«Слышно, как стены рушатся»: зачем в Жезказгане ввели режим ЧС
Международные аналитики заявили, что в Казахстане образовался пузырь на рынке недвижимости. Специалисты Standard & Poor’s отметили, что за месяц из ЕНПФ вывели больше миллиарда долларов и это привело к скачку цен на квартиры.
Автор: Айгерим Бухтаева
27.02.2021
В подтверждение слов зарубежных экспертов отечественные приводят цифры. Цены на жилье в стране бьют рекорды.
По данным сайта krisha.kz, в феврале стоимость квадратного метра выросла на 3,5%. И наибольший прирост фиксируют в городах, которые лидируют по снятию пенсионных денег. Это Актау, Уральск и Атырау. Такие ценники там не видели последние пять лет.
Экономисты опасаются, что этот пузырь на рынке недвижимости может лопнуть. И тогда не поздоровится банкам, которые участвуют в ипотечной программе.
На фоне этого ажиотажа удивляют новости из глубинки. В Жезказгане на этой неделе власти ввели режим чрезвычайной ситуации. И все это тоже из-за жилья. Только там его не хватает.
Оказалось, что в городе дома буквально разваливаются. Строения покосились, стены – в огромных трещинах. В этих двухэтажках не то что жить, стоять рядом с ними опасно. Проблема, конечно, появилась не сегодня. Но только сейчас местные власти признались, что справиться ней сами они не в силах. Поэтому и ввели режим ЧС техногенного характера – в надежде, что выделят деньги из республиканского бюджета.
Как десятки домов оказались на грани обрушения и что теперь делать людям, которые в них живут?
Люди в Жезказгане уже третий день живут в режиме ЧС техногенного характера. Но чрезвычайной ситуация стала гораздо раньше. Год за годом дома ветшали. И в 2021-м чиновники признали, что находиться в них опасно.
Кайрат Бапанов, зам. акима г. Жезказгана:
– Деньги на реализацию программы по переселению мы взяли из местного бюджета. Но на остальные нужды – это дороги и детские площадки – нам выделит область.
– Мы боимся, что соседи упадут на нас. Боимся делать потолок.
Наталья Володина давно оставила попытки ремонта. Утверждает, что-то делать тут просто опасно. Ее дом – один из двадцати четырех, признанных аварийными. И это сразу видно: двери и окна перекошены, из всех щелей дует.
– Понимаете, слышно вот, как будто стены рушатся.
Переезжать отсюда женщине с детьми некуда. Живут они небогато. На компенсацию особых надежд тоже нет. Дом деревянный, поэтому рассчитывать на внушительную сумму не стоит. На эти деньги найти аналогичное жилье невозможно, уверена Наталья. Ипотека Володиным не по карману.
Наталья Володина, жительница г. Жезказгана:
– Если мы берем квартиру, значит, мы за нее платим, с нас высчитывают, а остальное мы должны платить 20-25 лет. А если я не выплачу, значит, мои дети, получается, останутся на улице.
Жилищный фонд в маленьком городе давно состарился. Аварийные дома повсюду. Вот такие фасады уже давно превратились в визитную карточку Жезказгана.
Улица Абая – одна из центральных в Жезказгане. Большую часть построек возвели еще в 60-х годах прошлого века. Только здесь комиссия признала непригодными для жилья семь домов.
В этой квартире пенсионерка Лариса Артемова живет почти 30 лет. И надеется прожить еще столько же. Она уверена: ее дом – ее крепость. Пусть – в трещинах и щелях. Поэтому переезжать никуда не собирается.
Лариса Артемова, жительница г. Жезказгана:
– Ну, трещины в любой квартире, в любом доме надо ремонтировать. Просто мы не до конца сделали ремонт. Сейчас я пока не могу. Ну ничего, в этом году замажем, заделаем – и будет все хорошо. Я никуда не хочу.
Старым аварийным домам некоторые жители доверяют больше, чем новостройкам. К тому же они привыкли жить в центре – рядом поликлиника, магазины и скверы.
Калдыгуль Куатова, жительница г. Жезказгана:
– Если будут переселять, чтобы предоставили равноценное и по площади, и этаж, естественно, и желательно, наверное, чтобы жильцы сами выбрали. Как говорится: не обидели.
– Думаете, реально это?
– Сомневаюсь.
Сомневаются и бизнесмены. Их офисы и кафе, расположенные на первых этажах аварийных домов, также признали опасными. Одним пришлось закрыться. Другие зарабатывают, пока могут.
Олег Боев, бизнесмен:
– Мы вот посчитали, увидели: если делить на одну квартиру – грубо около 5 миллионов за одну квартиру. Это же вообще! Сейчас цены однокомнатной квартиры – 6-7 миллионов. А здесь это же не просто квартиры, это офисы, это бизнес. Неизвестность вообще. Если они по суду заставят, что дальше? Ничего нету.
Львиная доля ветхого жилья в Жезказгане – это деревянные дома. Но есть и аварийные кирпичные. У каждой постройки своя история обветшания.
В этом доме в негодность первыми пришли коммунальные сети. Жители много раз пытались их восстанавливать, но ничего так и не вышло. После того как подвал стало заливать, не переставая, горожане ринулись покидать этот подъезд.
Люди замуровали двери и отправились по родственникам и съемным квартирам ждать положенной компенсации. А когда-то в Жезказгане жили совсем иначе и ждали совсем другого.
Анастасия Иваненко, жительница г. Жезказгана:
– Областной центр – у нас тогда стройка работала и день и ночь. Школы, детские сады новые, все вот эти вот, все магазины, площади. Моногород наш стал, такое название ему присвоили. Моногорода – они сильно не развиваются. И поэтому одно время было вообще приостановлено все строительство. И вообще вся жизнь.
Горожане не раз собирали подписи, просили восстановить Жезказган. А еще жаловались, что старое жилье обветшало, а нового не строят. И этой проблеме уже 40 лет. Но на ее решение все время не хватало то ли денег, то ли желания, говорят эксперты.
Дмитрий Мазий, архитектор:
– Оно же с 80-х, с 90-х годов, когда физический износ подошел – полностью менять. Просто механизм не нашли. Не очень такие благоприятные условия – вот эти года, вы знаете, 90-е, там начало 2000-х. С финансированием тяжело было.
Проще с финансированием стало в прошлом году, когда Жезказган окончательно превратился в «город аварийного жилья». Тогда же и начали снос. Двухкомнатные оценили в 3,5 миллиона тенге, трехкомнатные – в 4,5. Цены в этом году еще не утвердили, но разница, скорее всего, будет небольшой. Власти уже готовятся к долгим переговорам с жильцами.
Алиса Сагимбаева, руководитель отдела жилищной инспекции г. Жезказгана:
– «Вы нам дадите копейки и выкинете на улицу», – такого не предусмотрено. Всем собственникам квартир будет выплачиваться компенсация в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственном имуществе». Компенсация будет выплачиваться по рыночной стоимости аналогичного жилья. Жители могут сумму своей компенсации внести сразу в качестве первоначального взноса и дальше выбирать жилье по своим финансовым возможностям.
Чиновники уже определили 260 домов, которые в ближайшее время официально станут ветхими. И тем, кто там живет, остается надеяться только на щедрость оценочных комиссий. Компенсации должно хватить на покупку другой квартиры. В противном случае людям остается рассчитывать только на ипотеку. Предоставление аналогичной площади по программе не предусмотрено.
Смотрите нас в YouTube! Читайте в Facebook, Instagram и Telegram!