Подростковый секс: юристы предлагают смягчить наказание
Подростка, которого на этой неделе посадили за интимную связь с 15-летней подругой, просят помиловать. Казахстанские правозащитники готовят петицию на имя президента. Они уверены, 17-летнего Нурасхана не должны были отправлять за решетку.
Автор: Ирина Криштоп
28.11.2020
Дина Смаилова, руководитель фонда «Немолчи.kz»:
– Надо такое обращение сделать и использовать эту возможность, пока осталось еще 10 дней до апелляционного суда, подать на апелляцию и попросить буквально милости. Потому что они, конечно, осознали вину, они осознали, что нарушили закон. Но при этом при всем мальчик не преступник. Мы все это понимаем.
Эта история началась еще в сентябре. Тогда родители детей предали огласке их отношения. Это взрослые написали заявление в полицию, которое вылилось в уголовное дело. Парень получил срок за то, что любил свою девушку. Суд усмотрел в подростковом сексе – педофилию.
Вопросы сексуального воспитания в Казахстане поднимают редко. До сих пор в обществе не принято говорить «об этом» открыто. И, конечно, о последствиях дети не думают. А ведь по статистике казахстанские подростки теряют девственность в 15. А каждый пятый несовершеннолетний ведет активную половую жизнь.
А ведь по статье, которая отправила Нурасхана за решетку, за последние два года в стране никого не посадили. Чем же так провинился актюбинский мальчик? Юристы говорят: судить детей по взрослым законам несправедливо.
До колонии для малолетних преступников Нурасхана довела любовь. За секс с малолетней подругой его осудили на три года.
Анара Кошанова:
– Я думала, на 2-3 года отпустят его условно домой, моего сына. У них здесь просто чистая любовь была, больше ничего. У него мыслей изнасиловать не было. Это его любимая девушка.
Ему – 17, возлюбленной – 15. Мать осужденного вспоминает, отношения у пары начались 9 месяцев назад. Они хотели пожениться, но родители не разрешили. Тогда подростки стали убегать из дома. Мать девочки написала заявление в полицию. Там провели экспертизы, которые показали: дети вели взрослую жизнь.
Анара Кошанова:
– Он намеренно хочет жениться на ней. Он неоднократно доказывал это в суде. Рассказывал о своей девушке. И девушка отвечала в том же тоне – то, что она любит его, будет ждать до последнего.
Она с первых допросов убеждала: к сексу он не принуждал, все было взаимно. Но закон запрещает любить тех, кто младше 16. Нурасхан попал под статью за связь с девушкой, которая не достигла возраста согласия. Подросток мог угодить за решетку на 15 лет. Опомнившись, мать девочки пыталась забрать заявление, но было поздно.
Мать школьницы:
– Они оба еще глупые. В интимную связь вступили по обоюдному согласию. Знаю, что любят друг друга. Не против их отношений. Парня жалко.
Впрочем, судья сжалился и вынес достаточно мягкий приговор.
Анара Кошанова:
– Он получил наказание даже меньше, чем положено было, ниже минимального срока. Я в этом благодарна судье, что он вынес такой приговор моему сыну. Он сидит в пятой зоне в городе Актобе уже второй месяц – со взрослыми людьми, со взрослыми мужиками мой малолетний сын.
Нурасхан учился в колледже на электромонтажника. Прилежный студент, говорят педагоги. Они считают, ему не место в тюрьме.
Елена Газизулина, зам. директора колледжа:
– Мы очень опасаемся, что вот этот вот приговор и его нахождение в местах лишения свободы могут сломать этого ребенка. Потому что это спокойный, уравновешенный, послушный, скажем так, ребенок – мальчик, который может такой суровой действительности не выдержать.
Может не выдержать разлуки его подруга. Мать всерьез опасается за здоровье дочери, говорят правозащитники.
Дина Смаилова, руководитель фонда «Немолчи.kz»:
– Мы не знаем, как ребенок себя поведет. Это такой возраст опасный, тревожный. Дети любят действительно друг друга. Эта девочка так отчаянно защищала его в суде. Она такие слова говорила там. Просила, умоляла судью. Это же две сломанные судьбы.
Судить за любовь несправедливо, считает Дина Смаилова. Неправильно и то, что подросткам перед первым допросом не предоставили адвоката. Она уверена, права детей нарушили.
Дина Смаилова, руководитель фонда «Немолчи.kz»:
– Они должны были сначала проговорить с адвокатом. Адвокат должен был все спросить: «А что вы будете говорить? А какие вы показания будете давать? Если вы дадите такие показания, вот будет так». Дети сами, они были уверены, что за любовь их никто не накажет. И они честно рассказали, что у них было два или три контакта.
Если бы влюбленные сказали, что переспали только однажды, то парень мог бы отделаться условным сроком или вообще избежать наказания. За последние два года Нурасхан – единственный в стране, кто получил реальный срок за неоднократное половое сношение с несовершеннолетней. С 2019 года завели около 50 уголовных дел по 122-й статье. 15 подростков за решетку отправлять не стали, лишь ограничили свободу. 31 подозреваемый избежал наказания. Большинство родителей пошли на примирение.
Часто родители прощают даже тех, кого, казалось бы, не должны. Тюрьмы удалось избежать и 29-летнему жителю Западно-Казахстанской области. Больше месяца семья и полиция искали 15-летнюю девочку. Оказалось, она вышла замуж. Обряд бракосочетания провели, как утверждает взрослый супруг, по законам шариата. Но в полиции выяснили: благословения ни один имам не давал.
Молдир Садыргалиева, ведущий специалист пресс-службы ДП ЗКО:
– Прикрываясь незаконным браком, гражданин Ж. намерено вступил в половой контакт с гражданкой И. По данному факту было возбуждено уголовное дело по статье 122, часть 1. Это половое сношение с не достигшим 16 лет. Так как родители отказались писать заявление, отказались от экспертиз, данное дело прекращается. Это отсутствие состава преступления.
К подобным преступлениям приводит отсутствие полового воспитания в школах и семье, уверены психологи. Ведь интимные разговоры могут уберечь подростков от опасных связей. И рассказывать о сексе детям нужно с 5 лет.
Айя Жоламанова, психолог:
– Можно сказать, откуда берутся дети. Ну ему не нужны анатомические подробности. Им достаточно сказать, что – из животика мамы. Но по мере взросления эту информацию нужно раскрывать.
Тема секса в нашей стране считается постыдной. Не все родители готовы говорить откровенно. От разговоров «об этом» неловко и учителям. Эксперты давно просят взрослых перестать стесняться.
Айя Жоламанова, психолог:
– В культуральных обществах, где придерживаются более консервативного взгляда на интимную жизнь, где не принято говорить вслух, не принято обсуждать, на самом деле процент тех же подростковых беременностей и фактов раннего начала интимной жизни (но скрываемой на самом деле) достаточно высок. Опасаясь, что мы скажем так: таковая интимная жизнь – она доступна, она легализована, и это может, так сказать, развязать руки подросткам, на самом деле имеет обратный эффект.
Специалисты говорят, что больше 20% детей до 18 лет активно ведут половую жизнь. И если бы о каждой несовершеннолетней паре узнавали полицейские, то судить приходилось бы чаще. А потому юристы уверены, закон для подростков нужно смягчить.
Сергей Уткин, юрист:
– В данной ситуации для конкретно вот этих двух молодых людей закон не справедлив, да. Мы это понимаем и ощущаем все: если действительно любовь там, все и так далее, надо корректировать законодательство. По-видимому, да. По крайней мере, сделать, ну например, гораздо смягчить или, может быть, даже исключить уголовную ответственность вот этой категории для подростков с 16 до 18.
Ангелине Сайдалиновой – 18. Она – жена и мать. Познакомилась с мужем, когда ей было 16. У них сразу вспыхнули сильные чувства. Говорит, родители охотно приняли зятя.
Ангелина Сайдалинова:
– Моя мама – нет – не была против. Она никогда не препятствовала отношениям – ни моим, ни сестер. Никогда не препятствовала. Сказала, любишь – люби. Я не буду тебе запрещать, тебе с ним в дальнейшем жить, тебе с ним строить семью.
Возлюбленный переехал в дом ее родителей, и через полтора года у них родился сын. Нурали повезло, что его избранница достигла возраста согласия. А разница в 8 лет его не смущала. В Ангелине он не видел ребенка.
Нурали Сайдалинов:
– И для ее лет она уже была по развитию на года 22, честно сказать. Как бы я ни побоялся, что тут такого? Если как бы родители согласны, у меня, меня ничто больше не обязывает, ничто мне не препятствует. Если согласна другая сторона, почему я должен отказываться?
И сама девушка считает, что любви все возрасты покорны.
Ангелина Сайдалинова:
– Если люди любят друг друга, то, ну, если они хотят, ну правда по согласию, там без всяких насилий и так далее, и тому подобное, ну это, я считаю, это нормально. Почему бы нет? Они же любят друг друга, их же никто не заставляет это делать.
Заставить изменить приговор Нурасхану хотят общественники. Они готовят петицию на имя президента. Просят помиловать парня.
Анара Кошанова:
– Каждый день молюсь Богу, чтобы меня услышали, чтобы президент нашего Казахстана, чтобы меня услышал, помог моему сыну не отсиживаться там. Мой сын не педофил! Он просто влюбленный мальчик.
Впереди еще апелляционный суд. Но юристы говорят, шансы выйти на свободу у Нурасхана совсем небольшие – статья тяжкая. По закону юный влюбленный – преступник. И за любовь ему придется отсидеть три года. А чтобы таких прецедентов было меньше, специалисты советуют дарить детям книги: если не о половом воспитании, то хотя бы об уголовном праве.
Смотрите нас в YouTube! Читайте в Facebook, Instagram и Telegram!