{metadescription}
«Повышение цен будет продолжаться»: почему дорожают масло, сахар и яйца
«Повышение цен будет продолжаться»: почему дорожают масло, сахар и яйца

«Повышение цен будет продолжаться»: почему дорожают масло, сахар и яйца

Цены на подсолнечное масло взлетели в Казахстане. За литр в некоторых регионах просят уже больше тысячи тенге. И продавцы рассказывают, что стоимость растет едва ли не каждую неделю. Даже по официальным данным Нацбанка, за год масло подорожало на 38%. А поставщики уже готовятся к новой цене. Обещают, что в марте стоимость продукта первой необходимости может вырасти еще на 20%.

Гульнара Нурумова, арендатор рынка:

– Мы не накручиваем цены. Нам доставку делают. Цены – 10% на масло. Вот я 3000 беру, вот это – 300, я – 3300: 10%. Вот это идет уже 3090 тенге, мы ставим 3300. Литровые приходят 500-600 тенге650 ставлю. Нам сказали, 10 марта будет еще подорожание.

Производители уверяют, им просто не из чего делать масло. Не хватает семян подсолнечника. Запасы прошлогоднего урожая иссякли. Все потому, что сырье продают за рубеж, причем в огромных количествах.

По данным Минсельхоза, в 2020-м Казахстан смог собрать 843 тысячи тонн семян подсолнечника, из их на экспорт ушло 520 тысяч тонн, то есть больше 60%. В итоге закупать семена заводы сейчас вынуждены за границей. А там цены в разы выше.

Отсюда и рост стоимости конечного продукта. Те предприятия, которые не могут себе позволить иностранные семечки, и вовсе остановили производство. На рынке вот-вот может образоваться дефицит.

Проблему могло бы решить увеличение экспортных пошлин или запрет на продажу сырья, но чиновники эти идеи не поддерживают.

Отдельные эксперты предлагают властям ввести жесткое регулирование на 19 социально значимых товаров (это хлеб, крупы, овощи, то самое растительное масло, а еще мясо и молоко), зафиксировать на каждый килограмм наценку в тенге, а не в процентах, как делается сейчас. Но производителям и продавцам такое явно придется не по вкусу.

– Этот хлеб очень воздушный, сливочный, нежный…

Шахадат Якубова готовит тесто для хлеба. Процесс непростой. На одну буханку нужно несколько сортов муки, яйца, масло и сахар. Четыре главных ингредиента – из списка социально значимых.

– Сухие ингредиенты – соль с мукой. Добавляем сахар и перемешиваем до объединения.

И хотя сахара в одной буханке немного, на цене хлеба сладкий песок все равно отражается. Не в лучшую сторону. Оно и понятно: за год стоимость килограмма поднялась почти на 35%. Это официальные цифры Нацбанка. Причина простая – в стране не хватает сырья. Больше половины везут из-за рубежа.

Кирилл Павлов, независимый директор ассоциации «Верховный совет крестьян»:

– Сахар у нас импортируется. Мы закрываем сахар на 25-30%. Пандемия нарушила все логистические цепочки. Пандемия ограничила ввоз, и у нас произошел определенный коллапс. 

Сладкоежкам теперь приходится несладко. Песок хоть и не в дефиците, но цены кусаются. Средняя стоимость по стране – 254 тенге за килограмм. В Нур-Султане и Атырау ценник и вовсе приблизился к 300. Предприниматели жалуются, новый прайс им совсем не в радость. На продуктах первой необходимости много не заработаешь. Только от покупателей упреки слушать. Уверяют, накрутка минимальная – товар-то социальный.

Клара Кусаинова, предприниматель:

– Куда это годно?! Куда гонят цены, скажите! У нас же в Северном Казахстане зарплаты низкие – по 70 000 – 80 000 получают. Ну как вот прожить на эти деньги?! Вот, смотрите какие цены у нас стоят. Через неделю меняются, через неделю! Приходит товар – уже другие цены.    

С рынка прямиком на кухню. Здесь точно знают цену продуктам. Из них сегодня выпекают хлеб. В тесто обязательно нужно добавить яйца – еще один подорожавший продукт. 

– Следующий этап – добавляем яйца. У нас пошел процесс замеса и соединения всех ингредиентов.

Яйца на кухне на вес золота. Цена за десяток по стране – почти 400 тенге. Это на треть больше прошлогодней стоимости. В крупных городах ценник давно приблизился к 500. Производители поясняют, всему виной дорожающие корма и птичий грипп. Последний убил поголовья сразу нескольких казахстанских фабрик. Но у чиновников свои взгляды. Уверяют, все дело в спекулянтах. Мол, они намеренно накручивают цены. В «корзине причин» неожиданно оказался и сезонный фактор.       

Бакытжан Сагинтаев, аким г. Алматы:

– Что касается повышения цен, то стоимость яиц выросла не только в Алматы, но и по всему Казахстану. По данным наших специалистов, это сезонное повышение цен. Я видел в новостях, что и в России растут цены. Я думаю, что скоро цены стабилизируются.

Но о стабилизации цен на птицефабриках даже не думают. Производители уверяют, отрасль серьезно пострадала. Бизнесмены просят увеличить субсидии. Закупать приходится все, даже кур-несушек. При этом наценка на продукцию остается минимальной.

Жанна Курмашева, генеральный директор птицефабрики:

– Сейчас мы подсчитываем: больше должна быть. В среднем 25-30% у нас идет повышение по кормам, мы повышаем 5-7% – коэффициент инфляции, не более. Один цыпленок, который в будущем становится родителем для выращивания бройлеров, мы приобретаем в Голландии за 4 евро. Одна партия – около 500 тысяч. 

Еще хуже на рынке ситуация с подсолнечным маслом. За год его цена возросла на 40%. В некоторых магазинах за литр просят почти тысячу тенге. Но и это не предел, считают производители. Уверяют, в стране серьезный дефицит сырья. Больше половины наших семечек отправили на экспорт. Закупать привозные оказалось дорого. А дальше цены – как по маслу.

Татьяна Костина, финансовый директор маслозавода г. Усть-Каменогорска:

– Такой скачок получился из-за скачка подсолнечника – на семена. Если урожай 19-го года мы закупали по 90-100 тенге, то на сегодня цена уже дошла до 220 тенге за килограмм. То есть почти более в два раза выросла цена. Государство не хочет себя защищать – и маслосемена вывозят. Вывозят в Узбекистан, в Таджикистан. И самое интересное – на рынке сегодня появилась Турция. 

Эксперты уверяют, из-за дефицита сырья в стране останавливают производства. Но в Минсельхозе в этом проблемы не видят.

Саят Камзин, гл. эксперт департамента агропродовольственных рынков МСХ РК:

– В прошлом году мы собрали 843 тысячи тонн подсолнечника, 520 тысяч тонн экспортировали. Мы не связываем рост цен с нехваткой подсолнечника.

Почему тогда растут цены на масло, непонятно. Производители стоят на своем: продавать другим странам нужно не сырье, а готовую продукцию. Тогда и наши семечки не придется закупать с чужой накруткой. Они уже просили чиновников повысить таможенную пошлину. Но власти отказали. И правильно сделали, считают экономисты.

Акимжан Арупов, директор Института мировой экономики и международных отношений:

– Мы ответственные члены Всемирной торговой организации, мы не можем нарушать международные соглашения. То есть по маслу производитель не может нарушать контракты, которые он подписал, ибо завтра он просто партнеров потеряет и, скорее всего, – серьезные штрафные санкции. Поэтому динамика повышения цен, к сожалению, будет продолжаться.

Цены на продукты, похоже, не остановить. Только за январь, по данным Нацбанка, они выросли почти на 11,5%. Но это в масштабах страны, а что насчет отдельной семьи?

Спустя несколько часов Шахадат Якубова закончила с выпечкой. Буханки отличаются по составу, форме и... цене. Похожи они, пожалуй, только в одном – обе подорожали.

Шахадат Якубова:

– Продукты у нас очень подорожали, особенно за последние два месяца: сахар, мука, масло сильно поднялись в цене – более 20-30%. Цена этого хлеба по себестоимости выходила у нас в 500 тенге, сейчас себестоимость выросла до 800 тенге. Также этого хлеба – себестоимость у него была 650 тенге, сейчас выходит 750 тенге. 

И дешевле этот хлеб, похоже, не станет. Ведь, несмотря на усилия чиновников, у ценников в Казахстане нет пути назад.

Смотрите нас в YouTube! Читайте в Facebook, Instagram и Telegram!

Вчера

14 февраля

Новости партнеров

Сейчас в эфире