{metadescription}
Посткарантинный киносезон: электронные билеты, маски и полупустые залы
Посткарантинный киносезон: электронные билеты, маски и полупустые залы

Посткарантинный киносезон: электронные билеты, маски и полупустые залы

Казахстанцы не хотят смотреть фильмы на большом экране. После семимесячного перерыва в четырех городах страны наконец открылись кинотеатры. Но залы все еще пустуют. И причин тому несколько.

Во-первых, цены. Карантин серьезно ударил по карману бизнесменов, и теперь они пытаются хоть как-то заработать. Поэтому стоимость билетов подняли в несколько раз. Во-вторых, новые санитарные требования. В залах больше нельзя сидеть вместе, придется отказаться от еды и напитков. А еще маску запрещено снимать на протяжении всего сеанса. Ну и главное, закрытые кинотеатры научили казахстанцев приспосабливаться. Зачем куда-то идти, если любимые фильмы можно посмотреть дома, на популярных интернет-платформах?

Тем более что после открытия залов новинок на экранах не так много. Кризис сейчас и у киноделов. Из-за локдауна они тоже остались не у дел.

Тимур Бактыбаев, продюсер:

Семь месяцев ждать – это очень трудно для киношников, для всех людей, которые работают в этой сфере. Потому что, кроме кино, у нас других работ нет. И так долго ждать премьеру, то есть открытия кинотеатров – это было очень сложно.

Бесконтактная рассадка, электронные билеты и никакого попкорна. Уже неделю алматинские кинотеатры ищут своего зрителя. Процесс вроде бы обычный, но непривычный. Коронавирус кардинально изменил работу кинопарков. Требования к ним повышенные.

– Зритель садится через два кресла.

– Парень с девушкой пришли, и вот через два кресла?

– Да, к сожалению, уже целоваться не получится.

Никаких поцелуев и объятий: дистанция одно из главных условий для сеанса. На расстоянии зрители у кассы, в зале ожидания и во время просмотра фильма.

Тем, кто покупает билеты онлайн, выдают специальный QR-код. Его посетители предъявляют на входе в зал. Процесс считывания занимает всего несколько секунд. Такая мера помогает зрителю свести общение с персоналом до минимума.

Уединиться не получится даже на последних рядах. Места для свиданий в кассах не продаются. Да и выбор в целом невелик. По новым требованиям находиться в зале за раз может не больше 30% зрителей. Такая рассадка серьезно бьет по карману владельцев кинотеатров. Говорят, убытки колоссальные.

Ерлан Бухарбаев, директор по маркетингу и PR сети Kinopark:

В проект Kinopark-Kinoplexx было вложено около 100 миллионов долларов. Прошло 13 лет, но мы до сих пор не вернули кредит банку. Средний срок окупаемости кинотеатра составляет около 20 лет. А после карантина этот срок увеличивается еще на 5 лет. Государство никакой поддержки нам не оказывало вообще.  

После семи месяцев карантина владельцы кинобизнеса поняли: ждать помощи не от кого. Спасать доходы решили сами. Сразу после открытия цены на билеты поднялись. Стоимость сеанса для ребенка от 1200 тенге, взрослому придется заплатить раза в два дороже. Кино в VIP-зале обойдется зрителю почти в 20 тысяч. Но даже при такой стоимости говорить о прибыли не приходится, уверяют бизнесмены.

Ерлан Бухарбаев, директор по маркетингу и PR сети Kinopark:

– Из-за 30% рассадки мы были вынуждены поднять цены на 20%. Кинобары в кинотеатрах не работают. Это нам не компенсирует наши потери, но хотя бы мы сможем выплачивать зарплату нашим сотрудникам, которые сидели без работы больше семи месяцев. Есть еще одна проблема: ТРЦ не идут нам навстречу по аренде, и мы, скорей всего, будем вынуждены закрыть многие кинотеатры.

Коронавирус против кино. Работать разрешили только залам в Алматы, Актау, Атырау и Актобе. В остальных городах большие экраны под замком. Но даже те, кому встречать зрителей не запрещают, открываться не спешат. В одном из алматинских кинотеатров до сих пор готовятся к первому сеансу. Поясняют: проблем накопилось немало, коронавирус заставил играть по новым правилам.

Бауржан Шукенов, директор киносети «Арман»:

– Это здание кинотеатра отдельностоящее, и, в соответствии с постановлением главного санврача Алматы, там были определенные требования к вентиляции, кондиционированию. Но потом мы как бы смотрели дистрибьюторов – наших владельцев контента, что они нам могут предложить.

А предложить, как оказалось, почти нечего. Культовые новинки мировые режиссеры решили приберечь. Из голливудского в основном повторы. В прокате стало больше казахстанских фильмов.

Бауржан Шукенов, директор киносети «Арман»:

– С новым контентом всегда работать сложно. Сейчас вынуждены работать с тем, что уже было на рынке, подготовленные исходники для кинотеатров. Кинотеатры – не то заведение, где разрешили и он завтра начал работать. Это большой процесс. И ожидать того, что мы открылись и зритель пошел, и интерес появился, – это невозможно в данной ситуации.

Неохотно делятся с кинозалами своими картинами и казахстанские режиссеры. Поясняют: риски слишком велики. Новинки берегут на новый год. Создатель фильма «Любовь на миллион» Тимур Бактыбаев жадничать не стал. Его комедия открыла посткарантинный киносезон.   

Тимур Бактыбаев, генеральный продюсер:

– Мы запланировали премьерный показ на 21 мая. Но из-за карантина его постоянно переносили. Знаю, что многие отказались сейчас выпускать в прокат свои фильмы, но я хотел поддержать кинотеатры. Чтобы зрители пошли.

Отсутствие зрителей – главная проблема кинотеатров. После затяжного перерыва желающих попасть на сеанс все меньше. За карантин появилось много альтернативных площадок. Да и запреты внутри залов казахстанцев не прельщают.

Любители пожевать во время киносеанса остались без попкорна. Пить и есть в зале теперь запрещено. Главное требование на всех этапах – маска. Ее нельзя снимать даже во время сеанса.

Киноиндустрия проходит непростые времена. В минус ушли и создатели фильмов. Продюсер комедии «Семейные страсти» Алмат Шадмат вспоминает: до карантина картина успела простоять в прокате неделю. Деньги, которые вложили в рекламу, в итоге сгорели.

Алмат Шадмат, генеральный продюсер:

– Мы не смогли до конца прокатить наш фильм, показать нашей аудитории, нашим зрителям. Поэтому в первые дни, как кинотеатры открылись, мы выставили его в допрокат. Сейчас наполняемость зала: место через два места. На этом создатели фильмов теряют, конечно, в количественном плане.

Коронавирус едва не оставил казахстанцев без кино вообще. Специалисты поясняют, некоторые ушли из индустрии насовсем. За время пандемии наш кинобизнес потерял до 80% прибыли. Восстановиться после такого будет непросто.

Карим Кадырбаев, кинокритик:

– Индустрия легла на бок. Думаю, не меньше года потребуется, чтобы как-то вернуться к показателям, которые были до карантина. Это в лучшем случае, если не будет никаких локдаунов.  

Экспреты уверяют: спрос возрастет лишь тогда, когда появится достойное предложение. За хороший фильм киноманы готовы платить. А там и поход в кино опять станет доброй традицией.

Смотрите нас в YouTube! Читайте в Facebook, Instagram и Telegram!

Вчера

Новости партнеров

Сейчас в эфире