ждать не приходится.
София Хуанлир:
– Диван, ковер, все здесь сгорело. Здесь диван. Смотри: верхнее, вот, сгорело. Хочу отремонтировать. Но у меня возможности нет.
– Сколько еще нужно на ремонт, как вы думаете?
– Не знаю, пока не буду делать. Пока денег нет.
Пока люди восстанавливают дома, в судах идут процессы. На этой неделе приговор вынесли семерым участникам кордайских беспорядков. Они получили разные сроки, от трех до восьми лет. Пятерых мужчин признали виновными в погромах, еще двоих – в кражах. Но они с этим не согласились.
Мырзагали Дуйсенбаев:
– Я работал таксистом в Кордайском районе. Во время беспорядков никого не грабил. И меня теперь осудили на шесть лет. Дома у меня дети. Я прошу смягчить наказание.
На осужденных надели наручники во время оглашения приговора. Еще один участник беспорядков свою причастность тоже отрицает.
Алмат Тлеугалиев:
– Я не согласен с приговором. Я не совершал преступлений – не воровал, не убивал людей. Я подам на апелляцию, я инвалид.
Абдурашит Багиев надеется, что к ответственности привлекут и тех, кто поджег его грузовую машину. На ней мужчина перевозил продукты по Казахстану. И лишился единственного источника дохода. Говорит, спасти положение может только компенсация.
Абдурашит Багиев:
– Это быстро произошло. Я семью отвез. Пока приехал, она уже горит. На этом же месте. Еще не вызывали. Должны на суд вызвать. Я своими силами не могу, у меня нет денег.
За массовые беспорядки в Кордайском районе будут судить еще 51 человека. Их обвиняют в убийствах, поджогах и применении насилия. У некоторых фигурантов уже были проблемы с законом.
По официальной версии, сначала конфликт разгорелся на дороге, которую не поделили два авто. Закончилось все тем, что 11 человек погибли, еще 192 получили ранения. В полиции завели 120 уголовных дел. На сегодня осудили 12 участников погромов. Они поджигали не только дома и машины, но и коммерческие объекты.
На центральную улицу, где начались первые поджоги, конечно, уже вернулась жизнь. Большинство строительных и продуктовых магазинов возобновили работу. Но состояние некоторых зданий по-прежнему оставляет желать лучшего. К примеру, в этом торговом доме еще не принимают клиентов. Его отремонтировали не до конца.
Пламя бушевало и в продуктовом магазине Алима Малиева. Предприниматель рассказывает: помощи ни от кого не ждал. Приговора суда тоже. Деньги занял у друзей и сразу же начал ремонт.
Алим Малиев:
– Сильно пострадал, получается, второй этаж полностью пострадал. На нижнем этаже у нас, получается, монолит. Пострадала только пластика и продукты верхней полки полностью. Получается, больше миллиона на восстановление.
Клиенты потянулись в строительные магазины. И это неудивительно. Восстановлением домов сейчас заняты многие. Спросом пользуется практически весь товар.
– Листы, балки, железо, арматура, цемент.
Оценочная комиссия свою работу завершила давно. На восстановление домов и магазинов выделяли больше 200 миллионов тенге. Эти деньги распределили между собственниками. По словам чиновников, из 65 пострадавших у 11 не было нужных для компенсации документов.
Ерлан Орумбаев, зам. акима Кордайского района:
– Оценочная комиссия работала примерно месяц-полтора, то есть мы провели трехуровневую оценку. Первая – это была оценка сметной стоимости всего ущерба. Второе – мы сделали отбор: узаконенная, неузаконенная. Третье – мы начали деление: жилые дома плюс хозпостройки. Из 65 объектов 11 объектов не имеют правоустанавливающих документов. По 54 объектам было сразу же начато восстановление.
В акимате говорят: пострадавшим, возможно, выделят деньги дополнительно. Жители Масанчи планируют завершить все работы до наступления холодов.
Смотрите нас в YouTube! Читайте в Facebook, Instagram и Telegram!