{metadescription}
0:000:00
Минусы дистанционки: почему казахстанцы предпочитают учиться онлайн в зарубежных школах

Минусы дистанционки: почему казахстанцы предпочитают учиться онлайн в зарубежных школах

В Казахстане появилась новая национальная идея. Ее озвучил Нурсултан Назарбаев на заседании Совета безопасности. В ближайшие 10 лет нужно вплотную заняться качеством образования, считает Первый Президент. Сделать выводы о важности данного вопроса можно хотя бы потому, что он прозвучал  именно в рамках Совбеза. Ведь раньше Елбасы говорил, например, о проблемах экономики, оружии массового поражения и террористах. Но теперь у Казахстана совсем другая угроза.

Нурсултан Назарбаев:

– Настоящая угроза – это не падение цен на минеральные сырьевые ресурсы, а риск снижения качества интеллектуального потенциала нации. Речь идет об образовании. Здесь мы еще серьезно отстаем от развитых стран, к которым мы стремимся. Наблюдается большой разрыв в качестве образования между регионами, городом и селом. Образование должно стать нашей национальной идеей на ближайшее десятилетие.

В общем, учиться и еще раз учиться! Причем делать это только в Казахстане. Не так давно стало известно, что нашим школьникам запретили дистанционно получать знания за рубежом. Во время пандемии многие родители просто перевели детей в иностранные учебные заведения. Казахстанским чиновникам это настолько не понравилось, что пришлось даже вносить изменения в закон.

Гульнара Ермекбаева, руководитель департамента по обеспечению качества образования г. Алматы:

– Родители и иные законные представители детей, являющихся гражданами Республики Казахстан и постоянно проживающих в РК, обязаны обеспечить получение ими среднего образования в организациях образования РК.

Вот только те самые организации образования со своей задачей, видимо, не справляются, раз об этом даже заговорили в Совбезе. А еще директор центра тестирования в интервью «Большим новостям» заявил: ЕНТ с каждым годом сдают всё хуже.

С тревогой о казахстанском образовании говорят регулярно. И вновь эту тему подняли на заседании Совета безопасности. Его председатель, Нурсултан Назарбаев, встревожен качеством знаний, которые сегодня получают школьники. Он заявил: образование отныне должно стать национальной идеей.

Если масштабная инициатива все же станет реальностью, то ее точно не застанут нынешние выпускники. К важнейшему этапу в своей жизни – ЕНТ – большинство из них подошло в полной растерянности. С прошлого года из-за коронавируса у детей не было системности в обучении. А это ощущается, говорят выпускники.

Алишер Аширбеков, выпускник:

– Онлайн готовиться неудобно, так как дома нельзя сконцентрироваться, и офлайн-формат в этом плане лучше. Когда ты учишься офлайн, если ты что-то не понял, то можешь спросить у учителя, он может объяснить.

На сегодняшний день больше половины казахстанских школьников вернулось к традиционному обучению – за парты. Дочери Асель Сагиндыковой повезло меньше: она все еще на дистанционке. Пользы от этого немного, сетует Асель.

Асель Сагиндыкова:

– Дети получают мало знаний, нет живого контакта с учителем, очень мало времени на учебу. Все-таки в домашних условиях ребенок часто отвлекается на домашние заботы, а в школе контакт с учителем есть.

А вот алматинку Айну дистанционное обучение не напугало, а, наоборот, обрадовало. Но речь идет не об отечественном образовании. Вот уже полгода ее дочь числится в российской онлайн-школе. Несмотря на то, что месяц назад в Казахстане детям законодательно запретили учиться за рубежом дистанционно, Айна и не думает возвращать ребенка в местное учебное заведение.

Айна Сериккызы:

– Эти школы гораздо сильней, гораздо прогрессивней. В этом я убедилась, когда первый месяц мы были отличниками, но тот уровень информации, уроков, домашнего задания, которое нам стали давать, я думала, мы скатимся до двоек. Тем не менее мы справились. Я поняла, что даже четыре года в частной школе нам не дали этого уровня образования, который дает обычная российская школа.

Зарубежное среднее образование выбрала и Динара Шагирова. Вместе с сыновьями она переехала на Бали. Дети ушли из казахстанской школы и начали дистанционное обучение в российской. Параллельно ходят и в местную – индонезийскую.

Динара Шагирова:

– Выбрали мы российскую систему образования, потому что казахстанская система во время локдауна показала, как и все школьные системы мира: никто не был готов к этому «черному лебедю», никто не был готов к пандемии. Очень по многим статьям хромало наше образование, учитывая, что медленно мы переходим на цифровизацию. Поэтому оставаться на казахстанской дистанционной системе для меня было лично не вариант, поэтому я в числе многих родителей – не только мы, мы не единичный случай – перевели своих детей в российскую платформу.

Претензий к российской дистанционке ни у Динары, ни у Айны нет. Говорят, те школы, что они выбрали, задолго до пандемии внедрили онлайн-обучение. И опыт в этом у соседей большой. Все дело в том, что почти 30 лет в России есть такое понятие, как «домашнее образование». Официально оно звучит как «семейное». А потому перевод учеников в интернет для россиян не стал неожиданностью, как для нас.

Ирина Смирнова, депутат Мажилиса Парламента РК:

– Мы знаем, как сегодня проводится дистанционное образование, оно неорганизованно. Оно часто проводится через WhatsApp, когда ребенку просто скидывают задание – и он должен ответ отправить в определенное время. Это большой стресс, потому что не каждый ребенок понимает то, что прочтет. Поэтому говорить о качественном образовании нам пока не приходится.

По мнению депутата, сейчас то время, когда Министерству образования нужно задуматься о вводе «семейного» обучения и в нашей стране. Это, что называется, на долгую перспективу. Сейчас же мажилисвумен беспокоит предстоящее ЕНТ: какие знания покажут дети, которые учились онлайн? Не говоря уже о тех, кто вынужден был делать домашнее задание на крышах домов или прямо на железной дороге.

Ирина Смирнова, депутат Мажилиса Парламента РК:

– МОНу надо подумать о том, что в этом учебном году не было равного доступа у всех к образованию. Не у каждого ребенка был ресурс технический, чтобы можно было заниматься. Хотелось бы, чтобы МОН подумал об этом. И, может, в этом году формат ЕНТ или содержание ЕНТ должно быть другим с учетом всех этих сложностей, которые навалились на наших детей.

А в Министерстве образования тем временем заняты подведением итогов январского ЕНТ. Тестирование в стране проходит четыре раза в год, и вот недавно тест сдавали те, кто планирует поступать на платное отделение. Сдали, по данным министерства, неплохо: средний балл был на уровне 60. Другими словами, серьезных пробелов в знаниях не обнаружили. Но к тому, что они все же могут проявиться, в ведомстве морально готовы. Тем более что опыт горького падения уже есть. ЕНТ 2020-го для многих запомнилось низкими баллами. Но онлайн-обучение здесь совсем ни при чем, уверяют чиновники.

Дидар Смагулов, директор Национального центра тестирования МОН РК:

– Сейчас на меня обидятся те, кто сдавал ЕНТ в 2019 году, но я напомню, что тогда 115 тысяч детей принесли с собой 128 тысяч смартфонов. Это ЕНТ не было честным. Как бы мне ни было больно, это моя зона ответственности, я был директором НЦТ в 2019 году, оно не прошло честно и не отражает реальную картину. В 2020 году мы упали на 10 баллов по сравнению с 2019 годом. По сравнению с 2018 годом мы упали почти на 20 баллов. Но зато это была реальная картина. Сейчас что будет – и мы сравним с 2020 годом, и я скажу: повлияла дистанционка или нет.

И судя по всему, онлайн-обучение не станет поводом для поблажек. Напротив, Минобразования планирует ужесточить контроль за сдающими ЕНТ. Предстоящее тестирование они будут проходить за компьютерами. И за каждым будет следить камера. Если обнаружат, что выпускник жульничал, результаты аннулируют.

Смотрите нас в YouTube! Читайте в Facebook, Instagram и Telegram!

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

20 марта

Новости партнеров

Сейчас в эфире